Награды и примечания: Вариант названия - "Застава Ильича".
Первые роли в кино Николая Губенко и Родиона Нахапетова.
Использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной и др.
Первоначально фильм вышел в 1962 году под названием "Застава Ильича" и сразу же был снят с проката как "идеологически вредный". Картина не понравилась лично Н.С.Хрущеву.
"И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость эпизода, когда отец не знает как ответить сыну на вопрос "как жить?" - Н.Хрущев (на совещании студии).
Прокат (1965, 535 копий) - 8.8 млн. зрителей.
Краткое содержание: Киноповесть о молодежи шестидесятых годов.
Посмотрела недавно первый раз фильм и получила удовольствие и тепло.Можно ли сейчас представить себе молодых людей в возрасте героев с такими лицами полными любви человеческой,чистоты, и женщин похожих на будущих матерей.Страна разваливается когда женщины теряют простой стыд.тут возраст который только отправляет в большую жизнь с сомнениями,но с помыслами о своем будущем.Героиня Вертинской красивая разведеная,но не пошлая.Тогда в 20 лет задавали вопрос как жить,а сейчас улицы забиты малолетками совокупляющимися и не прочитавшие за свою жизнь ни одной книжки.Где уж тут до стихов.Мерзостью заполонили жизнь.У коммунистов вообще то даже развод для семьи был ЧП.А во все времена были тетеньки обслуживающие мужскую верхушку.Но в народе все таки было по другому.
Фильм, безусловно, надо смотреть. Каждый находит в нём своё. Один-утончённый эстетизм. Другой-неореволюционный пафос. Третий-симптомы той болезни, от которой через тридцать лет погибнут великая страна, миллионы людей и надежды на лучшую жизнь.
Атмосфера тех времён передана довольно точно. Тогдашняя молодёжь от нынешней отличалась очень сильно. Но именно по этой причине нынешнюю молодёжь этот фильм смотреть не загонишь. Всему своё время.
Как памятник эпохи - вполне сгодится...
Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.
(Андрей Вознесенский)
Автор:
Да, правильно, Влад, написал: это фильм о первом послевоенном поколении. Сколько любви отдала им страна после войны, как хотели сделать из них тех, кто поведет эту страну дальше! Конфликт с Хрущевым это конфликт поколений. Хрущев вдруг увидел (и по простецки по-своему объяснил), что идут-то они не туда куда задумывалось. Это и раздражало старших. У поколений всегда разные интересы. И куда они пришли в конце концов мы все знаем. Poklonnik, тот мир (который сейчас видим вокруг нас) сделали все-таки шестидесятники. Этот мир может нравится, а может нет, но он такой каким его сделали повзрослевшие герои фильма. В 1985 им уже 40. Тут-то они и получили власть, тут-то и началась перестройка (т.е. они начали перестраивать страну под свои идеалы и под свои подспудные желания).
Это был неореализм в кино. Попытка потока сознания и реальности как она есть. Отсюда и отсутствие ответа на вопрос "как жить?". Хрущёв выступил как политик. Хуциев искал поэзию времени. Отсюда и хождения на выставки, и стихи Ольги Фокиной, и Политехнический музей, и споры. Поиск новой поэтики жизни. И кстати ничего противосоциалистического в фильме не было. Шестидесятничество вообще не было диссидентским по своей сути. Оно искало новую революционную героику. Это время оболгали потом, не поняв его. Перестройка, как она есть, ни в какой мере не наследует шестидесятникам. Она использовала их, но не наследовала им, хотя и продолжает ссылаться на них. Кстати фильм получил продолжение в фильме "Мелодия на два голоса" 1980 года - опять этот пресловутый 1980 год, это распутье, как идти дальше. Фильм "Мелодия на два голоса" пытался возвратить рабочий класс на стезю романтики 60-ых - вторая любовь героя студентка пришла к нему, когда он уже вступил на стезю потребительства - первая любовь героя продавщица. И фильм "Отпуск в сентябре" 1979 года был, собственно говоря, о том же - о поиске смысла жизни интеллигенцией, когда она затягивалась болотом потребления - и там продавщица Вера - та же актриса Ирина Резникова. Это вымороченное неистовое желание Зилова и его жены - давай повторим как это было, как начиналась наша любовь. Этот крик - "ты всё забыл". Эти фильмы из той же темы разговора о перепутье развития СССР на странице фильма "Москва слезам не верит" 1979 года и на странице фильма "Эскадрон гусар летучих" 1980 года. Кто ударялся в пафос, кто пророчил изменения в СССР, кто предостерегал как фильмы "Грибной дождь" (1982), "Таёжная повесть" (1979), "Время желаний" (1984). Фильм "Осень" 1975 года предлагал искать теплоту в семье, любви - взросление и слияние с народной сутью - архетип актёра Леонида Кулагина из "Дворянского гнезда". А кто мучительно искал утерянную романтику фильма "Мне двадцать лет" как фильмы "Мелодия на два голоса" и "Отпуск в сентябре". Мучительно до попыток самоубийства как Зилов. "Мне двадцать лет" - это желание теплоты, чистоты. Это поиск героики эпохи без войн. Это строки из песни: "И так захочешь теплоты,
Не полюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трёх человек у автомата.
