Награды и примечания: Первая роль в кино Андрея Болтнева.
Прокат (1985, 118 копий) - 1.3 млн. зрителей.
Краткое содержание: Первый вариант фильма - "Начальник опергруппы" был закончен в 1982. Это рассказ о Иване Лапшине (Андрей Болтнев), начальнике уголовного розыска города Учанска. Не говоря лишних слов, он делал то, что должен был - и делал хорошо. Может быть, излишне жестко. Но равнодушия не было. Были друзья и женщина, которую он любил.
Люди, о чём вы? Жизнь вам серую показали? Ну смотрите комедии Александрова - там сплошной праздник и счастье - время тоже. Показано так как было! Хочу напомнить: действие фильма происходит не в Москве, а в провинции. Вы сейчас поезжайте недалеко от Москвы, например в Кимры - ничего не изменилось! А тогда? Да только что не ели друг друга! Почитайте хотя бы Платонова!
Фильм, говорите нудный? Чушь! Он не нудный, а потянутый! Это кстати, вообще изюминка отечественного кинематографа и не вижу в этом ничего плоходго! Понимаю, что про "нудность" наверное написали после просмотра "Борна", но есть только "остренькое" нельзя - проблемы возникнут... Это "Мой друг Иван Лапшин" - смотрю его всегда!
А вот что касается режиссёра... Да, я в нём разочаровался как в гражданине... Особенно после последних выборов и его позиции по поддержке еброссов...
Затосковал от большинства коментов. Как же так - взрослые люди, наверное, с образованием (средним?) и настолько нечувствительны к хорошему кино. Очень хорошему. Хотя что ж - смотрите сериалы.
Несмотря на добротную постановку, несмотря на Миронова, Болтнева, Русланову, фильмец мерзотный. Фанатично пытаясь воссоздать детали, Герман забыл про всё остальное, вернее не забыл, а просто наплевал, наплевал на всё и всех, включая своего отца. Атмосфера той эпохи - эпохи людей, выбравшихся из дореволюционных землянок и начавших строить свой собственный мир с высокими (пусть и кажущимися наивными) идеалами и задачами - изображена Германом как какая-то вечная, непроходящая убогость и безысходная обреченность. Фильм попал на полку по одной простой причине - ещё многие люди, прекрасно знавшие 30-е, находились в здравом уме и ясной памяти и так просто, ради амбиций какого-то квази-киногения, гадить на свою историю не дали бы.
Ах, как я "запала" когда-то давно на Болтнева когда фильм впервые увидела! По-девчоночьи, чисто и страстно:)) Фильм в целом неплох, но Болтнев здесь просто сказка! Мужик он, понимаете:)) Среди современных актеров мужиков почти нет - так ... самцы. Или мальчики. Что такое настоящая мужская харизма - это сложно передать на экране, когда его нет в наличии в характере самого исполнителя. Вообще, фильм конечно трогает. Но Болтнев особенно.
"Что-то в этом фильме есть - он затянул меня, как Алису в Зазеркалье..." подписываюсь под этими словами автора этих строк Folka - полностью! Переключая каналы поздним вечером я наткнулась на этот фильм...и не смогла оторваться от фильма, названия которого я не знала, потом выяснила, как он зовется..."Мой друг Иван Лапшин"!
а.Герман - сука! Выблядок эпохи оттепели. Так всё обосрать. И эпоху и одноимённую повесть своего отца. Его батя в гробу наверно извертелся - так всё переврать! Прочитайте повесть - светлую, о сильных людях и мощных характерах. И после этого - фильм - сплошная блевотина. Как только актёры подписались на такое дерьмо?!
Тому, кто не жил в то время, этот фильм не понять. Его можно только почувствовать. Я верю Герману, что всё было именно так. Именно так серо, уныло, тоскливо, но во всём этом ужасе жили светлые человеческие души. Им другого выбора не оставалось, кроме как просто жить. Тоскливое зрелище - это точно. Не хотел бы я жить в 30-х годах в Советской России. Это страшно. И Герман воспроизвёл его с дотошной скурпулёзностью - от бытовых деталей, до характеров и отношений. В этом - настоящий подвиг художника. Великий фильм, переворачивающий сознание, заставляющий на нашу современную жизнь смотреть совсем под другим углом зрения.
