Награды и примечания: Количество зрителей в СССР - 44 млн.
1 и 2 фильмы - лидеры советского проката (1970, 1 место): 56 млн. зрителей;
3 фильм (1971, 9 место) - 35.8 млн.;
4 и 5 фильмы (1972, 16 место) - 28 млн.
Лучший фильм (1-3 фильмы) 1971 года по опросу по опросу журнала "Советский экран".
Краткое содержание: Историческая хроника в пяти фильмах ('Огненная дуга', 'Прорыв', 'Направление главного удара', 'Битва за Берлин', 'Последний штурм') о событиях Великой Отечественной войны, где наряду с подлинными историческими лицами действуют вымышленные герои.
Зелень, а где вы узрели евреев в фильме. И раз вы узрели, значит антисемит и вообще националист. У меня и вопроса не возникало почему одни славянские лица. Наверное, роль других народов не столь значительна и кто повесил флаг разницы нет. Генерал Рахимов есть такой фильм, но думаю, что его историческая роль не столь значительна. Таких командиров было много и всех не упомянешь. Среди славянского населения больше погибло. Многие военнослужащие из Средней азии на передовой не были из-за плохого знания русского языка. На команду встать, они ложились, на команду лечь, они вставали. И это общеизвестный факт. Их использовали на строительстве, в основном.
В великой отечественной войне принимали участие все народы СССР, но в фильмах Озерова показаны преимущественно герои славянской и еврейской национальности. Если же промелькнули среднеазиаты, то их роли эпизодические и практически немые. Почему игнорировались генерал Сабир Рахимов, комбат Бауржан Момышулы, дагестанский подводник Гаджиев, Рахимжан Кошкарбаев - первым водрузивший знамя над рейхстагом - и многие другие герои?
7 мая 2007 года Казинформ сообщил, что Институт военной истории Министерства обороны России официально подтвердил факт водружения боевого знамени над рейхстагом казахстанцем Рахимжаном Кошкарбаевым. Об этом корреспонденту Казинформа сообщил историк Булат Асанов, который добился восстановления исторической справедливости, обратившись с письмом к Верховному главнокомандующему Вооруженными силами России Владимиру Путину.
После проведенных архивных исследований российская сторона документально подтвердила участие нашего земляка в историческом событии, произошедшем 30 апреля 1945 года. Вместе с красноармейцем Григорием Булатовым, лейтенант 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта Рахимжан Кошкарбаев, которому тогда было всего 21 год, водрузил боевое знамя над рейхстагом. Документ, удостоверяющий это событие, передан Б.Асановым в дар Центральному государственному музею РК. Там же висит фотография военных лет, на которой изображен наш земляк в окружении тех, кто брал рейхстаг. Позже Михаила Егорова и Егора Кантарию сделают официальными символами взятия рейхстага.
Как сказал Б.Асанов, это событие стало дорогим подарком для всех казахстанцев, особенно для ветеранов Великой Отечественной войны.
Историк надеется, что в скором времени в музее откроется экспозиция, посвященная взятию Берлина воинами-казахстанцами. А документ, подтверждающий подвиг нашего земляка, станет центральным экспонатом.
Остается надеяться, что российская сторона даст официальное подтверждение этому историческому факту, и Р.Кошкарбаеву по праву присвоят звание Героя Советского Союза, к которому он был представлен военным командованием дивизии, но не был утвержден. Умер герой в 1988 году.
как и многое из советского багажа, пересмотрел Направление главного удара после 20 если не 30-летнего перерыва, причем посл. 18 лет прожив в США. Исходя из огромного количества и нового, и старого, что хочется посмотреть, критерий оценки сейчас один - хочется досмотреть или не стоит терять времени. Здесь хотелось, даже очень. Не будем копаться в деталях, общая панорама боев показана отлично. Актеры супер. Очень нравится политическая часть, где актеры, играющие Сталина и Гитлера просто превос ходны. Гитлер вообще как сам себя играет. Так что не надо сильно ругать вполне объяснимые недостатки етого шедевра. На очереди фильм 4 и 5, а 1 и 2 пока не скачал.
