Краткое содержание: Фильм посвящен знаменитому русскому путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому, руководившему экспедицией в Уссурийский край и четырьмя научными экспедициями в Центральную Азию (1870-1885 гг.).
Пржевальский впервые описал природу Центральной Азии, открыл много хребтов, озер и рек; собрал ценные коллекции растений и животных, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь и тибетского медведя.
Он был похоронен на берегу озера Иссык-Куль (близ нынешнего г. Пржевальска).Там же находится его музей. Память Пржевальского увековечена также путем присвоения его имени открытой им дикой лошади.
Версия о каком-либо отцовстве Пржевальского так же правдива, как и его смерть от брюшного тифа. Пржевальский за 16 лет до своей кончины заболел лимфогранулематозом - разновидность рака крови. Подробности его физического состояния лучше опустить, т.к. они не очень приятны, но фактом остается то, что по характеру заболевания он не мог даже пытаться стать отцом. Кроме того, в период предполагаемого времени зачатия (необходимого для отцовства) Пржевальский находился на лечении в Зайсане, куда был по состоянию здоровья вынужден вернуться из Второго путешествия. Что пишет Родзинский - это дело его профессиональной совести, но фактической основы его утвержения не имеют. Никогда не поверю, что Сталину нравились байки об отцовстве Пржевальского: Сталин почитал свою мать, и надо знать грузинский менталитет, чтобы понимать, насколько глупы и грубы заявленные утверждения об отцовстве Пржевальского в отношении Сталина.
Вообще противно, что некоторым "историкам" нравится создавать историческую грязь.
Существует версия, что Пржевальский был отцом Сталина. Знаменитый путешественник жил в Гори, а после своего отъезда долго переписавался с матерью будущего генералиссимуса и ПОСЫЛАЛ ЕЙ ДЕНЬГИ! В последние годы правления Сталина в СССР снималось не более десяти фильмов ежегодно - зато все шедевры (как считалось официальной идеологией тех лет). Сталин давал добро на съёмку каждого фильма, а потом внимательно следил за результатом. Ему же принадлежит идея снимать фильмы о выдающихся людях российской истории. Эти ленты были большинством в тогдашнем меньшенстве. Нахимов, Пирогов, Глинка (аж два фильма про Глинку), Павлов, Попов, Жуковский, Кутузов, Суворов и т.д. Вот в эту компанию Сталин пропихнул и Пржевальского. Безусловно, достойная личность. Но не было ли здесь личных мотивов вождя?