Краткое содержание: "Конек" (таково прозвище главного персонажа картины) всегда хотел стать кем-то, кто может принести человечеству пользу. Он работал поваром, любил официантку и перемещался по городу на велосипеде, но при этом свято верил в свое светлое и великое будущее. Но судьба коварна и непредсказуема. Скоро в его вялотекущем существовании появился таинственный человек с чуждым и таинственным именем Герман. Он рассказал пареньку о возможных полетах в непокоренный и безграничный космос, влюбил в себя его девушку и вероломно исчез. Конек же под влиянием рассказов Германа захотел стать космонавтом, отправился в Москву и по пути в вагоне поезда встретил улыбчивого и застенчивого молодого человека - будущего героя планетарного масштаба и почившего Советского Союза Юрия Гагарина...
Не ссорьтесь. Учитель не знает для кого делать фильмы. Его аудитория - бывшая златая молодёжь - нюансов давно не замечает. Она уже новое поколение дебилов взращивает. Такие как я (совки) его презирают. Учитель остался без аудитории.
Продолжение потока сознания по поводу фильма Алексея Учителя "Край" 2010 год. Фишман - рыбак, человек рыбы, рыбак - это символ Нового завета. Человек, изгоняющий развивающийся капитализм из России. Немцы - это символ промышленного прогресса Российской империи, заложенный Петром Первым и Екатериной Второй. Время, определенное для изгнания в фильме, 1941 год, на самом деле - это революция 1917 года. Фигура Фишмана довольно загадочна. Это символ христианства России как части Библии. Христианство заставляет Россию страдать. По идее фильма Россия становится частью библейского пространства и принимает на себя страдания пророка Иова. Человек Рыбы изгнал немецкую промышленность и философию из России, Игнат вернул. Если учесть, что Иисуса Христа народ Книги не принял, то вполне ясно, что в фильме Иисус Христос принял облик Фишмана как символ революции в России. Ещё раз повторяю свою мысль - грубый жестокий садист Фишман - это Иисус Христос по весрии фильма. Это согласуется и со строками Ал. Блока из поэмы "Двенадцать": "Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
....Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
" Вот эта святая Русь - это женщина по имени Софья. А новая Русь - это Эльза ака немецкий марксизм. А Фишман изгоняет немцев, ака марксизм, заменяя его сталинизмом. Фишман - это Иисус Христос - фигура Божьей кары, христианских испытаний, распятия Руси на кресте. Машинист Игнат возвращает немку Эльзу в мир, то есть возвращает чистоту марксизма. Русский народ изображен быдлом, агрессивным, недобрым. Русские женщины в современных фильмах вообще изображаются нарочито недобрыми, тупыми, шаржированными. Нет просвета вообще. Ни души, ни ума, ни доброты. В этом смысле позор режиссёрам фильмов "Чудо", "Край", "Любка", "Артефакт". Сцена в бане - борьба между Софьей и Эльзой за Игната - это борьба за будущее России. За кем пойдет и кому достанется - пойдет за Святой, мудрой Русью или за марксизмом и мировой революцией, индустриализацией, модернизацией, глобализацией и прочей х..р..н..е..й. На самом деле здесь нет третьей составляющей - за представительницей народа Книги. Её заменяет Фишман-Иисус Христос в понимании Алексея Учителя. Режиссёр ввел много злобы, недружеблюбности в фильм - это очень принято сейчас в современном Российском кино, чтобы рассорить людей, сделать неуютно у них в душе, создать промозглый духовный фон, враждебность между людьми, а там легко внедрить и всякие деструктивные мысли, пожалеть с лаской провокатора, войти в доверие. Образ Игната маневрирует как тот паровоз. До войны у него был паровоз Иосиф Сталин. "Давление превысил. Сталин с рельсов сошел". А вот после войны он вернулся к истокам Марксизма ака Эльза, то есть для тех, кто не знает - это троцкизм. Потому свои и не пьют с ним. Здесь надо очень тонко разбираться в идеологическом времени Сталина, чтобы это понять. Алексей Учитель не просто критикует или обнажает время, он выстраивает Библейское пространство. Вечного медведя убил паровоз, а народ его съел. Распятый медведь на паровозе Степана таранит паровоз "Густав". Аллегорично, ничего не скажешь. Немецкая философия, немецкий марксизм и Русский