Классно показан преступный мир - примитивные ничтожные типажи, дурно пахнущие и тупые, но разрушающие весь маленький мир того городка. Особенно на фоне постановки идиотской идеологической пьесы про перековку преступников на Беломорканале. Болтнев - собирательный образ героя тридцатых, только не идеализированный, как какой нибудь Кирилл Столяров, а приземленный. Миронов - не понравился, извините. Дело не в том, что он сменил здесь амплуа, а в том, что роль какая то невнятная, и сыграл он ее также - серо и скучно. И, конечно, Русланова - блеск!!! Чудо, а не женщина.
Плоско. Жестко. Не тонко. Черно-бело. Голо. Совсем мало Сталина (совсем почти нет). Разговоры ведутся в тишине. А тогда радио орало 12 часов в сутки - всюду и везде, люди бредили радио, как сейчас интернетом. Герасимов обругал этот фильм, как стопроцентное непопадание в эпоху. Словом, это никакие не тридцатые. Да Герман и не жил в тридцатые. Это семидесятые, в Астрахани. На задворках Астрахани. Собственно по факту (в реальности на пленке) - это они и есть. Просто художники по костюмам одели актеров в костюмы тридцатых (сшитые тогда же в мосфильмовской мастерской). Нет, я действительно, еще раз пересмотрел: Сталина совсем нет. До жути страшно его отсутствие. И это в тридцатых!
Великолепный фильм! Жалею, что не посмотрел его раньше.Болтнев, Русланова,Жарков - красота простоты. От фильма нельзя оторваться. Душа раскрывается - счастье вот оно, чуть-чуть осталось (...сады посадим и сами еще поживем...), надежда, которая ими движет... Это - великое кино.
Андрон,с любительской/профессиональной камерой очень тяжело снять уже 80-е годы не "оторваннЫе от реальности".Этот фильм дает возможность побывать нам в 30-х.
Андрон,с любительской/профессиональной камерой очень тяжело снять уже 80-е годы не "оторваннЫе от реальности".Этот фильм дает возможность побывать нам в 30-х.
Вот не хотел писать отзыв об этом фильме, ибо ничем он мне не запомнился, ничем не зацепил, не заинтересовал. Но почитал мнения других и понял - надо высказаться.
Давно этот фильм был у меня на примете. Громкое имя режиссера, сильная подборка актеров - казалось бы, все шансы на успех. Более того, я настраивался вовсе не на приятное времяпрепровождение - отнюдь! Я ждал и готовился увидеть серьезное качественное кино. И что я получил? 2 часа (без малого, с учетом рекламы, - не суть) тоски. Ску-ка! Заявляю это со всей ответственностью. Кино для себя, не для зрителей.
Главная мысль, которую я почерпнул, читая отзывы других кинолюбителей - преимущественно восторженные - это восхищение реализмом увиденного. Достоверность! Жизненность! Допустим. Всё?! А зачем? Этак, знаете ли, можно взять в руки любительскую видеокамеру, снять (лучше скрыто - для пущей убедительности) несколько сюжетов из цикла "я и мои соседи", и никто не сможет упрекнуть Вас в том, что Ваше "кино" надуманное или же оторвано от реальности. Только какой в этом смысл?! Никакого! Равно как и в этом хваленом фильме. Зарисовка на тему! Дешевый прием с использованием черно-белой пленки. К чему всё это?! Хотели сделать нечто а-ля "Один день из жизни Ивана Денисовича", а что получилось? Да ничего не получилось. Грустные глаза Андрея Миронова - один в один его же следователь из "Стариков-разбойников" - ничего нового. Это не упрек, нет, просто фильм уж больно ни о чем - трудно что-то правдоподобное изобразить. Картонный персонаж. Вообще всё увиденное представлялось мне какой-то нелепой карикатурой на "Место встречи изменить нельзя" в антураже "Холодного лета 53 года". Так то действительно стоящие работы, заслуживающие самой высокой оценки, а это... Скука!
