Награды и примечания: Лидер проката (1962, 2 место) - 48.64 млн.зр.
Призы: Вена-63
Краткое содержание: По мотивам пьесы А.Гладкова "Давным-давно".
Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с жеманной модницей. Но Шурочка - воспитанница двух старых вояк - отлично держится в седле, умеет фехтовать и стреляет без промаха.
Поручик Ржевский- не простолюдин, он должен был знать что за семья, с которой он связывается. Так он что не знал есть у Шурочки кузен или нет?
Автор:
Начнется дома скандал,вызовут друг друга супруги Ржевские на дуэль...
Автор:
А сколько лет корнеты Азарову?Усы и борода должны уже пробиваться, а его зовут юнцом безусым.
Автор:
Спи мое сердечко, спи как я спала. А как ты спала?О Ржевском мечтала или о военных подвигах?
Автор:
Ну и пузо же себе этот штабной откушал!!!
Автор:
Наш целомудренный Эльдар Рязанов испугался показать присутствие полковых дам?А Светлана Дружинина в своём фильме не испугалась.
Автор:
Поручик Ржевский когда рассказывает пренебрежительно о Шурочке Азаровой, своей невесте, Шурочка должна была проникнуться к нему неприязнью. И
вообще, разве не было среди гусар нормальных мужчин, чтоб влюбиться?Только этот фанфарон?
Автор:
Три тысячи чертей!Какой КОМПОТ!Видимо КОМПОТ - любимое блюдо поручика Ржевского.
Автор:
Даже в фильме "Гусарская баллада" у одного из главных персонажей не к месту прорывается желудочный вопль: — "На Руси век не бывать тому КОМПОТУ, чтоб я просил прощенья! Да-с! Стреляться здесь же и сейчас!"
Автор:
Шурочка боится мышей. А за все время ее пребывания в казарме мышей она не встречала?
Автор:
"Я пью все мне мало, уж пьяная стала". Это в период борьбы с алкоголизмом не вырезали?
Автор:
Поцелуй меня, ты мне нравишься, поцелуй меня не отравишься...
Автор:
А целоваться вообще очень приятно - знаете ли...:))
Просто вписать некуда
Татьяна Ивановна Шмыга снялась также с Герардом Васильевым в фильме "Граф Люксембург" 1975г.
Но нигде не написано
Можно ли исправить?
Обсуждение этого фильма перешло в такую плоскость,что стало более интереснее,чем сам фильм.Великолепный патриотический фильм,спасибо Рязанову за такое открытие как Голубкина.
А почему об офицерах царской армии читать только у Куприна? Не могу взять в толк, Куарежма!. Принципиально не буду перечислять знаменитых и просто известных писателей, писавших об упомянутых офицерах достаточно подробно и интересно, дабы не тратить сайтовскую площадь странички. Да и с инстинктами применительно к человеку разумному Куарежма явно переборщил. Даже St. вынужден был выступить в непривычном для себя амплуа. Впрочем, как всегда, с блеском! Так что пресловутые куарежмасовские (-товские?) "зоны, армии, мужики, оравы, инстинкты, сексуальные желания, воздержание от женщин, скользкие темы" и пр. поставили лично меня в тупик. Зачем об этом нужно было заводить разговор вообще? И применительно к фильму, в частности? Только лишь из-за переодевания? "Здравствуйте, я ваша тетя!". Богатые в таком случае ассоциации у Куарежмы. Но кому они интересны в таком специфичном ключе? Вот в чем вопрос.
Михаил,я очень благодарен Вам за увлекательный и познавательный рассказ о реальной жизни Надежды Дуровой,но с героем Пикуля Вы как то не подумавши ляпнули.Во первых,как я уже говорил,Валентин Саввич опубликовал мемуары офицера Генштаба,чего впрочем никогда и не скрывал.Да нетрудно это заметить.потому что совершенно не пикулевский язык в этой книге.Во вторых не знаю как князь Трубецкой а господин граф Игнатьев был если не другом то хорошим знакомым автору этих воспоминаний и коллегой по корпусу генштабистов.Исходя из вышеизложенного выходит что в третьих Валентин Саввич Пикуль не попользовался указанными Вами источниками,а опубликовал реально имевшийся у него материал.В четвертых,если бы Вы внимательно читали и хоть полчаса полазили бы по интернету,то выяснили бы,что этого легендарного офицера звать генерал-майор Александр Аладьин(до службы в Генштабе Оладьин),а попытки выяснить подробности его биографии в "органах" закончились так,как и предполагал Валентин Саввич,то есть "а зачем Вам это знать?перебьетесь."