Батальные сцены, имхо по-сравнению с современными-фуфель с точки зрения правдивости изображения немецкой техники....Один и тот-же Ганомаг таскают из кадра в кадр, после войны-то всего 25 лет прошло, че не могли найти че-нить поправдивей? Понимаю что это не главное, главное-идея и патриотизм, но глаз неприятно царапает
А ЕЩЕ БЫЛИ ФРАНЦУЗЫ-НОРМАНДИЯ НЕМАН, АМЕРИКАНЦЫ И АНГЛИЧАНЕ,НОРВЕЖЦЫ И ДАТЧАНЕ,КОТОРЫЕ ВЕЛИ КАРАВАНЫ В МУРМАНСК,ЭКЗЮПЕРИ,ПОЛЯКИ (НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО).ДАЛЬШЕ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ? ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ ЭТО РАССУЖДЕНИЯ ТИПИЧНОГО ЕЛЬЦИНСКО-ГАЙДАРОВСКОГО ДЕТЕНЫША. ОЧЕНЬ ПОХОЖИ НА РАССУЖДЕНИЯ НОВОДВОРСКОЙ У КОТОРОЙ ОДНА ПРОБЛЕМА В ЖИЗНИ-НЕ РЕАЛИЗАЦИЯ МУЖИКОМ ! И причём здесь Наводворская с её проблемами? Они, что вам так близки? Да и рассуждения у меня не типичные, просто вы дальше телевизора, похоже, не смотрели. Если вы не знаете чего-то, это не значит, что этого не было. Поляков в нашем плену было более 60 тысяч человек, воевавших на стороне гитлеровцев. Норвежцы и датчане тоже храбро сражались против нас в войсках СС. Итак – французы. В советском авиаполку «Нормандия-Неман» героически воевало не более ста французских летчиков. А в плену у нас было 23 тысячи французов, которые воевали против нас и убивали наших людей. И воевали очень хорошо. «…в 1941 году германским командованием был сформирован так называемый Французский Добровольческий Легион (LVF). В 1941 году он участвовал в нападении на СССР и в наступлении на Москву (кстати, в сражении под Бородином в ноябре 1941 года). Легион формировался из добровольцев. Легион воевал под Москвой, отличился в карательных операциях против белорусских партизан в 1942 году. Позднее Легион слили с другим добровольческим формирование – «Трехцветным легионом». Это подразделение прославилось тем, что 25 июня 1944 года предотвратил разгром группы армий «Центр», остановив танковый прорыв советских войск на реке Бобр. Некоторые историки полагают, что данная операция была наиболее успешной операцией французских коллаборационистов в ходе войны. За 48 часов боев им удалось уничтожить, по меньшей мере, 40 советских танков. Во время последнего, бессмысленного и беспощадного боя вокруг бункера Рейхсканцелярии и Рейхстага, французы еще раз доказали теперь уже никому не нужную эффективность. За день боев 28 апреля в Берлине было уничтожено 108 советских танков, из них 62 – тремя сотнями бойцов «Шарлемань». Четыре бойца батальона были удостоены рыцарского железного креста 29 апреля на одной из последних церемоний награждений в рейхе, который уже перестал существовать». (Французские Ваффен-СС – последние защитники бункера Гитлера. Автор Жан Мабир). Подумайте на досуге, всё ли вы знаете о нашей героической победе, и имеете ли вы примерное представление с кем, кроме немцев, воевала наша страна.
АЛЕКСАНДРУ
ЕГО ЦИТАТА...
"Уважаемые друзья, мы спорим, потому что наша история плохо написана. Практически все нации участвовали в войне против нас. Только в латышском легионе СС воевало более 100 000 добровольцев. Люто зверствовали крымские татары в Крыму, калмыки. У вас срабатывает привитый стереотип. Мало кто знает, что у нас было около ста тысяч польских солдат, которые отказались воевать с немцами, их вывели в Иран."
А ЕЩЕ БЫЛИ ФРАНЦУЗЫ-НОРМАНДИЯ НЕМАН, АМЕРИКАНЦЫ И АНГЛИЧАНЕ,НОРВЕЖЦЫ И ДАТЧАНЕ,КОТОРЫЕ ВЕЛИ КАРАВАНЫ В МУРМАНСК,ЭКЗЮПЕРИ,ПОЛЯКИ (НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО).ДАЛЬШЕ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ?