Т.Е.: Уверена, что думающим зрителям любого поколения такой сильный фильм будет интересен. Соглашусь с Вами, иногда обидно, что наша эстетствующая публика частенько восторгается каким-нибудь Альмодоваром (кстати, довольно посредственным режиссером, выезжающем сугубо на эпатаже и апелляциях к темам, запретным в традиционном испанском обществе), но понятия не имеют о своих шедеврах. Лапшин содержит то, что называют "правда характеров". Ни на миг не сомневаешься в том, что перед тобой действительно тридцатые годы. Кстати, лично я этот фильм считаю лучшим у Германа.
И еще, поняла, что Михалков довольно таки много "слизал" с этого фильма для своих "Утомленных Солнцем". И именно это не плагиат, а, скажем так, стилистическое заимствование. Например, когда в финале Лапшин приходит домой и говорит, что его направляют на переподготовку, герой Филиппенко бормочет: "Переподготовка, перековка, рокировка", и следующим кадром идет трамвай с большим портретом Сталина во главе, который везет духовой оркестр. Он как бы надвигается на зрителя, и вы понимаете, что судьба Лапшина, в общем, понятна. На дворе скоро будет тридцать седьмой год... Так вот у Михалкова тоже присутствуют некие игры со словами, а портрет Сталина в финале висит на дирижабле. Правда, у Михалкова это все еще и щедро сдобрено худшего пошиба голливудщиной.
Герман - режиссер сложный, неоднозначный. По-моему, это его лучший фильм. Очень человечная история получилась. Русланова и Болтнев - просто гениальны. Чего стоит эпизод на сцене, когда Адашова падает. Она поднимается, оправляется, и пока главный герой произносит монолог, вы видите на заднем плане ее. И понимаете, что для героини Руслановой это - трагедия, шок, крах надежд на будущую карьеру. А ведь мы не видим даже ее лица - так, плечи, спину... И почти каждый кадр представляет из себя что-то вроде шкатулки с двойным дном - фильм надо пересматривать несколько раз, чтоб полностью его ощутить. Есть действительно страшные эпизоды - например, когда героя Миронова с разрезанным животом везут в машине и он мычит... ТАКОГО Миронова точно в СССР еще никто не видел. А сцена объяснения Лапшина и Адашовой - это мастер-класс, точно! "Ой, а у меня воротник лезет... Я Ханина люблю...". И еще - лично я этот фильм ставлю НАМНОГО выше Тарковского (кроме, пожалуй, одног Андрея Рублева). Потому что Тарковский - не просто режиссер "для интеллектуалов", он целенаправленно бравирует этим. А вот "20 дней без войны", "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин" - понятны каждому, Герман апеллирует к душевному, эмоциональному опыту, не перегружает зрителя символами и не дает ему понять, что он, зритель, малообразованный идиот или далекий от высоких символов чурбан. Он понятен. И пронзителен...
А еще здесь очень здраво раскрыта тема преступности. Герман - гений! Воспевание блатной романтики было всегда. Даже сейчас малолетние идиоты и идиотки испускают оргазмические звуки от просмотра сериала "Бригада". Нет, господа. Криминальный мир - это не романтика. И это совсем даже не интересно. Проститутки не похожи на травиат и интердевочек, а реальные бандиты на лощеных и увлекательных героев книг и кино. Они скучны, потому что они - отребье общества, опустившиеся существа особого сорта. И это вам скажет любой человек, проработавший в милиции или прокуратуре больше недели. Мутноватый флер вора в законе - блеф, создаваемый его шестерками из страха за собственную шкуру. Лапшин усмехается: "какая психология у убийц?! Да душегуб он и есть душегуб". Обделенная умом проститутка задирает подол разглагольствующей актрисе, а потом скулит, как побитая собачонка: "Я пошутила, начальник..." Соловьев, едва распоровший живот Ханину, тоже скулит: "Дяыденька, не стреляйте". И на этом фоне театр ставит абсолютно идиотскую пьесу Погодина про вора, собиравшегося организовывать трудкоммуну. Да-да, большевики ведь объявили преступность пережитком прошлого, и собирались скоро покончить с преступностью. Наверное, с себя начинать надо было. Эх, Лапшин...
