Награды и примечания: Главный приз "Кинотавра", "Ника" за лучший игровой фильм и за лучшую роль второго плана, "Золотой Овен", "Созвездие", приз Кинопрессы, приз кинофестиваля в Токио за лучший сценарий, специальная премия жюри кинофестиваля в Сан-Ремо-94.
Краткое содержание: Комедия про жизнь маленького провинциального гарнизона. Действие происходит после войны - тут все на виду: семейные ссоры, любовь, смерть, предательство, человеческая подлость и трусость. Это фильм про людей, которые выиграли войну.
О да, помню эту картину. Спасибо. И абсолютно точно - возвращаясь с репетиций хора одна из жен в исполнении Ел. Яковлевой говорит "Хоть какое-то развлечение". В высшем смысле да - мы здесь развлекаемся на Земле, кто как может :). Но вообще-то я режиссёрам не доверяю в их трактовках своих кино-картин. Они сами не знают, о чем снимают. Потому и нужен интерпретатор их творчества. Как в музыке - композитор, исполнитель, дирижер и критик, где три последних - это интепретаторы композитора. В кино сложнее - сценарист, режиссёр, актёр, зритель. Пожалуй сценарист во главе процесса. А вообще-то во главе всегда Вселенная и мы все её интерпретаторы.
Поклонник, все намного проще. Безусловно, у несведущих возникает вопрос: что за "экзотическое" название выбрал для своего фильма всегда неэкзотичный Петр Тодоровский? Тем более, как написано в аннотации (кратком содержании)к киноленте: фильм "про жизнь маленького провинциального гарнизона. ... тут все на виду: семейные ссоры, любовь, смерть, предательство, человеческая подлость и трусость". Короче, банальный, устоявшийся, однообразный, "как у всех и везде" жизненный уклад. Вы, Поклонник, конечно, давно в курсе, что мы - авторы с энциклопедическим багажом знаний. Поэтому раскроем небольшой секрет. "Анкор, еще анкор!" является... крылатой фразой. Применяется как обозначение скуки, отсутствия интересного дела, развлечения. Выражение связано с картиной (с тем же названием) художника Павла Андреевича Федотова (1815 -1852), на которой изображен скучающий офицер, заставляющий свою собаку прыгать через трость. Слово "Анкор" это французское слово encore - "еще" (вы были правы). По сюжету картины офицер попал в глухую деревушку, где нечем заняться и от скуки развлекался игрой со своей собакой. Картина художника "Анкор, еще анкор!" в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее (Информация взята из Словаря крылатых фраз и выражений). С неизменным почтением к вам, Неспящие. P.S.Выражаем искреннюю признательность Автору:St. за идею поста!
Я никогда и никого не игнорирую. И это знают. Я всегда благодарен за обращение ко мне. Я просто пересматриваю фильм и ищу ответ на вопрос. На самом деле ответ на вопрос ещё не вызрел во мне, я хотел ещё посмаковать вопрос, но я всё же отвечу. В фильме в самом начале есть эпизод, когда полковник встречается тайком с женой - она к нему выбегает и обнимает, бесшумно плачет. Он ей даёт деньги и говорт: "ЕЩЁ немного". Потом идет в постель к любовнице дабы возлежать с ней. Я придерживаюсь того мнения, что этот фильм - это фрейдистское поле подсонания полковника на уровне древнегреческих мифов. Возлежать как Уран с Геей: "...Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов ..." Гесиод, «Теогония». Полковник - это мощное богоизбранное желание возлежать с русской ноосферой. Но он не справился со всей сложностью русского Бытия - то с чем справлялись Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой, создав мощную апологетику русского духа. Полковник и его жена - это Шагал и его муза Белла. Полковник - это богоизбранный хрустальный мир Шагала, втянутый в русскую ноосферу. Полковник явно не справляется с властью в этом мире. Он как мантру повторяет "ещё немного", ещё, ещё, ещё - это затягивание в воронку на расширение духа вслед за русской ноосферой и вот уже точка невозврата пройдена.
