Краткое содержание: Пятидесятилетний Василий Муравин приходит к выводу, что жизнь его не удалась: дома его ни во что не ставят, забыты старые песни, заброшена преданная гитара, нет ни любви, ни взаимопонимания. Он берет в руки свою старенькую гитару и решает изменить свою жизнь навсегда...
Правильно. Это гимн Советскому кино. Я так и провозгласил свою цель на сайте - показать неординарность, метафоричность Советского кино. Я рад, что Вы уже это поняли - ту красную нить, что проходит через все Советские фильмы. А ведь были времена на сайте, что этого народ не понимал.
Снова Поклонник разразился постом размером с рассказ. И не замечает того, что из поста в пост, сегодня, вчера, позавчера, позапозавчера он переливает из пустого в порожнее, талдычит об одних и тех же вещах, хотя пишет о разных фильмах. Идут повторы за повторами, ссылки на одни и те же фильмы, делает открытия того, что не один раз уже открывал, автор ходит по кругу, не замечая того. Бывают исключения, но очень редко, например о фильме "Отпуск в сентябре". В остальном же создается впечатление, что Поклонник пишет ради того чтобы просто написать на форум, причем одно и то же о разных фильмах. ИМХО.
Фильм "По главной улице с оркестром" - это фильм из серии артподготовки перестройки. С одной стороны детский фильм. Ну хорошо, не детский, а юношеский как "Курьер", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Вам и не снилось". С другой стороны взрослый фильм как "Личное дело судьи Ивановой". Марина Зудина удивительным образом пришлась ко двору в обоих фильмах. Она как катализатор развала ячейки общества и воспарения её главы к манящему неосознанному эфемерному высшему. Полёт мотылька на огонь. Расстановка шахматных фигур "По главной улице с оркестром" и в "Личном деле судьи Ивановой" несколько иная по отношению к героиням Марины Зудиной, но смысл одинаковый. Она - это молодой элемент разрушения. И если в фильме "Школьный вальс" дочь в итоге за то, чтобы родители сошлись, то на главной улице совершаются другие дела. Какие? Сейчас попытаюсь разобраться. Главная улица, большое скопление народа - это демонстрация, шествие, митинг - почти революция. Фильм звал народ на улицы. Под какую музыку? Под неформальную, а не под официальные марши и знамена. А это в 1986 году было что-то новенькое, открывало шлюзы. Это политический итог фильма, концовку которого осудил Андрон, не помнящий очевидно родства с СССР и как это было. Итак семья - мать, отец, дочь. Вспомним, где мы видели такие семьи: "Школьный вальс", "Вам и не снилось", "Мачеха", "Дочки-матери" Герасимова, "Мужики", где дочь связывает мать и отца, никогда так и не поживших в браке, "Личное судьи Ивановой", "Москва слезам не верит" - дочь Катерины и её отцы - один биологический, другой очевидно ментальный, явившиеся к ней в её нежном юном возрасте и она кстати готова ужиться с обоими, противоречий в общем-то нет, удивительно нежная девочка, без психологических проблем. И наконец "Авария - дочь мента" - апогей агрессивного влияния дочерей на отцов. Ну так и отец там мент, а их выбивать из седла надо жесткими методами. Так же и в отношении задубелого кожей рабочего класса в фильме "Маленькая Вера" - нужен был кардинальный эпатаж в отношении патриархального пролетариата. В отличии от "Аварии" и "Маленькой Веры" другие дочери являют нам некое тонкое чувствование по отношению к отцам. Комплексы Электры по-научному. Они сопровождают отцов в их ментальных метаниях и духовном росте. Они как весталки поддерживают огонь в духовном храме отцов. И Отцы производят рекогносцировку в ориентации на дочерей. Помните, как мужик в фильме "Мужики" всматривался в глаза дочери и ему это было важно - увидеть там приятие своего покаяния. Или как иронично учёный говаривал "Дщери мои неразумные" в фильме "Дочки-матери" Герасимова, тем самым принимая на себя ответственность за них за всех. И даже фильм "Чучело" и тандем дед-внучка - что по сути дела тоже самое - внучка будоражит духовное нутро деда. В таком же ключе можно рассмотреть всех дочерей Советского кино. "Ворошиловский стрелок" относится к тому же тандему Дед-внучка он же тандем "Отец-дочь". За дочь, так сказать, глотку порву. То есть дочь-внучка - это раздражающий мужское сознание фактор. Она раздражает сознание и ласкаясь к отцу и обижая его своим упорным молчанием ("Мачеха") - по-любому дочь-внучка - это судьи своих дедов-отцов. Поэтому не важно даже понимает или не понимает дочь отца (внучка деда). Не понимая и даже осуждая его, она выбивает ещё больше искр из сердца и души отца. Опять-таки фильм "Ночные забавы", где дочь выстраивает сложную мизансцену с ловлей матери и любовника и вызовом отца дабы высечь эти искры из Отца. Дочь в высоком смысле - это ведьмино безудержное начало семьи. Ну а где ведьмы там фантастика, как правильно ввёл в обиход это слово Андрон в отношении фильма. Фантастика и заключалась в преображении Отца. И далее Андрон в духе некоего психологического семинара начинает рассуждать, что не хлебом единым, надо реализовывать талант и т.