Краткое содержание: Фильм - хроника состоит из двух частей - "Бессонница" и "Уход". Мы встречаемся с великим русским писателем в последние годы его жизни (1908 - 1910). Однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах. Финал - трагический уход из Ясной Поляны и смерть, ставшая началом бессмертия...
Учитывая в какое мерзкое кинематографическое время мы живём, очень трудно критиковать действительно достойные фильмы советской эпохи. Это была эпоха великих, как мы сейчас понимаем, режиссёров. Но если отмести эту современную оскомину и всё-таки взять на себя смелость критикнуть (именно так, поскольку не признаю за собой право на серьёзную критику Герасимова, прости господи), то мне кажется, что этим фильмом Герасимов хотел превзойти гений Бондарчука. Бондарчук своей постановкой "Войны и мира" Льва Толстого вознёсся так высоко, как не ожидал даже его учитель Герасимов. Так было угодно Богу. Это было такое откровение, которое приблизило Бондарчука к Богу, к русскому Богу. Я думаю, что Герасимов поставил "Льва Толстого", не экранизацию, а именно "Льва Толстого" и исполнил роль Льва Толстого именно как ответ Бондарчуку. Так сказать состязание на Олимпе. Олимпийские Боги. Не думаю, что Герасимов выиграл. Фильм произвёл на меня гнетущее впечатление. Не думаю, что глыба Льва Толстого поддадалась Герасимову. Что-то не сложилось.