Краткое содержание: Во время военного переворота одной из латиноамериканских стран убит миллионер Грацио, финансировавший проект единой энергосистемы этой страны. Вскоре был тяжело ранен болгарский журналист, после чего к расследованию подключился русский писатель и публицист Дмитрий Степанов...
фильм был снят в 1988 году, показан один раз и "положен на полку". Его больше не транслировали, в продаже он замечен тоже не был.
Конечно, антиимпериалистический фильм, который вышел в разгар эпохи "общечеловеческих ценностей", когда Горби Меченный братался с американцами, пока те занимались нашим уничтожением - не мог рассчитывать на овации платных писак, финансируемых из-за рубежа.
Но вряд ли только этим можно объяснить его практически полное забвение. В конце концов, он был такой не один. А тот же «ТАСС уполномочен заявить» время от времени транслируют и издают на дисках.
Причина, видимо, еще и в том, что в романе «Пресс-центр», по которому снят этот фильм, Юлиан Семенов в большей степени, чем в «ТАССе», уделяет внимание механике осуществления империализмом политических преступлений в нашем мире, то есть - его любимому занятию. Об этом говорит и подзаголовок романа: «Анатомия политического преступления».
По некоторым описаниям в интернете, полная продолжительность фильма должна составлять 390 минут (70+70+63+63+62+62), а по IMDB - даже 400 минут. Хочется надеяться, что расхождение объясняется обрезанными титрами, и что существенных выпадений содержания - нет.
Фильм заставляет нас пробудиться от гипноза и спячки, посмотреть на себя со стороны, стремиться к действию. К радости, от того, что кому-то помог и привнес в этот мир каплю добра, а не от того, что приобрел новую никому не нужную игрушку для взрослых. А книга, по которой он снят, поможет осмыслить те вещи, которые промелькнули незамеченными в фильме.
В романе и фильме перед нами разворачивается эдакая многоэтажная политическая конструкция. На самом нижнем этаже располагается Грацио, который вознамерился установить экономические отношения с прогрессивным правительством Гариваса. Этажом выше, находятся американский магнат Барри Дигон (с ним мы уже не один раз встречались на страницах романов Юлиана Семенова) и заместитель директора ЦРУ Майкл Вэлш. Дигон довольно потирает руки, устраняя конкурентов, и отмывается от прилипающей грязи, а Майкл Вэлш - находится в творческом поиске "кому бы повыгоднее отдаться". Но Дигон, Вэлш и Ролл недоучитывают, что они - далеко не вершина пирамиды, а скорее - пешки в чужой игре (Грацио не может похвастаться даже этим). Главные фигуры находятся в тени, на более высоких этажах этого небоскреба. И этажей там немало. Эти фигуры (как и Дигон, Вэлш и им подобные) не допустят, чтобы где-то в мире к власти пришли люди которые служат своему народу, а не своему кошельку и своим хозяевам в США. А ЦРУ и мафия (что в общем-то одно и то же) служат им послушными инструментами.
Полковник Санчес пытается лавировать и карабкаться по лезвию бритвы. Он боится взять в свое правительство социалистов и коммунистов, он боится принять помощь от Советского Союза, он боится всего, и надеется, что этого его спасет. Но Вашингтону не нужен даже такой Санчес-ни-рыба-ни-мясо. В чём-то он похож на раннего Фиделя, но Фидель вовремя понял, что придется выбирать: или хорошее отношение Вашингтона и по-прежнему нищий народ - или. Санчес не успел.
Населению колоний и их прогрессивным лидерам в этой пирамиде не отведено места вообще. Пока существует сегодняшняя пирамида - шансов у них практически никаких. Колонии должны оставаться нищими и бесправными, чтобы хорошо жилось метрополии, то бишь - США. Трагедия этих народов, их лидеров и тех, кто стремится им помочь - составляет вторую, не менее важную линию романа. Без наличия достойной и светлой цели, ради которой живешь, политические конструкции и комбинации - пустая и бессмысленная наука. Если жестокая истина не поражает нас в фильме с пронзительностью молнии - мы зря теряем время.
В наше время, когда стало уже захлестывать разного рода конспирологической информацией о замыслах и планах всемирных закулисных темных сил, фильм заставляет лишний раз задуматься: кто сливает нам эту информацию, кому это выгодно, кто на самом деле дергает за ниточки, кто хочет отвести от себя наше внимание. На каком этаже пирамиды (считая сверху) расквартированы те, кто теперь стали нам презентоваться главными злодеями. Какой отработанный материал и статистов нам теперь "сдают" в качестве зачинщиков всех злодеяний - как тех Дигона и Вэлша.
Вторая же линия романа и фильма заставляет нас задуматься над вечными вопросами - D`où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous? Кто мы, откуда пришли и куда идем? Задуматься о том, что добро, которое в нашем мире хрупко и ранимо, нуждается в нашей защите. Что бездействие на фоне острой и решающей битвы добра со злом - является самым тяжким преступлением перед собой и своими потомками. Этот фильм является важным и нужным камнем в здание нового справедливого устройства мира, при котором преступники у власти не смогут одним росчерком пера или словом решать судьбы миллионов людей во всех концах мира, а уже совершившие преступления против человечества бывшие и нынешние американские (и не только) правители - понесут заслуженное наказание.