фильм слабый. Розачаровал. масштабы тех битв были гораздо крупнее. Парадокс и трагедия в том, что войско Чингизхана составляли роды джалаир, конрат, кият, кереит, найман - будущий Средний жуз казахов. Отрар обороняли уйсуни, канглы и кыпчаки. Единственная стоящая работа - один из лучших образов Чингизхана, лучшая работа Б.Бешеналиева.
"Гибель Отрара" - это едва ли не лучший костюмно-исторический фильм казахских кинематографистов, снятый на пике "перестройки" в СССР, когда на фоне "парада суверенитетов" просыпалось национальное самосознание народов Средней Азии. К сожалению, свой отпечаток наложил на него пантюркизм, однако достоинств фильма все это не умаляет. В центре сюжета масштабной картины Ардака Амиркулова - судьба знатного юноши-кыпчака, волею судьбы оказавшегося в центре политической интриги, которая привела к гибели "мировую державу" XIII столетия - государство хорезмшаха Мухаммеда. Уничтоженная армией Чингисхана, страна эта оставила свой неизгладимый след в культуре народов Степи и Центральной Азии. Один из крупнейших ее центров город Отрар, кыпчакский правитель которого неосмотрительно уничтожил посланный Чингисом купеческий караван, стал жертвой монголов. Неподдельная натуралистичность картин смерти, обилие в фильме крови и жестокости делает его не слишком характерным для советских картин о прошлом Средней Азии. Роль Чингисхана блестяще сыграл немолодой уже к 1990 г. таланливый киргизский актер Болот Бейшеналиев ("Первый учитель", "Белый шаман", "Золотая баба", "Профессия - следователь"), и в его исполнении "Потрясатель Вселдленной" выглядит не столько талнливым, расчетливым полководцем и мудрым государстенным деятелем, сколько внушающим к себе благоговение "степным шаманом", неким земным воплощением Небесного Бога-Отца Тенгри. Многие из идей этого довольно затратного для 1990 г. фильма позднее были решены в новейших блокбастерах о Чингисхане "Монгол" и "Тайна Чингис-Хаана". Бесспорно, "Гибель Отрара" - это первый снятый в СНГ масштабный фильм о Темучжине, и уже поэтому только его стоит посмотреть. Но немало в нем и философии, размышлений над фактами истории. Трагедия племени кыпчаков, которое многие казахи традиционно считают своими предками, представляется в фильме в качестве некого "зеркала" печальной судьбы всего грешного человечества, неспособного мирно устроить свое существование на Земле.