ВАШИ РАССУЖДЕНИЯ ЭТО РАССУЖДЕНИЯ ТИПИЧНОГО ЕЛЬЦИНСКО-ГАЙДАРОВСКОГО ДЕТЕНЫША.
ОЧЕНЬ ПОХОЖИ НА РАССУЖДЕНИЯ НОВОДВОРСКОЙ У КОТОРОЙ ОДНА ПРОБЛЕМА В ЖИЗНИ-НЕ РЕАЛИЗАЦИЯ МУЖИКОМ !
Моё мнение о фильме только одно "Один из лучших",а критиков может бить много,но кто сидел в окопе,шёл в бой,тот судить не станет,а просто вспомнит своих боевых товарищей сдерживая горькую слезу.Вечная им память!
Фильм на пятерку о величии русского солдата как говорится для всех времен и народов. Вот хотел было найти себе мелодию без слов "Песни о Днепре", которая звучит в конце первой части (Прорыв)когда идут титры никак не могу, может кто подскажет... как вспоминаешь эту музыку чувствуешь гордость за свой героический народ
Фильм замечательный в том плане, что он, конечно, отлакирован повсякому, но я в нём не вижу ни одного эпизода, который можно было бы назвать откровенной ложью. (В отличие от уже хотя бы "Трагедии века" того же режиссёра.) Совместить официозность с правдивостью - это высокий класс!
Ну просто обалденный фильм.Впрочем с Днём ПобедЫ!!!
Автор:
Те, кто находит в фильме "грубые ошибки", посмотрите список консультантов. Некоторые из них - герои этого фильма. Они знали эту войну не по современным измышлениям, а изнутри. А смягчения, конечно, были. Нельзя лить на людей всю черноту, тем более иногда и нельзя было по-другому. Легко рассуждать сейчас, а им нужно было действовать тогда. И эти люди с честью выдержали. Фильм именно об этом.
А фильм и так показывают каждый год на День Победы, но этого недостаточно. Фильмы патриотического содержания необходимо показывать в системе. Возможно, необходимо включить в школьную программу обязательный просмотр военных, исторических, патриотических фильмов, но советского периода. Постсоветский период уж сильно клеветнический и полный антисоветских, антирусских измышлений. У народа от чернухи жижа в голове.
Снят фильм маштабно и правдоподобно. Не то, что голливудская, напичканная спецъэффектамми дрянь или мерзость новодельная, поносящая историю и нашу армию и полководцев. Лучший фильм про ВОВ.
Автор:
Повторяюсь. Смотрел премьеру фильма в огромном кинотеатре(второй по вместимости после дворца съездов), когда в кадре появился Сталин, весь зал встал, и минут пять апплодировал. Видео убивает кино, или разоблачает. Просматривая много раз фильм, начинаешь замечать много нового. Фильм с гнильцом, Никоненко ловит власовского снайпера Назарова, власовцев не было на Восточном фронте, они были на западе, где били американцев в Арденах. Власов разговаривает с Яковым, Сталин - солдат на маршалов не меняет. Все ложь. Дочь Якова рассказала, что американцы передали ей дело якобы Якова, в биографии грубые ошибки, 11 фото Якова в плену, все фотомонтаж, нет ни одной киносъемки (немцы снимали все для хроники). Она говорит, что Сталину предложение по обмену сына не делали. Не был он в плену, он погиб в бою. Насчет глубокой проработки Озерова, сомневаюсь. Есть учебный немецкий фильм 1944 года "Подготовка снайперов", если вы его посмотрите, то поймете, что снимая картину "Ангелы смерти", Озеров не имел никакого представления о снайперах, о их боевой работе. Сразу становится ясно какого аса, начальника берлинской школы снайперов, убил Василий Зайцев.
Киношного Штауффенберга очень жаль. Хотел, понимаешь, войну прекратить, да вот не получилось из-за того, что кто-то случайно портфель в другое место переставил...