Возможно,что имелся в виду рассказ "Ночлег",но я до сегодняшнего дня не знал о его существовании.Хотя надо сказать,что господин Куприн расписал только негативные стороны армейской жизни,что впрочем совершенно вписовалось в тогдашние тенденции-сокрушительно критиковать существующий строй.Докритиковались.
Вот только В.С.Пикуля тут не хватало! Роман "Честь имею", конечно, стоит почитать - произведение очень достойное. Однако, составлять мнение об офицерах Императорской армии на его основании вряд ли стоит - не смешите. Если уж хотите почитать произведения людей реально тогда служивших, возьмите хотя бы (для начала) "50 лет в строю" графа А.А.Игнатьева и "Записки кирасира" князя В.С.Трубецкого. Кстати, В.С.Пикуль, при всё моём уважении к личности и таланту, хорошо попользовался указанными мною выше (и не только)произведениями. Его роман во многом, если не всецело, вторичен. И самое главное - по существу. Следует помнить, что офицерство XVIII, XIX, XX века, в т.ч. и "белое офицерство" далеко не одно и тоже. И в социальном и в морально-нравственном смысле. Поэтому упоминание произведений А.И.Куприна и В.С.Пикуля, о которых шла речь, в контексте обсуждения "Гусарской баллады" вряд ли корректно.
Мне кажется необходимо различать художественное произведение и реальную историю Надежды Дуровой. Кстати, она не одна такая женщина была, которая участвовала в кампании 1812 года. Василиса Кожина - неужели не помните? На официальном портрете она запечатлена с медалью на георгиевской ленточке - случай беспрецедентный, т.к. "особам женского пола ордена не испрашиваются", а эта медаль почти знак отличия Военного ордена. Была и бабушка кружевница Прасковья (впрочем,личность мифическая). А что же Надежда Дурова? Я уже писал здесь (в другом, правда форуме), что она поступила в Конно-польский полк в качестве вольноопределяющегося (добровольца из дворян - на должность рядового)под именем Александра Соколова. О ней узнал Александр I (не Кутузов, как в кино) и официально разрешил ей служить в армии. К тому времени Надежда Дурова была кавалером Знака отличия Военного ордена и произведена за свой подвиг в офицеры. За спасение в сражении при Гутштадте в 1807 году жизни офицера на поле боя. В 1812 году Надежда Дурова - поручик Литовского уланского полка Александров (по имени Императора). Я читал её мемуары. Она (точнее он - штаб-ротмистр в отставке Александров) пишет о том, что заставило бежать её из отцовского дома. Не только патриотизм. Ей не хотелось повторять размеренную жизнь молодых девиц её круга, раз и навсегда распланированную на годы вперёд: замужество, семья и т.д. Хотелось острых ощущений и, самое главное, свободы. Жёсткая армейская дисциплина для неё означала бОльшую свободу, чем жизнь в родительском доме. Об этом она прямо пишет в своих мемуарах. А чтобы особенно никто т.с. "не приставал" офицер Александров держался очень обособленно от товарищей по полку. Об этом имеется свидетельство другого исторического лица того времени - Дениса Давыдова. Приехав в полк, он изъявил желание познакомиться с поручиком Александровым. И полагал, что тот будет сам искать знакомства с поэтом пользовавшимся в армии и обществе уже тогда скандальной известностью. А надо сказать, что все в полку и армии знали, что Александров на самом деле - женщина, никто не делал из этого секрета. Однако, когда Давыдову указали на поручика Александрова, тот не проявил ни малейшего желания быть представленным Д.Давыдову. Самолюбие поэта-гусара было уязвлено, и он никогда больше не предпринимал попыток к сближению. Давыдов увидел скромного невзрачного офицера, державшегося очень нелюдимо и обособленно от прочих, не вступавшего ни в какие разговоры, мрачного, угрюмого и т.д. До конца жизни ротмистр Александров носил только мужскую одежду. Долгие годы он провёл в Сарапуле (если не ошибаюсь) и был похоронен в мужском платье с знаком отличия Военного ордена на груди. Наверное, и Пушкин мог отметить некоторую странность кавалериста-девицы. Он ведь писал предисловие к её мемуарам, опубликованным в Современнике, и был знаком с Н. Дуровой (А.Александровым) лично. Уже тогда Н.Дурова стала прототипом героинь многих художественных произведений на тему "кавалерист-девица". Вплоть до наших дней. Есть даже целый роман "Двенадцатый год" Д.А.Мордовцева. Там кавалерист-девица действует под своим настоящим именем - Надежда Дурова. Есть и там любовная тема, но только достоверна ли она т.с. "в реале" - очень сомнительно. Скорее всего - вымысел.
