Награды и примечания: Юрий Яковлев (текст).
Прокат (1972, 11 место) - 31.5 млн.зр.
Краткое содержание: Старые друзья - следователь прокуратуры Мячиков и инженер Воробьев - несмотря на преклонный возраст, не собираются уходить на пенсию. Поэтому Воробьев, пока необходимый на своей работе, разрабатывает план действий по хищению картины из музея.
Да,и в фильме "Экипаж" героиня тоже готовит холодец.
Автор:
Обсуждение фильма вылилось в обсуждение холодца или студня. В фильме "Морозко" Баба-Яга холодцом кормит своих подчинённых.
Автор:
Тему голода Рязанов продолжил в фильме "Старики-разбойники". С каким смаком Николай Сергеевич описывает Анне Павловне, как он ВЕСЬ ДЕНЬ варит студень!
Автор:
Не только преступник должен быть хорошим актером, как считает Подберезовиков, герой "Берегись автомобиля",но и оперативник тоже. Ведь когда Шарапов
внедрился в банду "Черная кошка", он должен был проявить актерское мастерство. А следователь Мячиков из "Стариков-разбойников"?Он должен был
изобразить рабочего, несущего картину на реставрацию.
Автор:
В фильме "Вокзал для двоих" музыканту Шурику предлагают взять домой студень, а он отказывается. Новосельцев, такой же одинокий мужчина, как и Мячиков, воспитывает двоих детей, но про студень Рязанов не упоминает. А Наденька готовит на Новогодний стол заливную рыбу. Неспроста это, неспроста...
Автор:
Кстати, студень (он же холодец) входит в десятку наиболее непостижимых для иностранцев блюд русской кухни (они привыкли видеть в желеобразной массе сладкий десерт, а тут - мясной вкус!). Кто знает, может быть холодец содержит частичку тайны русской души?
Автор:
Рязанову нравится когда мужчина готовит студень. Здесь Мячиков, в фильме "Зигзаг удачи" муж Лидии Сергеевны.
Автор:
Так значит с инкассаторскими мешками в стране тогда напряженки не было?Ну что ж, хоть это радует.
Автор:
В конечном итоге:Мячиков остался на работе, деньги пропали, преступник их укравший не найден, но Мячиков нашел свою любовь.
Автор:
– Она подумала, что я присвоил эти восемьсот рублей! – Мячиков остановился и с тоской заглянул Воробьеву в глаза. – Мы ее разубедим, – отмахнулся Валентин Петрович, который был далек от лирики. – Я сопоставил факты: ты просил Аню дать показания, что ее ограбил высокий мужчина. Потом ты, оказывается, одолжил у Ани инкассаторский мешок...
Автор:
Преступник у Мячикова вырвал пакет с деньгами, запечатанный пломбой. Пакет был особенный. Где Мячиков взял точно такой же пакет, в котором он подложил деньги?
Автор:
Евстигнеев к ролям профессоров (Преображенского и Плейшнера) может добавить еще одного - профессора Мориарти. Его Воробьев организовывает преступления не хуже.
Автор:
И музейные работники ротозеи, и инкассаторы никуда не годятся. Кто в СССР работал хорошо, кому не нужно было перестраиваться?
Автор:
Мало Рязанову укусить советскую обувную промышленность, так он еще и на милицию замахнулся. "Следствие ведут знатоки" - это ответ на следователя Проскурина?
Автор:
Бедный Рембрандт!То его хотят похитить, то "Данаю" обливают.
Автор:
Кто хочет сварить вкусный холодец - посмотрите этот фильм. Рецепт предлагает следователь Мячиков.
Автор:
Селедочные тарелки нужно мыть холодной водой с мылом, а жирные горячей - рецепт чистой посуды от следователя Мячикова. А жирные мылом мыть не нужно?Или это тонкий намек Рязанова, что мыло нужно экономить, дефицит.
Автор:
Мячиков и Воробьев - фамилии прыгающие. Старики-попрыгунчики.
Автор:
"– Голландских? – задумчиво переспросил Николай Сергеевич. Он уже вышел из машины и внимательно изучал входную дверь.
– Все отечественные сапоги на месте! – заверил директор."
Автор:
Голландские сапоги предпочли советским. Рязанов не может, чтоб не укусить что-то советское.
Автор:
Соглашусь с Андроном.Не лучший Рязановский фильм.Миронов-просто бледная тень.После очередного просмотра мне становитьчя немного грустно(очевидно возрастное).