Вот как захочешь теплоты...
". ТЕПЛОТА И ЧИСТОТА ТАК И НЕ ПРИШЛИ К НАМ, хотя племя шестидесятников кто только не использова на своих пафосных знамёнах в последнее время. Это и тема режиссёра Фетина - героика "Виринеи" 1968 года - последний аккорд шестидесятничества, "Сладкая женщина" 1976 - мещанское перерождение, приведшее к восстанию Валерия Саблина и наконец, пророческая на много десятков лет вперёд "Таёжная повесть" 1979 года о том, как Гога завёл девушку в тайгу да и сам погиб и девушка заболела, а простой парень Аким выходил и спас девушку. "Мне двадцать лет" - это поиски счастья, это предчувствие чего-то странного, неумолимо надвигающегося на нас, когда фильм "Девчата" уже не радует. Всё думающее Советское кино крутилось вокруг фильма "Мне двадцать лет". Это мучительные стихи Пастернака "На ранних поездах" (фильм "Осень") и "Баллада о прокуренном вагоне" Александра Кочеткова ("Ирония судьбы"), его же строка лейтмотив "С любимыми не расставайтесь" в одноимённом фильме о новом поколении 70-ых, стихи Баратынского в фильме "Доживём до понедельника" - "И в молодые наши леты Даем поспешные обеты" и новое "Сломанная клетка, кучка пепла. А журавлик снова в облаках", песни героя Высоцкого в фильме "Единственная",когда сеточка с кефиром висит на стуле, прохудившиеся босоножки в дождь на ногах, а в руках гитара. Стихи Рубцова, читаемые дочерью рабочего (Заманский) в фильме "Мелодия на два голоса" (Я там на странице фильма подробно писал об этом) - "Я видел, как ходят матросы С тоскою в глазах на закате, Когда задыхаются розы В бредовом своем аромате."- Откуда всё это пришло в Советское кино? Из поэтики фильма "Мне двадцать лет" - она освешала всё Советское кино. Вот каков потенциал одного фильма. Не трогайте шестидесятничество. Оно так беззащитно, наивно и трепетно перед мутными потоками времени.
В 1962-м (как я понимаю, год первого выхода фильма), актерам Губенко (Коля) был 21 год, Попову (Сергей) – 26 (по сюжету Сергею 23), Любшину (Слава) – 29, а Хуциеву – 37 лет.
Фильм сумбурный. Наверное, такой еще и является картина мира у двадцатилетнего, но…
Не зря у фильма была сложная судьба. Вот как писали о нем критики: «Выдвинув целый ряд жизненно важных вопросов, волнующих нашу молодежь, авторы решают их поверхностно, а порой далеко не бесспорно, философская путаница в умах героев возникает не столько в силу их внутреннего развития, сколько привнесена «от автора». Очень точные слова. И слова Никиты Хрущева «И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость эпизода, когда отец не знает, как ответить сыну на вопрос «как жить»? – совершенно верная, естественная реакция. Это тот эпизод в фильме, где можно сказать «не верю».
Спасает это кино достойная, несмотря на все сомнения, позиция и поступки главного героя – Сергея.
