Награды и примечания: Первая роль в кино Валерия Золотухина, снявшегося в тв-фильме "Пакет".
Прокат (1970, 20 место) - 26.8 млн. зрителей.
Краткое содержание: Первый фильм из цикла об участковом из далекого сибирского села Сережково по сценарию Б.Можаева. Сережкин расследует ограбление магазина, в котором подозревают одного из сплавщиков, и выходит на действительного преступника - сильного, умного человека.
Евгению: уважаемый Евгений, все в Ваших постах правильно, кроме одного - этот деятель взял бабок не из=за денег, просто в Сибири (в глухих местах) взять попутчика (в машину, лодку) - это как воды дать. Отказ - грубое нарушение местного этикета, в данном случае бросающее дополнительное подозрение на этого дядю.
«Закон тайги - он в людях сидит, только в наше время его как-то замаскировали что-ли... словами разными. Некоторых силой заставляют, а некоторых упрашивать приходится- премиальными, повышением по службе- и так далее».
На реке ль, на озере -
Работал на бульдозере,
Весь в комбинезоне и в пыли,-
Вкалывал я до зари,
Считал, что черви - козыри,
Из грунта выколачивал рубли.
Автор:
И НЕ СУДЬБА МЕНЯ МАНИЛА, И НЕ ЗОЛОТАЯ ЖИЛА,- А ШИРОКАЯ МОЯ КОСТЬ И ПРИРОДНАЯ МОЯ ЗЛОСТЬ
И еще одно замечание, опять к сцене "распития коньяка" в палатке:
Рыбой говорит: "Распоясался народ...
Ну вызовем на собрание, пропесочим! Так и запиши! "
А через 5 минут старшина спрашивает:
-Я слышал, ты женишься?
-Женюсь!
-И уезжаешь?
-Да, завтра утром и уезжаю!
______________________
То есть сначала говорят про какое-то собрание, обсуждают меры для сплавщиков, и почти тут же потом - "уезжаю я, с концами, прямо завтра" ))) Нестыковочка... базар какой-то, под коньяк :))) В рассказе Можаева, к слову, Рябой с Нюркой поехал на моторке на станцию не "с концами", а на одни сутки... ))) С возвратом ))))
Ещё замечание.. точнее два.
1) Высоцкий (Рябой ) получает сигнал - “на перекате тебя будет ждать старшина… берегись! Он тебя подозревает!!!” (сигнал ему доносит Носков, который случайно узнал об этом у конюха)
Рябой, получив сигнал, уплывает раньше времени...
Проходя перекат, тем не менее, останавливается, чтобы подобрать двух старух, везущих ягоды на базар. Для чего Чтобы заработать 1-2 рубля…. Это при том, что в рюкзаке -ворованная беличья шуба (ценой, думается, несколько сотен), а в кармане –деньги, полученные от настоящего вора (продавца Носкова) якобы “в долг” (“чтобы подняться” (@)) Сколько он там ему одолжил, в фильме не упоминается, но думается от 200 (минимум.) до 500 рублей. Ну в самом деле, ну не 50 же рублей Носков ему “подъёмных” одолжил )) Ну и конечно деньги, заработанные на сплаве (а это неслабые зарплаты, да и бригада Рябого –передовая.... ) Не все же деньги Рябой на коньяк тратил :)))
К слову средняя зарплата в 1968 году в СССР 110 руб, а Волга" (самая лучшая тогда машина) стоила 5000 руб.
А в магазине пропала выручка -532 рубля и вещи (шуба, ткани, 15 наручных часов и тд и тп) (как я понимаю, вещи в состав выручки не входили...)
Итак, у Рябого многие сотни” в кармане, и ворованая шубка, и предупреждение о возможной опасности на перекате, тем не менее он останавливается на этом перекате ради 2-х рублей... В это можно поверить? Может Рябой нищеброд-крохобор? Не похож. Властный, сильный, умный. Может он как Шура Балаганов, который получив 50 тыс, "механически" полез в трамвае за кошельком гражданки, где лежал рубль? Да не похож он на мелкого щипача... И вроде контролирует себя.