Господин Куарежма.Кроме романа Куприна "Поединок"(в котором не нашел ничего страшного об офицерах) есть ещё воспоминания царского офицера,офицера Генерального Штаба,изданные В.С.Пикулем под названием "Честь имею".Потрудитесь почитать дабы расширить свои познания о офицерах царской армии.
2Куарежма. Спасибо, что обратили внимание на мой скромный пост (по-Вашему, сообщение. Вы ничуть не изменились за прошедшее время в плане любимых терминов. Ведь на моих глазах, Вы, образно говоря, росли, менялись. Не менялся лишь мой интерес к Вашим сообщениям. Они мне всегда нравились). Мысли-замечания на Ваше последнее сообщение. По порядку: 1.То, что Куприн "отлично передал атмосферу, царившую в среде царских офицеров" - так кто это оспаривал? И не только Куприн замечательно (и со знанием предмета) писал о жизни офицеров-современников. Ваш же пример именно с Куприным для читателей остался загадкой. Как Вы убедились, не только для меня. 2.Телепатической связи с Куприным у меня нет. Просто в моём посте был использован известный литературно-художественный приём. 3.Именно в сравнении с собой я считаю Вас более осведомлённым о советской оперетте. Вы не согласны? При условии, что я полный "ноль" в этой теме. По моим оценкам. 4.Я Вас в момент обмена мнениями с автором Куарежма принимаю только за автора Куарежму. 5.Мои обращения к Вам в женском роде возможны только в моих мыслях. Как результат ассоциации с музой. Но Вы не одни в моём подсознании, дарующий порой вдохновение. Среди иных и ряд известных авторов с киносайта. 6.Никакого желания "порассуждать про женскую приверженность инстинктам" не было и нет. Просто Вы, довольно безапелляционно, перенаинстинктировали мужчин. Как говорят: выше крыши. Отсюда моя недавняя реакция. Не исчезайте надолго. Пишите. Как Вы, безусловно, догадались - НИЧЕГО ЛИЧНОГО.:-))
Коллега Poklonnik, вы, на мой взгляд, жестоко ошибаетесь по поводу «по сути дела царь предал этот их статус, заложенный ещё Екатериной Второй и раньше». 1. Предали императора, прежде всего аристократы, дворяне. 2. Екатерина Вторая уничтожила обязательное служение дворян империи. Манифест о вольности дворянства Петра III от 18 февраля 1762 «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Однако по требованию правительства должны были служить в армии во время войн, для чего возвращаться в Россию под угрозой конфискации землевладений. Основные положения указа Петра III были подтверждены законодательным актом Екатерины II от 21 апреля 1785 в известной «Жалованной грамоте дворянству 1785». Тогда у нас и появилась проблема «лишних» людей, бездельников. Поместье ранее давали за военную службу. «Недоросли» и прочие поганцы стали паразитами на теле империи. Гусары, конечно, никакой элитой не были, элита армии всегда была гвардия. Были и гвардейские гусарские полки. Аристократия, очевидно, была один из основных внутренних врагов государства, жажда власти и алчность их путеводная звезда. Кому только эти гады не присягали в Смутное время, убивали Великого Павла Первого, и предали Николая Второго с семьёй.
