Награды и примечания: Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля - 1979г.
Краткое содержание: "Поэма в шести сказах" - так определили авторы жанр фильма, охватывающего период жизни страны от начала века до семидесятых годов. Герои картины живут в небольшом селе Елань, затерянном в глуши сибирских болот. Это две семьи, издавна враждующие между собой: семья Соломиных - люди богатые, твердо стоящие на ногах, 'вечные кулаки' и семья Устюжаниных - бунтари, поэты, весельчаки и такие же трудяги, как и первые.
Автору: мутабор
[24.08.2012, IP 95.59.100.105]. Вы, очевидно, оговорились, Андрон Кончаловский 1937 года рождения, а Никита Михалков 1945 года рождения. Сильно разделять их не стоит, оба очень талантливые, в папу. Всегда держали нос по ветру, знали, что надо снимать и как. Начало у обоих было интересное, потом как-то стало всё заурядно. Когда вышел фильм «Сибириада», это был фурор, событие. Фильм производил впечатление своим размахом, яркостью. В фильме играли прекрасные актёры. Впечатляла натура. Страшно была показана война. Но и «Малая земля» просвечивала откровенно («Малая земля» произведение генсека КПСС Л.И.Брежнева о своем участии в Великой Отечественной войне, которое сдавали даже на экзаменах в институтах). Брежнев – фронтовик, был ранен, от чего плохо с трудом говорил, заслуживает уважения. Кончаловский мастерски вписался в полукульт личности Брежнева. Настоящий великий художник современности – это тот, кто принципиально, в лоб льстит высшему руководству.
И еще эти постоянные вздохи и ахи рефлексирующего русского интеллигента... Знаете в чем главная черта русской интеллигенции, в большинстве своем? Она совершенно БЕЗОТВЕТСТВЕННА. Т.е. она не отказывает себе в праве говорить о том, КАК НЕ НАДО, а КАК НАДО не говорит. Например как накормить народ, как обеспечить страну энергией, развить промышленность и т.д. Кончаловского это совершенно не волнует. Его волнует, что проклятые коммуняки бурят, понимаешь, прямо на кладбище! Вот такие вот изверги! Легко рассуждать подобным образом, сидя в мягком кожаном кресле и покушывая бутерброд с икрой (то, что приближенный к верхам Андрон мало в чем себе отказывал вряд ли можно сомневаться).
Фильм в целом хорош, музыка Артемьева замечательна. Но есть одно НО. Фильм просто пропитан антисоветским духом. Кончаловский в очередной раз продемонстрировал как он не любит русский народ, точнее ту его часть, что представляет бедное сословие. Т.е. тех советских людей, что строили все эти буровые, электростанции. С самого начала Устюжанины представлены дурачками-мечтателями в противовес более основательным и мудрым Соломиным. Т.е. постановщик в открытую говорит о неполноценности "простого" советского человека. Эту линию Кончаловский продолжает и в других своих фильмах. Даже старший брат Михалков в этом смысле намного более близок к русским, поэтому-то его и трудно представить гражданином США в отличие от...
Светлый фильм с потрясающей космической энергетикой, снятый не для кассы. Удивительно то, что поставил этот шедевр Андрон или Андрей из рода Михалковых, а не наследники рода Устюжаниных. Несмотря ни на что считаю этот фильм лучшим в творчестве Кончаловского. Все таки не зря жил этот человек...
Мне фильм не понравился эдакий лубок пародия на русскую жизнь всё равно как в театре. Ничего настоящего нет, исторической правды, да и традиций так сборная солянка как говорится из того, что было. Моя оценка 3.
думаю без музыки Артемьева этот фильм потерял бы половину и не был бы таким запоминающимся.Особенно хороша "таинственная" музыка звучащая в моменты воспоминаний."Родные берега", кажется, называется.
Куда-то делось моё предидущее послание, но я напишу ещё раз. С возрастом начинаешь переоценивать жизненные ценности, и то что в молодости казалось главным отходит на задний план или вообще исчезает. Это называется мудрость. ПосмОтрите этот же фильм через несколько лет и увидите ещё больше. Ну ещё и мастерство режиссёра не отнять. У меня ещё вопрос - когда Михалков в конце уходит от Гурченко и идет к вышке,то на улице глубокая зима и он при параде, а приходил он к ней, снега не было.Может я чего не понял, поправьте.И ещё хочу похвастаться что принимал участие в производстве фильма. Нашу часть ГО попросили помочь при съёмках пожара буровой.Лично я с декаратором строил кладбище и церковку. А в том фрагменте где бегают салдаты пробегал и я. Конечно разглядеть меня невозможно,но тем не менее.
Может, кто знает, почему Артемьева не обвинили в плагиате на Канском фестивале? Только что, смотря последнюю серию, с удивлением услышал почти не переработанную тему Pink Floyd (из Shine On Your Crazy Diamond). Впрочем, очень уместно. Потом в исполнении ППР саундтрек к фильму даже пользовался популярностью на Западе, говорят. Или на западной версии вырезали всю пинкфлойдовщину? Я его лично не слышал. Ну а фильм посмотрел в первый раз только сейчас.