медведь. Столкнулись лоб в лоб. Только ради этого стоило придумать марксизм, чтобы потом приехал Фишман (Иисус Христос, Бог, Моисей) и всех рассудил по-своему. И опять в этом столкновении поездов враждебность как и в фильме "Мусульманин". Чернуха 90-ых опять возвращается. Видимо опять надо раззадорить ненависть народа к самому себе. Нарочитая чернуха кка метод позволяет путать карты, что уже и не разберешь, кто есть кто. Аллегории и метафоры становятся неясно выраженными и запутывают следы, не просто непрозрачными, а с двойным дном. Один и тот же герой может быть и Дьяволом и Иисусом Христос, как Фишман. И эта неоднозначность метафор - это что-то новенькое в Российском кино. значит надо запутать следы ради чего? Что становится важнее? Ясная линия метафор и аллегорий или некая мутная аура? Выходит, что мутная аура важнее. Именно она деперсонифицирует зрителя, вводит его в лабиринт Минотавра, пугает. В фильме люди не разговаривают, а рявкают, рычат, кидаются друг на друга. Навязывается мысль, что люди враги друг другу. Игнат ни с кем нормально не разговаривает, корчит из себя крутого американского ковбоя. Ну не было так среди русских. Тут же по ходу нагнетают очередной шарж - мол мужик и баба выскочили из горящей бани в исподнем и жена увидела, что муж ей там изменял. Какая-то вычурность поведения, взятая из фильма "Анкор ещё анкор" - там муж побил жену за измену, тут жена бьёт мужа. Стыдно за режиссёра. Сгорела баня, убит на рельсах истории, съеден медведь и распята медвежья шкура на паровозе - русские символы. Тот самый паровоз, что взлетает в "Небеса обетованные" 1991 года и кружит в фильме "Комедия строгого режима" 1992 года. Чернуха 90-ых, привет, с возвратом, старуха. А вот и Фишман на паровозе. Сергей Гармаш - палочка-выручалочка, когда нужна харизма. Кого он только не сыграл в 21 веке. И всё-таки я при всем садизме образа Фишмана утверждаюсь в мысли, что Фишман - рыбак - это метафора Иисуса Христа. В этой метафоре нагнетание антихристианских страстей. Это "Сам езжай", отказ вести Фишмана - это отказ от христианства. Вообще две такие харизматические фигуры как Машков и Гармаш в одном фильме на фоне несчастного народа - это уже перебор жанра. Конец фильма - точно паровозный пафос "Небес обетованных" и "Комедии строгого режима". Густав и распятая медвежья шкура гонятся за Фишманом-Иисусом Христом. Немецкая философия и чистый марксизм-троцкизм вместе с языческой Русью гонятся за христианством. Второе распятие Христа. Весьма умело завуалированное. Теперь уже русский народ участвует в этом "распни его". Победил троцкизм. Если кто сомневается, пусть посмотрит ещё раз. Все эти разоблачения Сталина - это "распни его". И сама распятая медвежья шкура встречает троцкиста Игната. Распяли и себя - распятая медвежья шкура и Фишмана-рыбака-Сталина. Мелкий смешок в адрес Фишмана. И зритель не понимает, что унижают его зрителя, а не Сталина. Очередная уловка пропаганды отчуждения русского народа от своей истории.
Отзыв на фильм Алексея Учителя "Край" 2010 год. Искал, на каком из фильмов Алексея Учителя разместить отзыв за неимением страницы и думаю, что "Космос как предчувствие" близок фильму "Край". Объединение фильму по признакам ВОЗНЕСЕНИЯ. Помнится, тяжело работающий Фёдор в послевоенное голодное и холодное время взял себе в жены простую, милую русскую девушку. А коммунист, также тяжело работавший, отбил себе жену у кулака - тоже простую и тёплую женщину. Фильмы "Два Фёдора" и "Коммунист". Как-то один мужик сказал при мне: "Любить надо своих девушек". Что же нам показывает режиссёр Алексей Учитель весьма выразительными современными техническими средствами? Паровозы, паровозы, а я маленький такой. Паровозы - это "наш паровоз вперед летит в коммуне остановка, иного нет у нас..." Фильм явил нам настоящий паровоз - фетиш главного героя. Для него паровоз - это сакральный предмет поклонения, любви. Он не просто лелеет паровоз, он машинист. Он НЕ любитель лошадей в духовном смысле любитель природы, а он наездник. Он хочет владеть паровозом. Он любит скорости, он загоняет паровоз, за что его и отлучили от цеха машинистов. Машинист - он НЕ наш машинист и его паровоз он НЕ наш паровоз. Он летит НЕ в коммуну, а куда-то