Грубо говоря, в сегодняшних реалиях, вы нашли на дороге 100 или 200 тыс. рублей (в пересчете на сегодняшний эквивалент), плюс своих денег у вас 300 тыс. И вас предупредили, что на “том перекрёстке” вас возможно будет ждать хозяин, потерявший эти деньги, и подозревающий, что вы их (эти деньги) нашли и увозите куда подальше. И вы (с “пол-миллионом в кармане”) тем не менее, останавливаетесь на этом перекрестке, что подобрать двух случайных попутчиков и заработать сотню-другую рублей ))) Да не смешите :))
______________
2) Поведение Носкова, бывалого рецидивиста (“три судимости, два побега… или наоборот?”) Берёт ружьё и едет убивать свидетеля (Рябого). На что он рассчитывал?
Да Рябой с большой вероятностью уже прямо на перекате (где его застукал старшина с поличным) и раскололся- сдал Носкова старшине ! Значит и старшину тоже скорее всего надо убивать! А как иначе? Всех сразу шмяк и концы в воду… “тайга всё покроет”.
Извините, но тоже не верю. Ограбил собственный магазин, утащил товару и денег на общую сумму грубо говоря 1000 или 1500 рублей, и ради этого идти на убийство, или даже двойное? Чтобы потом со 100% вероятностью получить “вышку”? Он ведь не мокрушник, просто бывалый вор (магазинный торговец-махинатор, и до этого он в каком -то селе магазином заведовал) и всё. Не похож он на невменяемого грабителя с ножом. И на умного вора-рецидивиста (героя Даля из "Золотой мины"), строящего комбинации и делающего пластическую операцию лица, тоже не похож )))) Ну отдал бы наворованное, ну получил бы по рецидиву столько-то лет.... Но идти на убийство?!! Вместо того чтобы, хватать все, что унесешь и смываться на мопеде (не впервой ведь уже...)
К слову, в фильме “Два долгих гудка в тумане” рецидивист –урка, решивший отсидеться на севере, случайно обнаруживает крупную сумму денег (едва поместившуюся в чемодан), и ради нее идет на жестокие убийства. Там вполне правдоподобный сценарий. Но не тут же, где сыр-бор из-за 3-дневной выручки и десятка-другого вещей из ширпотреба....
Короче, не верю))) Голливудщина в совецком стиле)))))))))
кстати, в рассказе Можаева (автора сценария к фильму) "Власть тайги" совсем все по-другому..
Рябой отсылает бригаду полностью подчинявшихся ему сплавщиков (вместе с Ипатовым кстати) наводить шороху в деревне
(стрельба, драка, ...)
Сам в это время открыл замки, и ограбил магазин.
Ключи от замков до этого ему достала Нюрка, которая охмурила продавца магазина молодого Ускова (здесь - старый Носков)
Старшина вычислил вора по единственной улике - недалеко от стоянки нашел этикетку от шубы... ну потом на перекате застал Рябого и Нюрку-сподвижницу с поличным.
Никаких коньяков, никаких погон, покушений и стрельбы... В фильме же конечно всё лихо закручено.
--------------
Что касается линии Рябого в фильме (то есть: он зашел ночью в открытый магазин, расчал там бутылку коньяку и... ушел ). Потом взял "в долг" у продавца Носкова (настоящего вора) деньги и шубку для Нюрки.
Вот и всё "преступление".
Собственно, максимум на что тогда он мог расчитывать -товарищеский суд с порицанием и осуждением его моральных качеств...
А по нынешним временам, мог послать старшину в итоге куда подальше.....
Мои вопросы так и остались без ответов...Еще раз:
1)Логика Высоцкого: "Была пробка на ножике,а теперь нет ее... куда делась? Старшина взял? Подозревает? В чем? В магазине-то тоже ведь тогда был, коньяк там открывал и распивал, пользуясь моментом..."
2) Высоцкий говорит старшине: "Уезжаем завтра УТРОМ!"
Судя по тому, что в итоге на лошадях едва поспели, выехав почти одновременно (!) с лодкой, выезжать надо было заранее, и поджидать у переката....
А собирались, как вы говорили, с обеда.... Когда лодка бы давным-давно тю-тю...