Согласен, что фильм недооценен. Но по другой причине, чем политическая чернуха на сталинские времена и на военные городки. Фильм "Анкор, ещё анкор", а в переводе на русский "Ещё, ещё ещё", если я правильно перевожу с французского, пусть меня поправят, буду рад. Вот этот накал ещё, ещё, ещё приводит к самоубийству командира. Один стресс на другой, наслоения и в итоге человек не выдержал, тупик бытия и сознания. Так вот ценность фильма в том, что оно есть пространство подсознания главного героя, его витальность и смерть, его полочки, этажи сублимаций. Одно на другое, ещё, ещё, ещё и карточный дом сознания развалился. Режиссёр Петр Тодоровский мастер выстраивать пространство сознания человека на кино-простыне. Простыня - это фрейдистская постель. Кино - это глубина простыни - на простыне растут трехмерные тела, которые кино преврашает в 4-мерные пространства головного мозга - лабиринты его извилин. Кино - это подсознание ОДНОГО человека. Этим ОДНИМ человеком является сверх-герой фильма - зритель. Кино - это раскрытие, распаковка подсознания зрителя. Петр Тодоровский - наш Советский Босх. Именно он своим фильмом "Городской романс" 1970 года закрыл неореализм и открыл депрессивные 70-ые. Как это могло быть, если не методами Босха - показ закоулков подсознания зрителя, из какого Бытия состоит сознание зрителя, выстраивание его мозгового излучения. Настройка вращения и спинов. Его фильм "Военно-полевой роман" 1983 года начал перестройку - отмашка для интеллигенции на любовь к плоти - последний этап из 40 лет ренегатства после смерти Сталина 1953-1993. И вот 1992 год - самоубийство подсознания Советского командира, а именно окончательное разложение идеи коммунизма в себе. Босховские химеры прут из всех уголков подсознания некоего командира. Военный городок - это его витальное пространство. И тут понимаешь, что это и не командир вовсе, а шизофрения - раздвоенное, фрагментированное сознание на кушетке Фрейда. Наступление старости, излет мужественности, боязнь молодых самцов-соперников, химеры старых жен и сплетниц-интриганок, сладостные изврашения. И в итоге ад и судный день командира. В фильме три женщины - блудница, женщина-мечта и жена. И четвертая женщина - Лилит - врач, соблазняющая голову комадира - солдата, который пишет дипломную работу в академию для командира - это разум командира. И туда проникает Лилит, она же доктор - это явно психиатр, если считать военный городок больницей для командира. В этом фильме мы находимся внутри командирского древа жизни. И его разъедают и фрагментируют женские сущности ака его подсознание, несущее в себе все возрастные отпечатки от внутриутробного развития до взрослого состояния. Редкий фильм такого рода сродни Библии. Кино вообше - это по сути витальное окрашивание - введение красителя в живой организм, с дальнейшим его умерщвлением и приготовлением микропрепарата. Кино - это и есть микропрепарат для наблюдения на стол зрительского сладострастия. Фильм "Анкор, ещё анкор" - это "ещё, ещё, ещё" парафраз "Исчислено, исчислено, взвешено, разделено" - предупреждение Валтасару. Исчислены всё подсознание Советского командира на данный 1992 год и выведен приговор. В этом смысле "Анкор, ещё анкор" сильнее "Утомленных солнцем" и сильнее копания в подсознании Котова на чердаке ака корона древа жизни, где он занимался любовью с женой-дворянкой. И если Михалкову ещё только предстояло отправить Котова на его странную войну, то Петр Тодоровский ухватил красного командира уже на выходе из войны и все исчислил, взвесил и разделил, то есть фрагментировал его сознание. Сделано всё с большим вкусом. Никто и не заподозрил копание в подсознании и пребывание в подсознании советского командира во время просмотра. Вот разве что для тех, кто знаком с творчеством Восха и насмотрелся его картин, не покидает ощущение стилистического родства с "Анкор, ещё Анкор". Кстати отправка молодого офицера на лесоповал - это аллязия на отправку Давидом Урии мужа Вирсавии в бой. Фильмо большого библейского потенциала - только успевай очишай кожуру - клипот.
Ну Боже мой, какая свобода и какая казарма? Эдакой лисонькой Вы подъехали, Ольга, к теме. Мол какая мелодрама и давайте осудим время. Не выйдет. Люди сами виноваты. Разврат - вот причина всех бед. Сталин из них людей хотел сделать, а гнильё лезет на поверхность. Внутренняя протраханность. Кто мешает паре, где жену играет Яковлева, не заниматься прелюбодеянием, а потом истерить на весь городк, что муж бьёт. И кто мешает мужу наладить с женой гармонию? И вообще эта жена самая настоящая ведьма. А ведьма - это архетип. И никто не виноват. Есть архетипы в природе как фрукты растут в ноосфере. Надо жить честно, тогда никакие ведьмы не помешают. Причем здесь тогда Сталин? Сталин как раз боролся за наши души. Поднял их в космос. А мы всё о мальборо и джинсах - фильм "Дом Солнца" Гарика Сукачева. Казарма - это состояние наших душ. И вообще много грязи у людей в личном плане. Слишком много. Или это искусство такое - показывает мерзость. Фильм построен на том, что некие бабы строчать анонимки и одна грозится настрочить, если солдат не переспит с ней. Какой-то клубок анонимок - писателей, графоманов. Сам солдат пишет курсовые работы для командира. А если командир не способен учиться, то зачем лезть в академию. В колхоз, как военный в фильме "Председатель". И поднимать хоз-во. Командир должен быть честным и не изменять жене. У него ещё и дети. Ещё ещё ещё - и вот уже клубок зла захлестнул сам себя.