Я удивлен, что тема портянок не поддержана. Это так сказать метафора, что ничто человеческое не чуждо. Или новое поколение не знает анекдотов про поручика Ржевского? Короче опять съезжаем на галантность. Итак кто такие гусары? Первые гусарские полки в Российской империи формировались на основе казачьих. В первую очередь это специальные эскадроны и в остальную очередь всё остальное. То есть это обыкновенная военщина, которой не чуждо ничего связанное с мужским коллективом, правда военным. В Советском кинематографе устоялось некое залихватское, романтизированное изображение гусар. Так что это не столько культура гусар, сколько культура Советского кинематографа. Гусаром был и Анатоль Курагин в "Войне и мире", и персонаж Быкова в "Свадьбе Бальзаминова", и офицер, торгующий лошадь в исполнении Никиты Михалкова в фильме "Дворянское гнездо". Их подозрительно много в Советском кинематографе. Список можно продолжать. Более интересен вопрос - почему там много гусар в Советском кинематографе. Позвольте выдвинуть оригинальную мысль. Романтизированные гусары Советского кинематографа с налётом брутальности явно скрывали истинную правду о структуре военных сил царской империи. А правда была в том, что дворяне не были эксплуататорами по определению дворянства. Они занимали определённое военное положение в табели о рангах Российской империи. Они все были офицерами, их сыновья были офицерами, их дворы поставляли солдат в царскую Армию. Это были своего рода военные гранизоны, законсервированные в мирное время и разворачиваемые в военное время. Но марксизм-ленинизм на Российской почве трактовал дворянство как эксплуататоров крестьян. А это было не правда. Дворяне попали в клещи своего статуса в царской России. Они были истинными патриотами и по сути дела командирами государственных державных военных сил. И по сути дела царь предал этот их статус, заложенный ещё Екатериной Второй и раньше.
Куарежма, а какое конкретно произведение Куприна Вы рекомендуете почитать? Кстати,гусары - это не совсем "царские офицеры". Это элита. Там даже "служили за свои бабки" (в смысле, что тратть приходилось больше, чем жалованья). Это была честь, служить гусаром и если товарищи осудят за поступок, то прости-прощай гусарство.
С интересом слежу за обменом мнениями на страничке этого фильма. Куарежма, свои собственные посты вам найти очень просто. Они подписаны вашим ником Куарежма. Вы, наверное, забыли об этом. И еще: убей бог, не могу найти кто бы и где к Куарежме обращались в женском роде. Куарежма, просветите.)))
Мм.. С трудом могу найти сообщений как свои, так и оппонентов, дискуссия становится длинной и как то уходит в сторону портянок. Насчет Куприна - он отлично передал атмосферу, царившую в среде царских офицеров. Кто захочет - прочтет, я не агитирую. Кстати, не знал, что тут есть медиумы, поддерживающие с его духом телепатическую связь, и знающие, что именно он подтвердил бы:)) Советскую оперетту не обсуждал и себя ее знатоком не считаю. У меня создается впечатление, что разыгрывается сцена из Ревизора, и St меня явно за кого-то принимает%)) - впрочем, принимайте дальше, так даже интереснее. "Орава баб" - вполне звучит, зависит от контекста:)), хотя я бы сказал "стая", правда, иногда можно сказать и "шобла":)) Насчет подверженности животным инстинктам - так все подвержены, разве только мужчины? Где я утверждал об особой подверженности именно мужчин животным инстинктам? Кстати, именно на этом основании Вы вдруг стали обращаться ко мне в женском роде? Я вел речь о стрессовой ситуации, каковой являются, например, боевые действия. Хотите про женскую приверженность инстинктам порассуждать? К этой ветке это не относится. но рекомендую прочитать мемуары Ефросинии Керсновской, там очень живописно о нравах сибирских лагерей рассказывается, и о женских инстинктах очень много там найдете.
Жерес, спасибо, конечно за уважение. Но в приличном обществе не принято вторить шуткам, добивая противника. Ну признал и признал. Мне то что, я обладаю достаточно твердым характером. А вот Боевой Слонёнок как оказалось слабоват на шутки. Не надо его добивать. Держись, казак, атаманом будешь. Это к Боевому Слонёнку.