Ой, не могу, в таежном поселке нечем бутылку заткнуть, выдохлось бухло, караул! Кусок газеты "Правда" в мякиш скатал, заткнул горлышко - всё. И второе. Насчет лошадей. Так потому и скакать собрался на лошадях с обеда, что хотел ДАТЬ УЙТИ и взять на полдороге с поличным (дорога там одна была - река).
Автор:
Увидел два ляпа в одной сцене, когда Высоцкий и Золотухин коньяк "три звездочки" пьют...
1) Высоцкий прямо ему говорит "Уезжаем завтра утром"... так почему же тогда Золотухин утром спит, и собирались на лошадях скакать после обеда?
2) Как здесь Золотухин подтибрил пробку от конька, проколотую шилом, не понятно... На виду у Высоцкого? Не показано.
Да и бутылка стоит недопита вполовину, чем её дальше закрывать-то стал Высоцкий? Проколол старшины...)))))))))))))
Как учил нас основоположник темы производительности труда в Советском кино Аббаси надо зреть в корень Советского кино, где всегда кроется тема производительности, которую надо повышать и которой всё что-то надо от народа в смысле его мобилизации от спячки надо полагать. Что же кроется в этом фильме "Хозяин тайги"? Тема будуших великих Сибирских строек - ГЭС, БАМ и т.д. Тема, требовавшая человеческих ресурсов немеряно и разных. Не герои же все. В основном люди простые, работящие, многие из крестьян, опять же молочко. Фильм провозглашал на близком народу языке, что не Боги горшки обжигают, что в тайге есть место всем. И тайга милостива к труженникам и примет всех. И что интересно, ехали много и не боялись. Ехали честно трудиться, зарабатывать и жить. Главное было быть основательным и работящим. В этом смысле с "Хозяином тайги" перекликается фильм "Голубка", где даже тонкие и звонкие девочки нашли своё место на великой Сибирской стройке. И сразу приходит на ум фильм "Единственная". Проклова, Золотухин, Высоцкий вместе разыгрывают драму о несостоявшейся поездке на великие стройке Сибири Николая Касаткина с женой Танюшей. И чтоб непременно только с ней. Она бы ему там молочко подавала в крынке. А без этого мужику нельзя. Ведь сила не только в молоке, а в подающих руках. И здесь Высоцкий сыграл злодея, разбившего планы семьи. Злодей-диссидент разлагал душу жены под гитарку и песенки. И совсем уже дальнобойная аналогия с подготовкой души рабочего Гоги на пикниках в лесочке под гитарку и песенку о недолгой зиме и будушей весне надежд. Готовили душу рабочего на брак с новым красным директором, будущим перестройщиком этой самой производительности труда. Куда ни кинь везде клин - то бишь производительность. Так что роль этих самых гитаристов очень важна. Последний раз о "Москва слезам не верит" я писал на фильмах "Любовь и голуби", "Мелодия на два голоса".
Кое-что Андрон ухватил правильно, но по порядку. Владимиру Высоцкому дейтсвительно не везло на роли в Совестких сценариях. Рейтинг героев и актёров их игравших был прописан по определенным нормам, достаточно хорошо просматриваемым. Если Лановой то герой, если Конкин, то Павка Корчагин и вот естесственно Шарапов. Редко кому удавалось вырваться из круга - Лановому да удалось. Павка Корчагин и Анатоль Курагин оказались в одной обойме. Ну и Высоцкому нашли место - герой, но с червоточинкой. Его Глеб Жеглов по сценарному рейтингу ниже Шарапова и даже ниже его невесты, которая своим портретным взглядом спасла Володе жизнь, а потом усыновила ребенка, чем вообще вознесла себя на недосягаемую высоту. Выше даже Жеглова, который отдал свои карточки голодающему соседскому семейству, но к концу фильма об этом забылось под осуждающим взглядом Шарапова, мол не хлебом единым. Жеглов чуть ли не Иудой оказался, убив того, кто спас Шарапову жизнь в банде, поставив убиенного грешника выше Иуды. И здесь в этом фильме "Хозяин тайги" разыгрывается тот же геройский рейтинг - кто достоин быть хозяином тайги? Милиционер действительно