Фильм добрый и смешной, а тема настоящей дружбы просто хватает за душу. Но просмотр мне кажется портят сцены видений и снов, которые там в общем-то ни к чему. В такие моменты фильм было просто нудно смотреть и без них можно было обойтись, но самое главное и самое худшее, что испортило идеальное представление о фильме это полностью замятый конец. Даже назвать его скомканным это не сказать ничего. У фильма, можно сказать, нет конца. Напрашивается фраза "продолжение следует". В начале фильма Мячикова по сути хотят отправить на пенсию за дело. Он не раскрыл ни одного преступления. И до конца фильма так ничего и не изменилось. В итоге старики показаны ни на что не способными. Хотя даже в жизненных реалиях это далеко не всегда так. По фильму выходит, что пенсионера в 50-60 нужно оставить на работе лишь из сострадания. А по факту он ничего не умеет. Но на самом деле проблема то не только в том, что уходя на пенсию человек чувствует себя ненужным, но и в том, что он ещё способен хорошо работать и главное делиться этим опытом с молодыми. А тут получается что Мячиков постарел и стал плохим следователем, что противоречит полной жизненной правде и самой идее фильма. Когда объективно смотришь на эту картину создаётся впечатление, что он и в молодости был никудышным следователем. Да и как его на работу только взяли непонятно. И казалось бы весь фильм всё шло хорошо. Старики пытались организовать якобы преступление, которое сами же и раскроют. И вот первая операция не удалась и вот удаётся вторая, как вдруг происходит настоящее преступление. Деньги у Мячикова отнимает вор. Вот здесь надо было дать героям старикам шанс показать свой истинный профессионализм и пригодность. Надо было продолжить историю, показав, как они вместе находят преступника. Причём эта история могла бы быть не менее смешной и не менее интересной. Тем более поиск пошёл бы по облегчённому варианту (Мячиков то преступника видел в лицо, а также знал место его появления). Логичным завершением была бы поимка друзьями вора. Но Рязанов замял конец :( То есть мозгов организовать преступление у стариков итак едва хватило, а раскрыть реальный грабёж и найти преступника они даже и не подумали. При том что Мячиков профессиональный следователь. Это испортило фильм и загубило всю идею на корню. Режиссёр призывает понять стариков, войти в их положение, сделав их при этом хоть и благородными, но полными дураками, реально непригодными к труду. А ведь даже в жизни это совсем не так.
Удивительно, Никулину там 50 лет, Евстигнееву и Аросевой по 45, а выглядят действительно как старички. Мда, это сейчас в 45 многие выглядят как юноши и девушки...
Автор:
В этом фильме Рязанов опровергает пословицу,что если бы молодость знала,а старость могла.Мне очень понравился фильм.
Да, Рязанов действительно не только поклонник Высоцкого, но и битломан. Ведь "Увольнение на берег" (один из первых фильмов с Высоцким) и "Привет Брод-стрит" (один из немногих фильмов после распада, где Битлы снимаются вместе) имеют похожий сюжет: найди или восстанови, а не то будут большие неприятности. Но по хронологии вроде бы Рязанов списал у Высоцкого, а Пол и Ринго - у Рязанова? Что-то не верится.
Вот не лежит у меня душа к этому фильму, и всё тут! Казалось бы: режиссер – легенда, актеры – на подбор, интересный сюжет, юмор с грустной ноткой – чего еще надо?! А вот не воспринимаешь происходящее всерьез, и всё тут. И сразу становится скучно.
Редкий случай, когда не нравится Ю. Никулин. На мой взгляд, слишком гротескно. Возможно, виной тому сложившееся комедийное (клоунское, я бы даже сказал) амплуа. Е. Евстигнеев на его фоне смотрится гораздо предпочтительнее. Опять же «вечно грустный» Г. Бурков – тоже на порядок реальнее и убедительнее. Ну а уж А. Миронов – и вовсе бесподобен – великолепный вышел персонаж – явно усилил картину. Л. Дуров, опять же. Не забуду и «голос за кадром» - такой узнаваемый и весьма уместный. А вот, скажем, О. Аросева – увы. Не нравится она мне почему-то.
Вообще любовная линия в фильме явно не к месту. Я понимаю, что кто-то ответит мне словами героя Ю. Никулина о том, что молодость – явление мимолетное, но… Слишком уж несерьезно всё «изображено» - чрезмерная идиллия какая-то получается. Прямо как у Зощенко: «три дня знакомы!». Слабое место картины, на мой взгляд.