д. В общем семинар по раскрытию личности. Но на этом семинаре ничего нельзя понять, если не знать историю шестидесятничества. Да, опять о шестидесятниках, о которых я трезвоню и на всех детских фильмах 70-80 годов. Все эти отцы - они шестидесятники, ушедшие в подполье, внутреннюю эмиграцию в связи с окончанием шестидесятничества. Они ушли в семьи и воспитывали детей в меру своих взглядов на жизнь, балансируя между обшеством и своей внутренней эмиграцией, посвящая своих детей разным богам. Песни, которые сочинял Отец в фильме "По главной улице с оркестром" - это атрибут самодеятельной песни шестидесятников, приют комедиантов. Приют и кокон, в котором удобно и даже был некий просвещенческий смысл. Песни на пикничках с физиками преображали рабочего Гогу и делали его продвинутым рабочим. "Москва слезам не верит" - я писал уже и не раз о важности этих песен о недолговечности зимы в воспитании рабочего Гоги по пути к свадебному ложу с директором новой формации. Итак, песни - это атрибут внутренней эмиграции. А пора уже было выходить на улицы. Перестройка вознамерилась вызвать дух шестидесятничества, воспользоваться ими. И Дочь своего Отца вызывает Отца на бой, на баррикады, на улицу. Зря что ли старый Сатир приготовил пьянящее вино свободы. Весь этот фильм - это вытягивание шестидесятников из их кухонь, турпоходов, пикничков на улицы, да ещё на главные, да ещё с оркестром. Дочь была посвящена Богине Нике с факелом. И эта Богиня вытаскивала Отца. Мать же - соратница по внутренней эмиграции осталась дома, отменена историей. Та мать, что в фильме "Дневной поезд" читает стихи и стирает бельё мужу и детям. Интересно, что Мать была отринута перестройкой как зовуший образ. Это был великолепный образ революции и войны "Мать" Горького, призыв "Родина-Мать зовёт". Перестройка отказалсь от образа матери. Все эти матери оказались в ловушке истории, обихаживая внутреннюю эмиграцию отцов-шестидесятников. На всех на них некая печать никчемности "В моей смерти прошу внить Клаву К.", "Дочки-матери" Герасимова", "Личное дело судьи Ивановой" и вот этот "По главной улице с оркестром". В фильме "Вам и не снилось" мать Романа оказывается ретроградкой на фоне отца, способного в порыве прыгать через бидоны навстречу своей бывшей любови. Мать как олицетворение Партии, Родины, стабильности в конце концов осталась за бортом перестроечных лозунгов. Вот когда нам надо было усомниться, но юные девы повели своих отцов-Сатиров в другие дали. Юные девы были им заповеданы как награда - фильм с Басилашвили "Предсказание" 1993 года. Его же знаменитый "Осенний марафон" тоже принижает мать и возвышает дочь, поднявшуюся аж в арктические широты. Ясно, что Бузыкин получает преференсы в историчеком плане - он способен ещё на бег, а вот жена и любовница останутся в прошлом. Что собственно и произошло. Многие самцы, ставшие крутыми бизнесменами, сменили жён на молодых. Советский кинематограф усиленно окормлял мужчин-шестидесятников для поддачи идеологического пару локомотиву перестройки. Или другое сравнение - крайние пристяжные лошади, обеспечивающие галоп всей тройки. Перестройке нужен был дух. И этот дух находился в ещё тлеющем живом шестидесятничестве. Правда на кухнях, в турпоходах и на пикниках, но никак не на улицах. Вот и выманивали при помощи дочерей. При этом дочь не обязана быть хорошей. Наоборот чем развратнее душой и телом тем лучше, чем больше злится на отца, тем лучше. То есть чем больше раздражающе плохого в дочери, тем лучше. Какой отец останется равнодушным к эскападам дочери, к надутости губок или явной злобе. Короче провокации в отношениях отец-дочь правили бал и вытягивали отцов на баррикады, на главные улицы. Интересно замечание Андрона про "безумно неконкретно". Правильно, так оно и случилось. Использовали дух шестидесятничества. Безумство храбрых. А конкретно ресурсы, деньги достались конкретным людям. Нужно было вывести осоловевшую толпу под трели соловья, а дальше уже конкретные экономические и политические действия. Правильно сказал Аким (Михаил Кононов) в фильме "Таёжная повесть", читая дневники Гоги, - "словолей". Кстати провидческий фильм о том, что Россию, заведённую в дебри экономико-демократической тайги и брошенную там, будет выхаживать мужик.