Автор:
Классный фильм, снят масштабно и фундаментально - действительно киноэпопея. Великолепен подбор актеров-максимальное сходство с известными полководцами и политиками того времени. Наряду с главными героями картины, простыми солдатами и офицерами, показаны и не менее интересные моменты обсуждения военных действий на высшем уровне. Причем, все эпизоды военных действий сняты в цветном изображении, а обсуждение руководства армией - в черно-белом. Почему?
Благодарствую, "Кадет" за информацию, причем пишу эти строки без всякого ёрничества, ядействительно очень благодарен Вам. F вот мелодию "Песни о Днепре", переложенную на военный марш я просто не узнал.
Уважемые! Подскажите, пожалуйста, как называется тот марш, который звучит, когда капитан Цветаев едет на машине через мост в конце второй части?
Очень нужно.
Заранее благодарен.
Уважаемые друзья, мы спорим, потому что наша история плохо написана. Практически все нации участвовали в войне против нас. Только в латышском легионе СС воевало более 100 000 добровольцев. Люто зверствовали крымские татары в Крыму, калмыки. У вас срабатывает привитый стереотип. Мало кто знает, что у нас было около ста тысяч польских солдат, которые отказались воевать с немцами, их вывели в Иран.
Уважаемые друзья, мы спорим потму что наша история плохо написана. Практически все нации участвовали в войне против нас. Только в латышском легионе СС воевало более 100 000 добровольцев. Люто зверствовали крымские татары в Крыму, калмыки. У вас срабатывает привитый стереотип. Мало кто знает, что у нас было около ста тысяч польских солдат, которые отказались воевать с немцами, их вывели в Иран.
Понимаю, что пишу впустую: кто чему-то не хочет верить, все равно не поверит, как не убеждай. Бабушка не могла напутать: ее за власовца сначала на гауптвахту посадили, а потом медаль дали. Еще она понимала, что для него лычше было бы застрелить, но "мужик был красивый". Сам он застрелится не мог, потому что даже двигаться не мог - все переломано. Возможно, он был из норвежских концлагерей?
Игорю Хаджи. Это ненормальное заявление. Я понимаю, что в интеллектуально споре всё большую роль играет физическая сила, но зачем же так грязно выражаться. У вас что-то личное? И где же вы власовцев нашли на восточном фронте?
Да просто не было. Не доверял Гитлер русским. Бабушка ваша напутала. Власовские части были в Европе, в Арденах, Югославии. Все коллаброцианисты воевали добровольцами в войсках СС. Не было только русского штандарта. И что он сам застрелится не мог?
Александру. Как это не было власовцев на Восточном фронте? Моя бабушка лично одного в медсанбат притащила (в Заполярье дело было). Это был раненый сбитый летчик и все просил: сестренка, пристрели, власовец я... Но у нее рука не поднялась.
Коле. Если разрешение на сцену с Яковом дало правительство, значит сознательно лгали нам. Насчет глубокой проработки Озерова, сомневаюсь. Есть учебный немецкий фильм 1944 года "Подготовка снайперов", если вы его посмотрите, то поймете, что снимая картину "Ангелы смерти", Озеров не имел никакого представления о снайперах. Сразу становится ясно какого аса убил Василий Зайцев.
Киноэпопея, конечно, величайшая. Впервые так масштабно показали войну. Поэтому обидно, что в великое полотно вшивается ложь и слухи. Советский режим отличался яркой антирусской идеологией. Победа в войне является величайшей мировой заслугой русского народа. Это до сих пор не дает покоя нашим западным врагам, Друзей у нас там никогда не было.
Кадету. Спасибо за понимание. Смотреть надо все советское, созданное о войне. На мой взляд одни из лучших фильмов о войне Радуга, Она защищает Родину, Подвиг разведчика, На войне,как на войне, Обратной дороги нет, Освобождение, Часы остановились в полночь, Их знали только в лицо, Повесть о чекисте, Дерзость, Жаворонок, в бой идут одни старики, Пятеро с неба, и очень много других.
Кадету. Ты применяешь демократический прием - ложную посылку. Я не говорил про "сволочей" и "штрафбат", они этого не стоят. "Враг у ворот" обсуждался, смотри. Не надо с посверком в глазах обсуждать все, еще ветеранами прикрываться. Ветеран ветерану рознь, иные чешут по писанному, по киношному. Сказки тоже рассказывают. Мозги для того даны, чтобы не крякать как подсадная утка. Нельзя судить о истории по фильмам, худкнигам. Национальная интуиция - компас народа.