Равно как и общий финал. Выходит, что за то, чтобы понять, что от старости (и пенсии, в частности, – как ее «спутницы») не убежишь, герои платят (в прямом, что характерно, смысле слова) серьезную цену! Соразмерна ли она их «открытию»? Уместен ли такой финал в относительно легкой картине? Или расчет делается на то, что данное обстоятельство «позабудется» зрителем? Не знаю. Мне кажется, здесь авторы смешали несовместимое. Нарушается некая целостность, единство восприятия. Если в «комедию с подтекстом» добавить парочку чисто комических эпизодов – хуже не станет. Я так считаю. Но нагружать зрителя проблематикой, выходя при этом за, казалось бы, изначально очерченные рамки – весьма рискованный шаг. Крайне проблематично «переключаться» с юмора на «серьезность» и назад. Мне кажется, это один из главных недостатков фильма – нарушение его внутренней логической структуры, если хотите.
И, все же, нельзя сказать, что картина получилась плохая или даже неудачная – отнюдь. Просто она уступает некоторым другим, более сбалансированным, быть может, работам, оставаясь при этом произведением достаточно высокого уровня, достойным образцом советского кино, всеми нами любимого и уважаемого.
8 из 10
Адмирал: Конечно, этот фильм - несколько слабее признанных шедевров. Но актерская игра таких колоссов как Евстигнеев, Никулин, Аросева вытаскивает этот довольно слабый сценарий. А все претензии по поводу образа Мячикова - к сценаристу. Кстати, советских милиционеров и следователей почти постоянно изображали только в нескольких ипостасях: добрый молодец (ЗнаТоКи - Пал Палыч Знаменский, Джентельмены Удач - персонаж Олега Видова, Рожденная Революцией - Кондратьев/Жариков и прочее), добрячок-тюфячок из народа (И это все о нем - Евгений Леонов, Деревенский детектив - Анискин/Жаров), современный интеллигент (например, Василий Лановой в Огарева,6 или Андрей Мягков в деективе Гонки по вертикали). А реальных следователей или работников угро в советское время вы мне на экране назовете?! Назовите, пожалуйста, а я послушаю:)) Кстати, поэтому Жеглов/Высоцкий и стал звездой эпохи, что это чуть не единственный пример НЕ трафарета, а реального работника правоохранительных органов, который железной рукой выдавливает показания и подбрасывает улики в карман преступника. Кроме Жеглова я что-то такого припомнить вообще не могу, а фильмов советских я мнОООго смотрела:))
Фильм как произведение искусства кончается ровно на середине. Дальше его слили. В принципе, такая ситуация не является чем-то исключительным: первые половины "Бриллиантовой руки" и "Иронии судьбы" заметно сильнее вторых, но там до такого, как здесь, все равно не доходит. Когда двое главных героев воровали картину, я просто угорал, а вот история с инкассатором ни разу даже улыбнуться не заставила.
Согласен с BOND- один из самых неудачных рязановских фильмов. Мячиков выглядит клиническим идиотом. На пенсию его собрались отправлять абсолютно заслуженно- какой из него следователь? Он больше похож на учителя младших классов. Удивительно, что его еще раньше за служебное несоответствие не поперли. Начальник же ему прямым текстом говорит - за последнее время никаких раскрытых дел. И потом,что бред с мироновским персонажем? Понятно, что что по блату всегда устраивали и устраивают , но он даже образования никакого не имеет и сам признается, что на месяцок. На месяцок следователем в прокуратуру??? Даже в лихие 90-е, вероятно, такое было бы невозможно, а уж в те то годы....
Позвольте высказать свое субъективное мнение.Не могу сказать,что комедия затрагивает какие-то глубокие темы,трогает до слез,но очень милая,хоть и гротесковая и наивная и где-то очень грустная.Что делать человеку,если он может работать,есть опыт,силы,но появляется молодой,бездарный,со связями человек и нашего героя отправляют на пенсию?Любовь в таком возрасте показали очень трогательно.Между прочим у Рязанова во всех фильмах все влюбленные сначала ссорятся при знакомстве,а потом влюбляются,а здесь он наконец-то проявил фантазию.А как отправляли на пенсию Воробьева?Потрясающая сцена!Потом Рязанов вернется к теме стариков в «Старых клячах»,но лучше бы он этого не делал!Повторюсь,очень милая комедия!