Да, шестидесятников подставили, как идеологов перестройки, не дав ничего взамен, даже не превратив в средний класс и опустив науку. Но будем помнить, что вытаскивали их из эмиграционных углов кухонь, турпоходов, пикников, заманивали под провокативные песни сирен-дочерей. "Дщери мои неразумные".
Андрон > "Задумываешься, как они (супруги) вообще могли сойтись?!"
Да запросто могли: дамочки выскакивают замуж "потому что пора, а экземпляра получше не подвернулось", "неважно за кого, главное съехать от ненавистных родителей" и т.п. Детей заводят по той же причине.
Ну а дальше и дочка воспиталась в том же ключе, видя отношение матери к отцу. Всё просто.
Интересное кино. Хотя концовка, на мой взгляд, опять ни к черту.
В первую очередь потрясает непреодолимая стена (или пропасть – кому как больше нравится), которая разделяет мужа и жену, отца и дочь. Задумываешься, как они (супруги) вообще могли сойтись?! И кто, позвольте полюбопытствовать, занимался воспитанием ребенка?! Это же полное непонимание! Абсолютный прагматизм (заметьте, у меня и в мыслях нет, осуждать ее за это) жены и дочери и невероятная апатия ко всему материальному и «приземленному» - у мужа/отца. Запредельно! Особенно четко это проявляется во время посещения ими одних и тех же людей. Фантастика!
Еще один интересный момент – ловлю себя на мысли, что главного героя не жалко. Даже не в том смысле, что он «вялый и безынициативный работник, каких у нас, к сожалению, большинство», что он оказался не способен реализовать свой талант, не говоря уже о каких-то дивидендах, а в том плане, что у него, судя по всему, всё хорошо и так! Ему не нужна опостылевшая работа и пр., у него есть его песни, и ему этого достаточно. Это сложно понять, и я ни в коей мере не призываю всех последовать примеру этого человека, но… в этом что-то есть, Вы не находите? Что-то в духе «не хлебом единым…»
Запомнился Меньшиков – небольшая относительно роль, но, тем не менее, интересный образ. Мне он здесь понравился значительно больше, чем, скажем, в «Покровских воротах». Молоденький «лейтенант милиции Жигунов», «отрицательный герой» в исполнении Костолевского и дуэт Немолева – Лазарев – тоже весьма интересные работы. А Гафт?! Это его «Чего Вы все от меня хотите?!» - очень даже!
В общем, казалось бы, чего не коснись, - всюду здорово. А вот концовочка подкачала. Опять этот неуместный символизм, метафоры и пр. Еще и «двойная порция» музыки. В итоге всё размыто, расплывчато и безумно неконкретно. На мой взгляд, совершенно не в духе картины в целом. Только портит общее впечатление. В результате только 8 из 10
Фильм не характерный для Тодоровского (старшего). У него обычно какие-то женщины, любовь, а - это не совсем то. А так фильмец средненький. Впервые появляются очень молодой Жигунов и очень молодая Зудина.
Мне фильм не очень понравился.Чувствуется в нём гнилое дыхание перестройки.В 1986 году "уже можно" и полилось дерьмо с экранов и не только с них.
Какого чёрта во время своих любовных песен герой Борисова думает о своей жене и дочери , бабах крайне гнилых хоть и очень реалистичных, списанных с живых русских баб ?!
Ведь то , что жена и дочь дерьмо он понял, и они до конца фильма так и не "морально переродились"?! И жена только тогда стала уважать его музыку, когда ей "профессионал" сказал , что он "талант". А ведь хорошая жена должна уважать увлечение мужа, даже если он полный профан, просто потому что она вышла за него замуж и живёт с ним.
В общем фильм смотреть можно, но не нужно.
Один из лучших фильмов "того" времени. А действительно, хочется иногда бросить все, послать подальше начальство, бросить работу, уйти из дома и попробовать начать все "с чистого листа"... Олег Борисов - как всегда неподражаем: "...Ну и едь в свою Африку!.. Что б там тебе крокодил откусил!.."