не мясом питается, а пьёт молочко немерянно, но вроде молочко тоже не входит в рацион вегетарианцев, тоже продукт животноводства. Намек, что молочко на губах не обсохло? Вот на этом контрасте и строится выбор хозяина тайги. Славу и царство небесное стяжают убогие. Милиционер и предстаёт таким убогим и блаженным, а на самом деле стяжает победу. Прямо по букве Нового Завета. Откуда собственно говоря и оценка Жеглова как Иуды. Там, где тайга ака природа, там наступают Божественные законы, а именно законы Христа его Нового Завета. И оказывается они великолепно вписываются в кодекс Советской жизни, он же кодекс строителя коммунизма. Есть здесь и своя Мария Магдалена, сначала распутница, а потом святая, уверовавшая. Это та самая, которая по мнению Андрона до последнего промахнуться боялась, в расчетах ошибиться. Так ведь веру выбирала можно сказать. Есть и своя жена-мироносица - то бишь жена, подносящая молочко. Молочко оно раны умащивает. Эти Новозаветные мотивы весьма близки Советскому кино, когда речь заходит о тайге - та же "Таежная повесть" с его моралью, что за всё воздаётся и за грехи, и за добро, и нельзя обижать сирых да убогих. И там тоже маленький человек в исполнении Конкина по духу выше высокого человека в исполнении Киндинова. Так что для Высоцкого в Советском кино нашлась ниша, по рейтингу близкая к Иуде. Его Дон-Жуан корчится под рукопожатием командора, Жеглов корчится от нелицеприятной оценки Шарапова, в "Плохой хороший человек" доктор всё пытается душу его стойкого героя привести в соответсвие с милостью к павшим духом и отмеченным печатью человеческого страдания, в "Хозяине тайги" его ловит блаженный милиционер. Так Советское кино боролось с экстремизмом, играя на поле Иисуса Христа и его проповеди о блаженных нищих духом ибо их есть царствие небесное. А что, как ни молочко, так хорошо сочетается с притчей о святом семействе? Ведь Иисус Христос родился в хлеву.
Александр [13.04.2009], не строй из себя приличного, твоя гопота всё равно наружу лезет. Повторяю вопрос, что ты, гопник, можешь знать о северянах, сидючи в столице или каком более менее крупном городе? Северяне это не те, кого Высоцкий в этом фильме играл, а вот как раз милиционер Серёжкин и другие, кто всю жизнь там живёт.
Алексу[12.04.2009, IP 91.76.135.81. Могу еще раз поторить, а насчет "вякаешь", вы погорячились. С грубиянами и хамами люблю разговаривать, не зачно, а в воочию. Надоели дешевые сквернословы на сайте. Вы, что от этого удовольствие получаете? В туалетах на стенах тоже наверное гадости пишите, пока никто не видит?
Александр, что вы там вякаете про "северный характер"? Что вы о северянах знаете? Рвачи и жлобы это приехавшие на север временщики, у них одна цель - урвать и уехать обратно.
Мне нравится это кино. Высоцкий здесь не переигрывает. Золотухин немного. Кмит силен. Хорошо отражается гнилой северный характер, в жизни они еще большие жлобы и рвачи.
Ну, это ты, Артем, погорячился насчет того, что фильм кто-то спас. Конечно, В. Золотухин и В. Высоцкий больше других блещут в этом фильме, но у них и роли-то главные. Не было бы их, другие бы отличились в этих ролях, хотя, возможно и не так здорово. Но ведь и В. Высоцкому и особенно В. Золотухину главреж В. Назаров помог так замечательно раскрыться. Из других актеров, снявшихся в этом фильме, я бы выделил Л. Кмита и М. Кокшенова. И все-таки главным достоинством этого фильма является занимательный сюжет и вообще хороший сценарий по произведению знаменитого писателя Б. Можаева. Да и поставлен он вполне удачно, а снят на "богатой натуре".
Высоцкий-молодец,а золотухин-противно смотреть.И по жизни,падло,Высоцкого спаивал,льстил в глаза,завидовал-пес.А после смерти-лучший друг,самый близкий и т.д.Куда уж ближе,за шприцами бегал,а сам,гад,здоровее здорового.Тьфу,противно.