Фролу и кадету, незнание не освобождает от ответственности. Не любите вы русских. И ваши видать не воевали, списками отсиживались по ташкентам. История не для вас, вы ее изобретете, как всегда.
Смотрел премьеру фильма в огромном кинотеатре(второй по вместимости после дворца съездов), когда в кадре появился Сталин весь зал встал, и минут пять апплодировал. Видео убивает кино. Просматривая много раз фильм, начинаешь замечать много нового. Фильм с гнильцом, Никоненко ловит власовского снайпера Назарова, власовцев не было на Восточном фронте, они были на западе, где били американцев в Арденах.
Фильм с гнильцом, Власов разговаривает с Яковым, Сталин солдат на маршалов не меняет. Все ложь. Дочь Якова рассказала, что американцы передали ей дело якобы Якова, в биографии грубые ошибки, 11 фото Якова в плену, все фотомонтаж, нет ни одной киносъемки(немцы снимали все). Она говорит, что Сталину предложение по обмену сына не делали. Не был он в плену, он погиб в бою.
Кто композитор?Где найти саунд-трек? Танковая атака!
Автор:
Это патриоритический фильм, это показывает как воевали наши предки против нацизма, против Германии. Наши деды, прадеды, отцы воевали за нашу землю, за нашу родину. Одно жалко, что мы не взяли живьем, самого Адольфа Аллоиса Шикльбургера-Гитлера. Гореть ему в аду, как и всему миру за "Наши Грехи"
С годами это кино, как и хороший коньяк, становится только лучше. Приходит осознание важности того, о чём повествует этот фильм. Конечно, присутствует масса историческо-технических неточностей. В той-же 3-ей части (Направление главного удара) есть эпизод посещения Г.К.Жуковым и К.К.Рокоссовским перед началом Белорусской операции расположения 65-й армии П.И.Батова. Батов в этом эпизоде (арт. В.Заманский) почему-то в звании генерал-полковника, хотя это звание Павел Иванович получил уже во время проведения наступления, а именно 29.06.1944 Ну и так далее... Та же Курская битва. Никоим образом не отмечена роль командного состава тех армий, на которые пришёлся главный удар немецких 9А и 4ТА (Центральный фронт: 13А Николая Павловича Пухова, 70А Ивана Васильевича Галанина, 2ТА Алексея Григорьевича Родина. Воронежский фронт: 7ГвА Ивана Михайловича Чистякова, 5ГвА Алексея Семёновича Жадова). Да и танковые армии Катукова и Ротмистрова состояли в основном из танков Т-34-76 (за не имением оных во всю юзались более современные Т-34-85 образца 1944 года), КВ-2, КВ-85, ИС-1 (за не имением таковых использовались более поздние и даже послевоенные образцы ИС-2, ИС-2М, ИС-3, Т-62) и Т-70 (не ведно было в кадрах сражения вообще, хотя на южном фасе Курской дуги они использовались особенно массово). Тем не менее, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне!
Только что пересмотрел первую,самую сильную по-моему,часть фильма.Можно,конечно,предъявить определённые претензии.Например,этот фильм породил легенду о том,что "солдата на фельдмаршала не меняют".Об этом нет ни одного исторического свидетельства. Скорее всего,сын Сталина пал смертью храбрых.Зато кадры танковой битвы уникальны.Какой накал!Всё по-честному,никакого шапкозакидательства,якобы присущего советскому кино.А как снято!Сколько техники!В общем,я не смотрю голливуд,потому что смотрю Озерова.
К сожалению время киноэпопей проходит, т.к. нет уже тех средств и воли государства к их созданию. Так что пока приходится смотреть второсортное голливудсвое кино с компьютерными спецэффектами и полным переиначиванием истории
Действительно,"Освобождение"-классика жанра,фильм неповторимый.Помню,мы играли в героев этого фильма,когда он вышел на экраны.Тем более,во дворе нашей школы в Вюнсдорфе валялись руины взорванного штабного немецкого бункера.