Ну в самом деле. Молодому Кончаловскому на момент съёмок фильма было 40 лет. К тому же он жил в среде думающих людей и владел информацией. Не просто думающих, а высокопоставленных людей, деятелей культуры, приближенных к власти. Кончаловский единственный из деятелей культуры покинул СССР на весьма интересных условиях - уехал в Голливуд и его не лишили гражданства. К тому же тогда даже двадцатилетние было взрослее теперешних сорокалетних мальчиков.
С возрастом нормальный человек мудреет и начинает обращать внимание на что-то главное, основное в жизни. ПосмОтрите этот же фильм через несколько лет - увидите ещё больше. Сегодня удивлялся как такой молодой человек, коим был Кончаловский в те годы мог осмысливать такие глобальные жизненные проблемы.
Музыка слов нет хорошая и композитора я очень уважаю, но я долго мучался на что это похоже и наконец-то понял - одна нота другая и Пинк Флойд, по-моему 1975 г..
Раз такая дискуссия о "сцене с мальчиком" развернулась, то объясню чем она меня потрясла. Тут демонстрируется и богатырское здоровье и величие духа настоящего Устюжанина, что и попытался подчеркнуть режиссер, показав реакцию Насти (толи испуг, толи изумление) в конце эпизода. А как поведет какой-нибудь московский мальченка 6-7 лет, если его зимой нагим пустить, а одежду собаке бросить?
Сцена с мальчиком - обычный эпизод (из детской жизни богатой Насти и бедного Коли Устюжанина, которые потом поженились... )
Там много интересных сцен со смыслом... начиная от рубки леса в тайге, когда из деревьев "вылетает" душа, и кончая разрушенным кладбищем, когда выходят предки...
Лучший фильм Кончаловского! Прекрасная музыка Артемьева и отличный игра актёров!Вот тебе и разгар застоя! А что у нас сейчас?Деградация и творческая импотенция!
Безупречная и блистательная работа и режиссера и актеров!!! Последний фильм " Глянец " понравился очень,
только вот с главной ролью "актрисса" не справилась, но в наше время наверное никто и не заметил. Требования явно поменялись в сравнении с временем " Сибириады"...
Дорогие мои, не могу найти больше информации о фильме. Я смотрела его и плакала, мне очень интересно, где его снимали, как итд. Помогите ссылками, если есть что-то. Спасибо!
Мне пришлось читать сценарий фильма в журнальном варианте, опубликованный, кажется, в Роман-газете. При том, до его выхода на экран. Произвел колоссальное впечатление. Но что я заметил, что вставки кинохроники в фильме, характеризующие бурное течение жизни вне недвижимой сибирской глубинки, не соответстуют идее, написанной в сценарии! В сценарии указан основной смысл - что такое нефть, энергия и как человечество открывает новые источники, борется за них. А в фильмы основное - социальные изменения, революции, большевики, Ленин и т. д. Конечно, это всё связано, но акценты другие! Наверное, это результат цензуры в процессе подготовки фильма и его утверждения на худ совете для выхода на экран. Очень даже бросилось в глаза это смещение акцента. А в остальном - мощный фильм. Ярчайшее подтверждение глубины понимания, почему Россия и её народ есть великие держава и народ, ими и останутся!
До каких пор нам же будут продавать самое худшее ? Имеется ввиду релиз Крупного плана данной картины.Понимаю,что обрезанная версия-200 минут против оригинала 275 минут,была подготовлена Кончаловским для показа на фестивале буржуям.Но своим то можно было полную отреставрировать!
Да! Брилиант русского кино! Меня поражает глубина и размах сибирского духа! Игра Владимира Самойлова и Натальи Андрейченко особенно это передает. Одна сцена с раздетым мальчиком чего стоит!
Согласен со всеми. Один из лучших (если не лучший) фильмов А.Кончаловского. Прекрасно помню, сколько народу "пёрло" на все сеансы в центральный кинотеатр "Россия" в г.Фрунзе в марте 1980 года. И никто не уходил из зала до самого конца! Для того времени фильм был просто потрясным, хотя и сейчас смотрится с удовольствием.
Скажите..почему КВО "Крупный план" отреставрировав классно этот гениальный фильм,весьма сильно его сократив при этом - неужели обязательно было укладываться в два DVD..я купил...и понес потом обратно,поменял...не могу воротит и все...как то все нон-стопом...без титров без серий...то одной сцены нет,то другой...грустно-с...где же купить полную версию..на три с половиной часа ?? а ???
Вообще-то, это ППК использовало музыку Zodiac, которые в своё время использовали композицию Эдуарда Артемьева "Поход", звучащая в этом фильме!А фильм СИЛА!!!
"..такому даже полезно на цепи посидеть. Вот помахал бы твой Томазо топориком.." Мощный фильм. А для того времени вообще.. Но меня буквально потряс совсем короткий эпизод про войну (3я серия), где солдат тащит офицера мимо груды хлама и обезображенных трупов, а у офицера распорот живот и из него вывалились кишки. Я другой такой натуралистичной сцены в кино не видел никогда. Страшновато даже было смотреть.