"Боевой Слонёнок, наш с Вами дуэт - это как пахучие портянки...".
Автор: Poklonnik
[05.01.2010, IP 66.203.207.67]. Свершилось! То от чего так рьяно открещивался Слоненок откровенно признал Поклонник. Первое - это что он со Слоненком составляют неразлучный дуэт. Не могут друг без друга. Второе - что от этого сложившегося постоянно-ночного дуэта ДУРНО ПАХНЕТ. Точнее воняет, как от заношенных немытых портянок. И после этого Слоненок будет еще возмущенно махать хоботом, доказывая, что он не гадит своим флудом на сайте? Уже за то, что Поклонник - участник дуэта - назвал вещи своими именами, его можно уважать.
Боевой Слонёнок, я просто разрываюсь. То ли вести с Вами диалог о народной собственности на странице "Россия, которую мы потеряли", то ли о галантности здесь. Никогда такого не было. Такой разрыв в темах. Обычно они пересекались.
Боевой Слонёнок, наш с Вами дуэт - это как пахучие портянки по сравнению с дуэтом Mizio-Мирьям. Нет это именно тот самый поручик Ржевский. Галантный и боевой.
Да.. Интересный, а главное, неожиданный вопрос волнует почитателей фильма :-) Поклонник, я думаю это после этого фильма пошли анекдоты про поручика Ржевского. Так что тот поручик, что в кино, и тот, что в анекдотах, разные люди. И галантность у них разная.
Меня даже потянуло к wikipediа поизучать что такое галантность. Не надо забывать, что это фильм о знаменитом поручике Ржевском. Тема галантности поручика Ржевского стала темой многочисленных анекдотов. Поручик Ржевский стал эдаким символом насмешки над галантностью, которая провисает между пахучими портянками и надобностью говорить даме комплименты. Опять я что-то не то сказал?
Мирьям,галантность одно из проявлений основного инстинкта.К тому же после того как открылась правда,героиню отправили домой.Правильно сделали.Ибо длительное пребывание женщины в сугубо мужском коллективе чревато большими проблемами.Можете поинтересоваться,с чем столкнулись амеры после того,как допустили женщин к строевой службе наравне с мужчинами.Вот здесь природа действительно берет своё.А так открылось,что уважаемый боевой товарищ это женщина,уважение стало вдвойне.А у кого то если нездоровый интерес появился,то ему лучше не высовываться,ибо получит от товарищей.А дальше,как я уже говорил,эвакуация прелестного существа в более безопасное место.Да,вспомнил.У черногорцев был такой обычай,что если в роду не оставалось мужчин,способных воевать,то одна из женщин этого рода могла дать обет безбрачия,отрезать волосы,одеться в мужскую одежду и стать полноправным воином и мужчиной с правом голоса в совете.И никто не смел к ней отнестись как нибудь игриво.В жизни всякое бывает.
Mizio!Я написала,что я противница стричь всех под одну гребенку.Когда человек попадает в экстремальную ситуацию,что было в нем больше то и выходит наружу.Меня насмешило,что все гусары были бы галантны с Шурочкой и давили бы в себе основной инстинкт и так ей было бы уж безопасно в такой компании.К сожалению,выродки встречаются во всех сословиях и почти во всех коллективах,а в такой ситуации,когда рискуешь жизнью,приток адреналина и т.д.и т.п.для них просто рай.
Куарежма,почему вы думаете,что гусары только и делали,что воздерживались?Так что зону и армию (современную) Вы совершенно зря приплели.Тем более немецкую.С немцами Вы к тому же передернули.Они своими "доблестями" отметились на завоеванных землях с чужими для них женщинами.Так что наивно думать что узнав о женском естестве героини,гусары начнут прыгать от радости и будут немедленно возбуждаться.Да,а что такого у Куприна Вы вычитали о офицерах,что пришли к таким ужасным выводам?
Автор:
Мирьям,за что Вы нас,мужиков,так уделали?Неужели Вы всерьез думаете,что у нас одно на уме?