Это великий фильм! И не стоит его сравнивать с Тарковским - у каждого свой колорит. Герман сделал уникальную вещь - сфотографировал эпоху. Здесь одновременно и прошлое, и будущее советского времени. Эта власть держалась на таких, как Иван Лапшин. Командовал эскадроном в гражданскую, очищал город от всякой швали, подставляясь под пули в тридцатые, и при этом не мог купить сахару со своих доходов. Героиня Руслановой точно его определяет: "Мне кажется, что вы из железа". У Болтнева гениально получались герои, которые являлись типажами, олицетворениями целой группы. Лапшин - пахарь тридцатых годов, изменник Кротов из Противостояния - эпический образ предателя. Болтнев был гениален в таких ролях. А фильм про Лапшина понятно почему был сначала положен на полку - руководство боялось сермяжной правды жизни, как некоторые существа ладана. Что принесла Лапшину и ему подобным советская власть? А что она забрала у него? А как жилось в глубинке в восьмидесятые, по прошествии шестидесяти пяти лет после революции? А был ли шанс у Болтнева пережить надвигающийся 1937 год? Баланс был не в пользу режима. Тогда Герман поставил точку аккурат перед репрессиями. Но в "Хрусталев, машину" он продолжит.
Впечатлило короткое появление Семена Фарады в роли "итальянского летчика". Это можно было показывать отдельным эстрадным номером! Андрей Миронов в роли Ханина вышел за рамки своего привычного амплуа и это действительно пошло на пользу картине.
Хороший фильм. Но Миронов фальшивит, не для него эта роль.
Да это лучшая роль Миронова! Наконец-то он раскрылся в кино как драматические актер. Вы его в театре видели? Миронов придает этому фильму особый колорит, без него все было бы слишком уж хроникально. Но в жизни есть место всему, и Герман как гениальный режиссер это отражает.
Фильм гениальный. Лучший фильм Германа.
Я его посмотрел еще в конце 80-х ребенком-подростком но и тогда он мне врезался в память. Тогда я еще многого не понимал но ощущал великую силу художественного обобщения которое и есть искусство. Посмотрев фильм я и ребенком почуствовал то время и понял его.
Фильм - сильнейший! Трогающий за каждый нерв (конечно же для людей старшего поколения). Просмотрев его, просто переосмысливаешь то время, в котором жили, пусть и в неудобствах, без комфорта, но в тесном общении с Людьми. А Андрей Болтнев (...Иван Лапшин) - светлая ему память - просто реальнейший выразитель той эпохи, как буд-то машиной времени перенессен в те годы.
Фильм - классика советского и мирового уино.
А я в этом фильме снимался! Еще пацаном. Катался в древнем трамвае и хамал реквизитное мороженое на морозе у "кинотеатра" ))) Целая зима и весна 1982 года. У нас, "массовщиков", тогда возникло настоящее братство. Мы все прониклись духом времени! И сейчас, смотря фильм, высматриваю знакомые лица в толпе. ))) Вот бы опять встретиться!
Впервые посмотрел этот фильм но не весь.Случайно наткнулся на одном из нихегородских каналов утром Я прилип к экрану. Запахло ТИТАНАМИ : Тарковский со сталкером, собачье сердце. Я понял сразу ШЕДЕВР. И сейчас рад что знаю папу этого фильмф.А какие актерищи там сверкают!!! БРАВО!!!
Это как сесть в машину времени и очутиться в тридцатые годы. Все другое: лица, слова, песни, одежда. Нет ни одной фальшивой ноты. долгих лет жизни Алексею Герману и низкий поклон.
2 AndrewB: "Лапшин" снят не только по "Наш друг Иван Бодунов", бОльшая часть фильма изложена в книге Юрия Германа "Один год". Там Лапшин действует под своей фамилией, и Окошкин, и Занадворов, и Ханин, и вообще, многие сцены из фильма там можно найти в виде букв, ту же попытку самоубийства Ханина, например. А героиня Нины Руслановой Адашова носит фамилию Балашова, но в конце книги меняет ее на Лапшину))))) Вот так вот.
А время действия книги - один, 1940 год.
Спрашивается: был бы ли фон Триер со своей "Догмой" без этого фильма?
А так фильм начал обособленную линию в нашем кино. Вот и младшенький подобное снимать начал (имею в виду не Гарпастум, конечно же, а Последний поезд).
Фильм - документ времени, чеховские персонажи в 30-е годы, сцена облавы - вообще шедевр - "Рвани! Рвани!"
-"Дяденька, ну за что? Ну Дяденька, ну за что"? Убили! Убили!
СУПЕР!!!