Сегодня посмотрел эту т.н."комедию"(последний раз смотрел 15лет назад).Что тогда было не смешно,что сейчас.Вспомнилась одна фраза:"Если не хочеш,чтобы тебя называли идиотом,не совершай идиотских поступков".В этом фильме герои просто дебилы,почему-то режиссер считает что это должно быть смешно.
И ещё один штрих: фильмы Рязанова "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники" и "Старые клячи" заканчиваются сценами в суде. Я думаю, что в этих картинах есть некий образ: герои выносятся на суд зрителей. Таким образом, зритель для себя может проанализировать события фильма с точки зрения нарушения закона героями и прийти к какому-либо мнению. Вообще фильмы Рязанова одновременно и смешные, и грустные, и заставляют мыслить. Добиться всего этого в одной картине очень сложно. Поэтому я считаю, что эти фильмы составляют гордость отечественного кинематографа.
Этот фильм просто замечательный! Ничего наивного я в нём не вижу. Наоборот, он очень сильный и глубокий. По мне наивны голливудские боевики и наши, сделанные как копия с них (в них герой без разбору мочит всех подряд, а зрители должны наслаждаться кровью и спецэффектами). В данном же фильме герой испытывает страх перед нарушением закона (а ведь он никого не убивал и не насиловал), и Рязанов это отлично показывает. Сцена беседы Мячикова с Воробьёвым через окно арестантской комнаты о правде и о наказании за преступление потрясающая. Заставляет содрогнуться и задуматься о многом. Я бы даже сказал, что этот фильм-размышление о том, можно ли нарушать закон во имя справедливости. Герой преступил закон, но был готов ответить за свой поступок, так как понятия долга и совести для него что-то значат. Эльдар Рязанов-очень глубокий режиссёр, снявший много прекрасных фильмов в жанре трагикомедии. "Старики-разбойники"-один из лучших.
Фильм достаточно наивный,но в нём много великолепных сцен.Мне фильм нравится.Возможно,он несколько карикатурен,но я предпочел иметь его в своей ДВД коллекции.Предполагаю почему Никулин недолюбливал этот фильм,ему реально 50,а он играет 60-летнего.Ну что ж,такова актерская доля.
Согласна с Виктором - мне уже 60, но ни разу не смогла досмотреть этот фильм до половины, хоть и старалась из уважения к великолепному режиссеру и блистательным актерам.Всё какое-то мелькое, глуповатое. Обидно...
Что значит "Никулин на себя не похож"!Он - актер и актер от Бога.Да,его основная актерская деятельность была клоунада,но клоун - это вид актерского амплуа.А в кино он проявляет себя намного больше.Прекрасный фильм и прекрасные актерские работы.
Автор:
Фильм, где хочется и плакать и смеяться от души. Я люблю такие фильмы. Миронов даже в эпизодической роли прекрасен. Потом этот фильм мне помог по-настоящему оценить Евстигнеева.
Автор:
Не считаю фильм успехом Рязанова. Герои как-то оглуплены что-ли. Никулин какая-то плохая копия его Горбункова. Обидно за Евстигнеева. Вот его режиссер в "Берегись автомобиля" - это на все времена!
По поводу того, что "Никулин" на себя не пожох: Он очень на себя похож.
Он не похож в этом фильме на маску Балбеса.
Каждому нравится своё. Я вот к Балбесу отношусь хорошо, но почти равнодушно, а серьезного Никулина очень люблю.
А мне не очень понравилось. Никулин на себя не похож. И написано, что Миронов "в ролях", а он скорее "в эпизодах", потому что появлялся всего 3 раза.
Автор:
На мой взгляд это лучший фильм Эльдара Рязанова. Если задуматься, это печальная комедия, рассказывающая о жизни обычного человека, который является винтиком в государственной машине. Ведь героя решили проводить на пенсию только из-за того, что необходимо было пристроить на работу "своего" человека (Миронов), который ничего не представлял из себя. И вопрос об уходе Мячикова был уже решён (если вы не подадите заявление об уходе, я поручу вам безнадёжное дело и уволю как несправляющегося с обязанностями.) Странно, что этот фильм вышел на экраны в 1971 году, что его не запретили. И Юрий Никулин здесь выглядит по-другому, не так, как у Гайдая.