Al-Arisha!Когда человек голоден он теряет чувство брезгливости.Я противница стричь всех под одну гребенку,все-таки нет на свете одинаковых людей,но такой вариант возможен даже среди тех,кто получил самое изысканное и утонченное воспитание.Создатели фильма "Гусарская баллада"-люди талантливые,они чтобы привлечь зрителя не опускались до пошлостей,а сейчас с талантами,так сказать напряженка.Даже не с самими талантами,а с их производством.И для того,чтобы привлечь зрителя редко какой фильм обходится без голой натуры.Для примера посмотрите фильм "Барышня-крестьянка",тоже поставлен по классике и поэтому полностью согласна с автором Куарежма,что сейчас акценты расставили бы по иному.
Ну вряд ли Шуре что-нибудь угрожало. Во-первых, это гусары, дворя с понятиями о чести. Во-вторых, она все-таки тоже благородного происхождения, а на крепостная девка, которую можно тащить в спальню, когда захочешь и не актриса, как Жермон (актрисы тогда считались очень доступными- не случайно же Ржевский решил, что спасенная певичка за цветок будет согласна на все). В-третьих. Шурочка неплохо фехтует и стреляет, так что смогла бы постоять за себя. В-четвертых, там Иван, если что. И в-пятых, гусаров явно напрягло бы то, что она пероделась мужчиной. Это явно уменьшило бы привлекательность Шурочки. И вспомните наконец, что произошло, когда обман все-таки раскрылся. Давыд (кажется так звали командира отряда- явный намек на Дениса Давыдова), просто галантно поцеловал Шурочке руку со словами: "Грешно судить успех". Думаю, мксимум, что ожидало Шурочку, это галантные ухаживания.
И что же такого скользкого вы нашли в теме "Г.Б."? Девушка хочет сражаться с врагом, напавшим на её Родину. Не корпии щипать, не раненым помогать, а именно сражаться, потому что "руки верны в прицеле и неслабы стремена" и на поле боя она принесете больше пользы. Но единственный шанс попасть в армию- переодеться мужчиной. Она сделала это не по желанию, а в силу необходимости, а не каких-либо завихов.
kate, Вы не ошибаетесь. В 1959 году Владимир Балон окончил институт физкультуры имени Лесгафта. В 1958-1961 годах - старший тренер ДСО Динамо в Ленинграде, в 1961-1964 годах Владимир Балон - тренер ЦСКА.
Мастер спорта (1956), чемпион мира по фехтованию.
В кино был приглашен именно как опытный фехтовальщик. Одновременно Владимир Балон играл роли и был постановщиком трюков.
Директор студии Мосфильм-автотрюк.
Amateur, в момент съемок Балон не был довольно молод - 31 год. В фильме, кроме батальных сцен, его можно увидеть в роли адьютанта Кутузова.
Админам сайта: господа, да, у Ларисы Голубкиной это первая роль в кино, но ведь главная! Так почему в списке актеров и в галерее фото вы загнали ее на самое последнее место???
если фильм "летят журавли" первый в столетии, то фильм "гусарская баллада" должен быть вторым. здесь все на месте: и замысел. и сценарий, композиция, игра актеров, пейзажи россии, песни и конечно патриотизм. фильм для всех времен и народов.
А анекдоты про поручика Ржевского были неприличные,в отличии от анекдотов про других героев!И в анекдотах он почти всегда связан с Наташей Ростовой,образцом чистоты и невинности!
По моему Татьяна Шмыга-идеал женственности,как в кино,так и на сцене и в жизни.Дай бог, чтоб всегда оставалась такой!Таких актрис единицы.
Автор:
Господа, почему никто не оценил образ, созданный Яковлевым - поручик Ржевский? Ведь именно Яковлев своей блистальной игрой положил начало целой серии анекдотов про поручика Ржевского. Я припоминаю только ещё один такой случай - Штирлиц. И я считаю, что самая большая награда актёру - переход созданного им образа в жизнь в виде анекдотов. Это заслуга Актёра с большой буквы. О, простите, ещё был Чапаев. И. конечно троица - Вицин, Моргунов, Никулин, но они и были комедийными образами и естественно вошли в анекдоты. А вот Чапаев, поручик Ржевский и Штирлиц - это феномен и заслуга именно актёров!