Автор:
Фильм , что бы о нем ни говорили в период конца 80-х-начал 90-х гг., когда повдвергалось осмеянию все, что было связано с советсикм периодом, а особенно- с застоем, а именно тогда не повезло выйти на экраны и "Освобождению", представляет собой несомненно значимое событие в истории советской кинематографии да и киноисториографии ВОВ. Если бы там были одни только батальные сцены, снятые с озеровским размахом, включая знаменитые панорамные съемки с птичьего полета, он и то вошел бы в историю. А в общем у картины есть и несомненные художественнфке достоинства. Фильм нервоный , есть более слабые и более сильные , талантливые эпизоды и даже целые серии. При этом первая часть -"Огненная дуга"- без сомнения, самая сильная во всех отношениях. Во втором фильме "Прорыв"- форсирование Днепра и описанная Ю.Бондаревым- кстати, одним из сценаристов фильма- в "Батальоны просят огня" история отдания на заклание на "отвлекающем плацдарме" батальонов Орлова и Максимова сильно подретуширована и смягчена, хотя суть и постарались сохранить. Книгу Бондарева куда лучше экранизировали создатели одноименного 4-х серийного фильма 1984 г. с А. Збруевым в главной роли (капитана Ермакова). В "Прорыве" же именно в этом месте возобладали лубочные мотивы.Как и в последующих двух фильмах, хотя нельзя не отметить впечатляющее и по-настоящему захватывающее киноописание заговора против Гитлера 20 июля 1944 г. во 2-й части "Направления главного удара" с отчетливо заметной симпатией авторов фильма к традиционно порицаемым советской традицией как дворцовые переворотчики с антисоветсикми настроениями участникам заговора , особенно к полковнику Штауфенбергу. И наконец, достойным апофеозом фильма стала финальная серия- "Последний штурм". Сцены уличных боев, схватки в метро и его последующего затопления, штурма рейхстага- одни из сильнейших в мировой кинобаталистике прошлого века.И без сомнения, именно эта эпопея - наиболее талантливая из всех киноработ, снятых Ю. Озеровым, в том числе и на собственно военную тему.
"Кто и когда видел отрывки с участием Брежнева в этом фильме" - Брежнева показали в финале фильма "Солдаты свободы". Сам фильм "Солдаты свободы", похоже, положили на полку.
Автор:
Замечательный военный фильм с элементами документальной хроники. С удовольствием просмотрел все 5 частей эпопеи перед Днем Победы. Кто и когда видел отрывки с участием Брежнева в этом фильме, понятия не имею.По-моему кто-то что-то напутал. Придраться собственно в самом фильме не к чему. О его раелистичности и правдивости судить только людям побывавшим в этих боях. Еще хочу отметить то, что очень понравилась игра актеров играющих роли Гитлера, Жукова и Черчиля. Остальным актером тоже большое спасибо!
Великолепный фильм. Очень отличается от всех остальных военных картин. Больше похож на документальный, что ни сколько не уменьшает его достоинств. Мне 20 лет, я его посмотрела с огромным удовольствием, и узнала много нового о истории ВОВ. Большое спасибо создателям фильма и актерам.
МОСКВА, 26 мар - РИА Новости. В понедельник, 26 марта после тяжелой и продолжительной болезни на 80-м году жизни скончался, актер, рижиссер, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Михаил Ульянов.
Автор:
Ничего арийского во внешности Николая Олялина нет. Светлые волосы и глаза это еще не признак принадлежности к высшей арийской расе. Русские по моему тоже часто имеют такую внешность. Кроме того у Олялина слегка азиатские широкие скулы м некоторая узкогласть просматривается. Арийцев эсэсовцев нужно играть тем, кто способен выхолостить чувства из своего образа на экране, сделать лицо как у робота, холодным, бесчувственным, невыразительным. У Олялина типично русская грусть в глазах, и лицо выражает какую-то неарийскую тоску и доброту. И кстати от этого он не может избавиться. Видел его в разных ролях, перевоплощаться он не может, в этом смысле он плохой актер, актер одного амплуа, в котором он всю свою творческую жизнь и играет. Возможно играет только самого себя.