Награды и примечания: Прокат (1973, 143 копии) - 1.07 млн. зрителей.
Краткое содержание: В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере. 'Финальная точка многолетнего движения кино от реальности к метафорическому живописанию. После Параджанова стало ясно: дальше пути нет, дальше - статика, архитектура, скульптура на пленке. То есть - не кино, а нечто иное. 'Саят-Нова' продемонстрировал с полной очевидностью: кинематограф завершил круг, неизбежно возвращение к движущейся фотографии, к реализму, какими бы эпитетами этот термин ни украшался.' - Мирон Черненко (ОРКФ 'Кинотавр-96', программа 'Выбор критика').
Люблю посты Автора:Cejevron. Также как их любит и Автор:Маматков Петр. Всегда нравился озорной стиль и сочный язык сообщений Cejevron`a. А здесь - разочарование ((. Сухой стиль партийно-советского записного кинокритика, члена Союза кинематографистов СССР. Трафаретно-канцелярский язык изложения мыслей. Никакого фирменного цежевроновского огонька! Его привычных заходов, приколов, понтов - просто цежевроновской самобытности(((. Отчего и грустно. Потеряно лицо. Грустно и от того, что все реже на форуме появляется Автор:Poklonnik. Неоднозначный автор, но тем не менее ни на кого не похожий. Чаще всего интересный. Возвращаясь к началу поста: у меня нет желания перечитывать пост Cejevron`a. Что я всегда с удовольствием делала раньше. Что случилось, Cejevron?
Устрашающе очаровательное произведение.
Ты смотришь в её глаза – и видишь грандиозный мир. Она гипнотизирует, чаруя , а он затягивает, пленяя. Пади к её ногам, позволь ему подменить привычную тебе действительность его реальностью. Которая пусть и балансирует на грани вздорного гротеска, но именно поэтому является максимально историчной. Действенный «эффект присутствия» в сочетании с поэтической, созерцательной отстранённостью всемерного сна, которого ты никогда не видел, но всегда ощущал его неизменное присутствие в своём личном космосе. Уникальность параджановской проекции квазисредневековой арт-цивилизации, характеризующаяся изумительной органичностью, насколько формалистична, настолько же и концептуальна. Также и восприятие изобразительного совершенства кинополотна естественно дополняет его чувственное осознание. Иначе – и форма, и содержание во всём многообразии их проявлений самоценны и неповторимы в двуединстве. Подобный синтез невозможного или, по меньшей мере, сложно осуществимого, делает «Цвет граната» величайшим кинематографическим откровением. Оказавшимся в довершение ко всему способным возвыситься над собой как таковым и выйти в кажущиеся недостижимыми высоты глобального культурно-исторического пантеона. Уж больно удачный выбор сделан автором: основой, декорацией, мифологией и философией, долженствующими создать слаженную с медитационной аудиовизуалистикой картину, выступила архетипическая, неизведанная дотоле в большом киноискусстве православно-кавказская цивилизация, ужасно потрясающая в своей колоритной идентичности. Прелестная ли это Армения с её отважнейшими мужчинами, чудесная ли это Грузия с её прекраснейшими женщинами, - с точки зрения самого Параджанова не так уж и важно, что он и пытался в числе прочего донести до будущих поколений. Иначе не представала бы в образе армянского гения грузинская волшебница. Певец неповторимой планеты, по сей день возбуждающей умы и пленяющей сердца, Параджанов стёр этническо-территориальные границы и провозгласил целостность во взаимной самобытности.
«Цвет граната» не должен казаться обескураживающе рваным или раздробленным по своей структуре из-за известных событий, связанных с его выходом на экраны; он, во всяком случае, не менее раздроблен на миниатюры, чем сама жизнь, растворяющаяся в прошлом почти целиком, нарочито неряшливо оставляющая разве что эпизодические вспышки чувств, образов, явлений, которые и формируют её, жизни, итоговый, ретроспективный рисунок. Оттого и чувства – лирично-взбалмошные, оттого и образы – вычурно-манерные, оттого и явления – театрально-фантасмагоричные. Форменная конструкция параджановского шедевра живёт в рамках подобной стилистики, и ею же оправдывается, и ею же укрепляется. Перенося условно и условленно абстрактную локацию, хотя и чётко, даром что равнодушно очерченную распознаваемыми внешними пределами, в ранг осязаемой обыденности, автор ввергает дистанцированного было зрителя в эпицентр пугающей своей сочностью, смачностью, красочностью и реальной ирреальностью мистерию, остающуюся закоренело почвеннической, и при этом способную великодушно обозначить инокультурную киноинъекцию. Восхитительная умница Софико, лучшая муза, которую только можно призвать на помощь художнику, квинтэссенция идеальной кавказской жещины, столь уместно внедрившаяся в эту замечательную киновлеселенную, - в элегантном стиле она поможет тебе постичь её. В этот мир не легко войти, ещё труднее его покинуть, ибо таков он, что не хочется покидать его. Равно как и не хочется до невозможности – покинуть её. Равно как и не хочется до невероятности – забыть цвет её глаз.
Очаровательно устрашающее произведение.
Прекрасный фильм. Очень фактурный - чувствуешь мягкость ткани и ковров, лица не отфотошопенные,а живые.. кажется что их можно потрогать...
Фильм для тех, кому надоели сюжеты, диалоги, шаблоны...
Нет слов! И все-таки... Эстетика на высшем уровне, гениально!!! Ради этого стоит жить... Фильм показывает весь смысл нашего бытия. Причем смотреть фильм лучше всего отключив сознание и наслаждаться созерцанием. В третьяковке таких картин не видел)))
Ужасно, что режиссеру не дали снимать эти идиоты из системы. ЧЕЛОВЕК, - который сделал мир лучше!!!!
Низкий поклон за все его фильмы.
Ремарка Мирону Черненко: С. Параджанов подтвердил, что у жизни гораздо больше фантазии чем у нас и, что, в т.ч. и в кино, нет ничего окончательного как и в жизни)) Режиссер этим фильмом сказал, что так называемая метафора (Цвет граната)есть реальность - а в той реальности в котороой мы с Вами живем это безумие!!!
Кино развивается - см. фильмы хотя бы режиссера Кайдановского!! А все так называемые технические моменты - это всего лишь средства.
P/S/Начинающие режиссеры! Не нужно снимать посредственность!! Истинное кино не для коммерции!!