А героиня, которая вызывает наибольшую симпатию, как оказалось в конце – роль Светличной)
Операторская работа Маргариты Пилихиной прекрасна. Сыро, неправильно и… удивительно снято. Такими, еще широко распахнутыми глазами, смотришь на мир только в юности. Так же просто, весело и душевно писал хороший человек Геннадий Шпаликов (ох, как щемит в груди от промелька его лица в одном из кадров)… Аморфность фильма обманчива, ибо у моря солнечного света нет границ, но есть замечательная, вполне конкретная, определенность сущности. Варианты же фильма, конечно, не равноценны: с нетерпением ждалось, когда же выпустят официально на дивиди, дождался … а там, со второй части, все шиворот-навыворот, перекроено до ужаса: какая-то куцая, непонятная сцена в Политехническом, Лев Прыгунов отцом ни к месту, рассказ матери о картошке, иначе проинтонированный актрисой, переснятая (убитая) сцена Губенко с Щербаковым, разговор с отцом Ани под поющий телевизор как-то передернут... Цензура прошлась беспощадно и просто бы погубила чудо, замордовала бы намеренными изъянами, если бы не было полноценной версии канала «Культуры», мерси ему за это большое... А любое злопыхательство по отношению к фильму воспринимаю как личное оскорбление: пожалуйста, не причиняйте боль любящим.
Посмотрел. В востроге! Действительно - великолепный фильм пересказывающий то время. Сколько раз слышал выражение "шестидесятники" (начиная с пятнадцатилетнего возраста) - но именно в этом фильме они показаны очень правдиво, раскрыт смысл жизни молодёжи того времени.Удивительно (гениально!) для меня то, как Хуциев (или Шпаликов) сближали Аню и Сергея , как постепенно наполнялись они любовью - и какие чужие они стали на дне рождения Ани...
p.s. Операторская работа действительно слабоватая, но это можно упустить.
и вовсе не про иделногию кино, товарищи - не ужели не чувствуете время? Про людей кино, про нас с вами, документ 60-х... И вышел не в 62 году, а в 64, и первое название было "Ты помнишь, товарищ". Киноэксперты что тебе imdb
Автор:
Улететь! Вот я и говорю: помельтешеть, помельтишеть в городской площадной толпе - и улететь куда подальше. Ах вы алиментщики мои ненаглядные!
Каждый из высказавшихся в чем-то прав! Но главное все-таки в том, что и Хуциев и Шпаликов сумели, находясь в своем времени прикоснуться к вечности - это неуловимое, необъяснимое прикосновение чувствуется в некоторых кадрах фильма, несмотря на его действительно растянутость, неуклюжий идеологизм и невнятную композицию. Причем - это мое мнение, не настаиваю на нем - сейчас, из нашего времени нам кажется, что та эпоха действительно как-то прикоснулась к чему-то огромному, что потом ушло, растворилось в годах. Подозреваю, что это связано было с надеждами на освоение космоса: в те годы первых космических полетов многим людям чудилось, что вот, еще немного и улетим отсюда к едрене-фене, по бескрайним просторам вселенной, к абсолютной свободе, то бишь. Это было ошибкой - как и сам физический космос с моей точки зрения есть метафизически бессмысленная пустота - ибо главный путь человечества, конечно, не в нем. Но пока мы до сих пор этот путь так и не нащупали. А тогда человечеству на мгновенье показалось, что да. Но мгновенье прошло...
Фильм посмотрел недавно и записал на видео. Атмосферу тех лет я помню и она передана очень точно. В фильме почти нет ложного пафоса, которого в жизни не бывает, поэтому он и сейчас смотрится. Тут кто-то написал про "каплю яда". Смешно, ей Богу! В фильме "Ленин в Октябре" и, особенно, "Ленин в 18 году" или в "Падении Берлина" этого яда целые бочки, особенно если под ядом понимать ложь!! Так что не надо ля-ля насчет Хуциева. Хрущев был человек до крайности невежественный в вопросах культуры и это беда нашей страны.
В этом фильме, который на несколько лет спрятали от народа, масса "прорывов" к настоящей правде. По нему действительно можно понять тогдашних молодых - нынешних нас. Как раз молодым его и полезно посмотреть. Хотя бы разок.