Я думаю, что до сих пор этот фильм так и недооценён. А ведь смысл этого фильма даже не в любви, а в самом названии и начале и конце фильма. Начинается фильм с песни "Россия" и заканчивается. Вслушайтесь в слова и всё сразу понятно,какое глубокое несоответствие скрывается в словах песни и действиями в фильме. Это же трагедия, для народа победителя, который сражался за свободу, а получил "казарму"
А я не вижу в фильме деградации или поклёпа. Я вижу стихию жизни. Именно русскую стихию, которая питала Пугачёва, Степана Разина, Распутина и многих других. И эта стихия не была умерщвлена даже революцией. Вы думаете до 1917 года такого не было? В чём разница между фильмами "Анкор, ещё анкор" и "Плохой, хороший человек"? Д здравствует русская стихия и женщины её вдохновляющие!
Гарнизонная жизнь показано однобоко. Пьянство и разврат, разврат и пьянство, какие-то мелкие страстишки,
Показать же всю правду жизни Петру Тодоровскому мешают его местечковый взгляд на мир и конъюктурщина (фильм 1992-1993 г.г.)
Но, надо признать, снято талантливо, если учитывать жанр картины.
В фильме самодеятельный хор замечательно исполняет песню "Россия" (А.Новиков, С.Алимов.
Нашей силе молодецкой
Нету края и конца.
Богатырь-герой, народ советский
Славит СТАЛИНА-отца!
Припев:
Светит солнышко на небе ясное,
Цветут сады, шумят поля.
Россия вольная, страна прекрасная,
Советский край, моя земля!
Этот фильм зеркало реальности. Без прекрас. Да, не все было розово. Но это было. И не надо этого стесняться. Армия есть армия.И ничего не поделаешь, кто служил поймет.
Очень тяжело получив власть командовать людьми сохранить человеческий облик. Мало у кого получаеться.
Фильм берет за душу. И сюжетом, и актерской игрой. Смотрела его и буду смотреть.
свежо предание...
2001 г. Полярный все то же самое... такой фильм надо показывать абитуриентам при поступлении в военные училища
я после практики в Полярном на действующем флоте служить зарекся, не жалею
Вижу себя лейтенантом в середине 80-х в герое Миронова после Войны (не по сюжету, но по сыгранному образу). И только в контексте содержания произведения. Мало что изменилось за 40 лет: офицеры на службе Отечества, политработники, особисты, их жены-любовницы. Разница лишь в том, что в конце 40-х армия восстанавливала страну, а в середине 80-х вместе с ней "перестраивалась", т.е. деградировала в арифметической прогрессии. Впрочем, с одинаковым духовным однообразием - верой в светлое будущее. Кто служил, тот знает. Фильм настоящий, как сама жизнь в армии!
Жалко сержанта Серебрянного: ни за что получил 8 лет лагерей + лишение медалей и статуса. А остальные? Так я сам вроде как "офицер": надел погоны - значит служи! Правильно сказал генерал в исполнении С.Говорухина: положишь партбилет, сразу всё сможешь!
Вот так всё и происходило в Советской Армии.
А Е.Миронов в роли лейтенанта-фронтовка прекрасен. Сцена чечётки в лагере военнопленных - круто (так сбацать?)!
Запоминается блистательно сыгранный Сергеем Никоненко эпизод про неожиданное возвращение из командировки.Какая гамма чувств! Как всегда хороши и оба Ильины.Хорошее кино: и смысл есть и смотреть не в тягость
Более правдивого и жуткого в своей правдивости фильма о быте армии просто не существует.Я,сын полка,родившийся в казарме и выросший в гарнизонах,заявляю это со всей ответственностью.Моя покойная мама,35 мотавшаяся с отцом и его батальонам по Союзу,плакала,когда смотрела фильм.
Говорить о слабости фильма, об оскорблении Советской армии может тот, кто видел армию только на парадах, по телевизору, и только через призму ГлавПура. Тодоровский - фронтовик, и армию знает не понаслышке, спорить с ним об изображении армии, то же, что "...спорить о вкусе устриц с теми кто их ел..." (с) М.Жванецкий...
Не понимаю, тех кто говорит, что в фильме показана неправда, что он очерняет нашу армию. Я сама много лет прожила в военном гарнизоне (только совсем в другое время, естественно), но происходило все то же самое, а порой и похлеще.
Отличный фильм, великолепная игра актеров, но этот фильм скорее трагикомедия, чем комедия. Победители в самой страшной из войн оказались в полном дерьме, зарактерном для сталинских времен. К сожалению, далеко не все сумели в этих обстоятельствах остаться достойными людьми. По отзывам людей, служивших тогда в армии, действительность часто была еще кошмарней, чем показано в фильме.
Потрясающий фильм о наших офицерах-победителях,прошедших всю Европу и загнанных в далекий гарнизон.Они себя чувствовали победителями всего на свете,а тут такое г...,отсюда и семеные ссроры и пьянки.Фильм высший класс,как и "Курсанты"
Потрясающая игра Елены Яковлевой!Невиданная выносливость-бегать босиком по снегу.Я считаю что для такой хрупкой женщины как Елена Яковлева-это настоящий подвиг!