Никита! Листопад! Вы уже стали бояться тени - а она Ваша собственная. И не ходите на людей с дихлофосом: некрасиво и не законопослушно. Что ж Вы так не в ладах с толерантностью? ТЕ времена уже прошли. Мы всем нутром любим черно-белое кино. Только "искренность" - это то клише, с которым редакции молодежных журналов возвращали начинающим поэтам их рукописи. Вот и всё. Взрослейте!
Ну не думаю, что если кто-то здесь высказал иную от Вашего Никита мнения точку зрения, тут же ни с того ни с сего стал вдруг "склизким гадом", и уж тем более "которого нужно вытравить дихлофосом"...
Ну впрочем не в таких "глашатаях" дело! Фильм, как мне кажется, надо не просто просматривать, тупо внимая бесшабашный лепет молодежи тех времен, подгоняемой вдруг открывшимся ветром из распахнутого с гонором окна генсеком того времени...
Оценить ситуацию, в которой оказалась неожиданно те молодые люди и их поведение и мнения в те дни - вот главный момент всего фильма!
А то, что сверхинтересно взглянуть на Столицу и её облик того времени, - это действительно будет приятно и познавательно всегда! Но это скорее не заслуга лично Хуциева, а именно времени, в котором и происходят действия картины!
Дорогие дамы и господа! Не читайте отзывов на сайте. Не надо. Так обидно, что и сюда пролезают какие-то тени, упыри, склизкие гады.
Смотрите кино. Думайте. И не следуйте тем или иным идеологическим клише.
А фильм этот замечательный. Очень мужской. Марлен Мартынович Хуциев – искренний художник, снявший удивительные фильмы.
А идиотов обходите стороной. Будут приставать, опрыскайте их дихлофосом.
Краем глаза сегодня успела заметить, что Тарковскому врезала Ольга Гобзева с ее нервной острой пластикой и виноватым личиком. По-моему, у фильма, несмотря на вязкость, есть какое-то содержание, но всё это - кроме толпы на улицах - такое "сделанное"! Самое "злободневное", судя по намерениям авторов, быстрее всего устаревает. Просто я хотела сказать, что нам со временем в таких лентах все больше нравится "фон", обстановка, улицы, интерьеры, в силу психологических причин. В воздействие политического искусства давно уже не верю, так как "нам не дано предугадать" (вот это неоспоримо!)Для примера, у Меньшова в "Москва слезам не верит" уже разыграна карта иронической переоценки 60-х, вот, хотя бы: "Дальше всех, думаю, Роберт пойдет... дух бунтарский". И у Хуциева - выступление самого Рождественского: действительно, очень бунтарский дух. Но ведь эти строфы выхвачены из контекста, всё перемешано, натянуто! А каждый из героев фильма, как и его исполнители, пошли в свою сторону, они менялись. И фильм пытается разрешить этот пародокс: вот мы, мол, меняемся, но что-то важное мы все-таки сохранили? И если да, то что?Жестокая правда в том, что кроме погибших на войне - никаких аргументов в пользу духовной зрелости и мужества. И эти зубоскалы с умными лицами, которые ... променяли вареную картошку на пареную репу.
Не совсем согласен в вопросе "лови момент" или такого больше не повторится. Здесь присутствует именно политический окрас, бунтарство разболтавшейся при Хрущеве молодежи, и как следствие конфликт отцы и дети.
Фильм на самом деле прикрыл не Хрущев, а те люди будущей Брежневской формации, которые вовремя поняли опасность этого фильма как для молодого покаления, так и для государства в целом.
Тут у меня маленький вопрос. Эпохальная и провидческая пощёчина Тарковскому... Насколько я понял, Светличная играет манекенщицу, которая сидя на подоконнике, вовремя заткнула западный уклон Тарковского. А вот шлепнула его по-иоему, какая-то другая актриса! Если не прав - поправьте...
Изначально заложена ностальгия - "лови момент", поскольку после неизбежно будет нравиться то, чего уже нет ("что пройдет, то будет мило"). Развал формы, отсутствие связей. Всё, что осталось - это интонация, атмосфера,поэтический формат, Все оттенки черно-белого кино, конечная цель которого - показать будни, передать скуку. Себя снимали...
Только по прошествии 30-ти летнего возраста понял, насколько вреден этот фильм.
Дерзость и хамовитость молодежи в отношении своих родителей, пляски поддатых выпускников у мавзолея на братской могиле ди ещё под утро 22 июня, секта диссидентов, читающая свои стишки и завлекая наивную молодежь мурлыканьем под гитару Окуджавы.
Отвратная операторская работа (оператор - какая-то бездарная знакомая Хуциева), постоянное мельтешение кадра, темень, перепады.
Единственное, что порадовало - Москва 1964 года!
Для меня "Юльский дожд" и "Мне 20 лет" нет аналогов в мировом кино. Эти фильмы -исключительны подарок для зрителей. Можно сказать - это эра Хуциева, которого нельзя сравнить ни с кем в мировом кино. Категорически утверждаю, что подобного кино не было бы возможно создать вне социализма (любить или не любить его, он все равно существувал).
Скажите пожалуйста, где найти торент этих фильмов?
Если сейчас начать наводить в стране порядок,всем(кроме солженицеров)станет ясно,что Сталин был величайший гуманист всех времён и народов.Кадры,когда Светличная бьёт по морде Тарковского за его глумление над русским народом оказались провидческими.
на самом деле Застава Ильича не только вариант названия, но и вариант фильма, из которого вырезано чтения стихов на вечере, выражени "Я тебе сейчас дам в морду", а отца Сергея играет не Лев Прыгунов, а совсем другой актер. Вот так, два фильма! Кто еще знает об этом?
Ничего идеологически вредного здесь нет. Фильм отражает тогдашние настроения и надежды людей. Всем тогда казалось: раскритиковали сталинский культ, вынесли Сталина из мавзолея и зашагаем теперь семимильными шагами к коммунизму. Причем в это верили не только мы, тогдашние пацаны, но и большие и умные дяди и тети. Прозрение пришло позже, через несколько лет. А что касается идеологии - так лучше никакой идеологии, чем коммунистическая, принесшая неисчислимые бедствия стране и народу.
Посмотрела в первый раз и хожу под впечатлением до сих пор. По настроению перекликается с "Я шагаю по Москве", только много глубже. Трудно подобрать слова, чтобы описать этот чудный, умный и очень светлый фильм. Он, действительно, о дружбе, о любви, о верности и главное - о надежде. Он, действительно, о первом послевоенном поколении, которое как раз нуждалось и жило этой самой надеждой. И он, действительно, о молодежи, которая любила свою страну и верила, что сможет забыть обо всех прошлых ужасах и построить социализм с человеческим лицом. Уверена, что таковыми были и те, кто снимал этот фильм. А диссидентами были не только те, кто ненавидел СССР, большинство из них ненавидело власть, которая всеми силами уродовала свою же страну. А вышло, что страну-то развалили как раз те, кто ее люто ненавидел.
Марлену Хуциеву огромное спасибо за то, что он есть, за то, что он большой художник и настоящий человек.
Да при чем тут большевики??? Это - фильм о первом послевоенном поколении. Спросите у своих родителей. которым было 20-25 в 1965 году, много они думали о советской власти и большевизме? Они были счастливы своей молодостью, Москвой, танцами во дворах под проигрыватель, прогулками под мирным небом. Это - фильм о молодости.
Причем тут СССР, "пятая колонна", диссиденты?????
Смотрите фильм с эстетической точки зрения, а не с идеологической. Главное в этом фильме - молодые и красивые люди. Которые всегда были и будут. С особенным взглядом, характером, внутренней и внешней красотой в свои двадцать лет, независимо от того какой год на дворе и политическая ситуация.
Фильм о молодости и любви...и СССР тут ни при чем:)))
Мой самый любимый эпизод в фильме- это вечеринка, где Светличная поет песню про уток...
А я напротив полагаю, что фильм как раз и анимировал саму идею коммунизма в её истинном смысле. А не в том извращённом ленинско-сталинском! За советы без большевиков, как говорили кроншдтатские моряки в 1921. И фильм вообщем о дружбе, о надежде и доброте.
Как он был идеологически вредным, так и остался. Первая капля яда, разрушившая СССР. Сейчас море яда, так что в настоящий момент этот фильм можно рассматривать, как начало действия "пятой колонны" - диссидентов, ненавидящих СССР.
Впечатляет сцена с поэтами 60-х годов. Сейчас в Политехе не соберешь такое кол-во воодушевленных зрителей. А мне больше нравится название "Застава Ильича".