ещё. Он НЕ поклоняется паровозу, он готов его загнать ради любви к быстрой езде. Значит НЕ фетиш. Сразу вспоминается - "какой русский не любит быстрой езды". Но он явно НЕ наш русский. Он НЕ расслабляется ни на минуту - ему импонинирует немка с её "арбайте, арбайте", "работать, работать". Возгласы "Баня, водка, гармонь и лосось .... Бабы, кони, раздолье в пути!" - это вроде и про него, и не про него. Частично, скажем так, про него. Отсутствует элемент расслабления. Короче, машинист Игнат явно маньяк и это на фоне присутствия нормальных мужиков в кадре. Человечный Колыванов и спокойный русский мужик Степан. Софья предпочитает Игната за то, что у него чертей больше. Ну что же есть и такие русские мужики, сто тысяча чертей. Но что же тут нового? Зачем нужна эта маньячность, одержимость в работе как у Павки Корчагина. Опять парадокс. И Павкой Корчагиным его НЕ назовёшь - даже Павка расслаблялся. Да был у нас в кино русский мужик-молчальник Пётр Байкалов, брат Любы "Калина Красная", но он не был маньяком - нормальный сильный мужик. Образ машиниста Игната НЕ подходит ни под один уже виденный русский мужской образ с нормальными мужскими отправлениями. Пожалуй Джигурда был близок в "Любить по-русски". Режиссёр явно сжимает пружину чего-то страшно мужского. Актёр Машков выпучивает глаза, чтоб страшнее казалось. Он вознамерился перекрыть своей харизмой всё мужское ополчение Советского кино. В пару ему дали немку. Но не обольщайтесь. Это не то, что Вы подумали. Это не европейская культура прёт нам через окно в Европу. К нам приехала американщина. "Я его под Лениным чищу" - это уже пройденный этап. Наступила чистка образа русского мужика под Голливудом. Проглотим и это. Интересно, что американщина въехала на паровозе, на том самом, что освоили режиссёр Андрон Михалков-Кончаловский будучи в Голливуде. - "Поезд-беглец / Runaway Train". Алексей Учитель явно вписывает мужской характер России в ассоциативный ряд "паровоз - Паровая машина - промышленная революция XVIII века - капитализм - Маркс - Ленин - Сталин". теперь понятно, что явил нам Алексей Учитель. Мы-то привыкли к интеллектуально-крестьянско-духовной России. А нам дали по полной программе Индустриальную Россию. Причем дали и сразу отторгли от русского начала. Немка перехватила мужика у русской. А может американка? А что? Такое уже был в русском кинематографе опять-таки у Никиты Михалкова Сибирский цирюльник". Почему у Алексея Учителя немка? Намек на Карла Маркса? Немецкая философия русских царей Петра Первого, Екатерины Второй, Павла, приведшая на Русь призрак коммунизма - плоть от плоти немецкой философии. Время действия фильма - послевоенное, но не обольшайтесь, если Вы думаете, что Вы в правильном времени и месте. Нет Вы в истоках революции 1917 года и "паровоз - Паровая машина - промышленная революция XVIII века - капитализм - Маркс - Ленин - Сталин" марки О («Основной»). Место - Сибирь - там зарождались революционные бури - Ленские рудники и т.д., туда были сосланы декабристы и другие революционеры всех времен. Итак фильм о зарождении рабочего класса. Не понимаю, зачем Машкову надо было так выпучивать глаза? Всего и делов-то рабочий класс России нашел свою немецкую философию в лице Марксизма и предал, покинул русскую женщину Софью ака мудрую, Святую Софью — премудрость Божию. Софью, народную мудрость убили из-за чертей в голове Игната. Далее. Эльза в переводе с древне-германского "почитающая Бога". Эль - это Бог на древне-еврейском. То есть Игнат подвергается Божьим испытаниям на пути к Богу России в её христианской ипостаси после принятия христианства. И прохождение через марксизм становится частью пути. Софья - мудрая - это Византийское христианство, Киевская Русь, Софья Палеолог, Иван Грозный. Софья первая любовница Игната. Эльза - почитаюшая Бога - это промышленная революция, Петр Первый, Екатерина Вторая, немецкая философия и как апогей - марксизм - труд, рабочий класс. Карл Маркс выходец из семьи раввина, то есть наследует народу КНИГИ-БИБЛИИ. В фильме зашифрован путь России в христианстве. ВПЕРВЫЕ ПЕРИОД МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА-СТАЛИНИЗМА ВПИСЫВАЕТСЯ В ХРИСТИАНСКУЮ СУДЬБУ И БОЖЬИ ИСПЫТАНИЯ (ПО ПОДОБИЮ ИСПЫТАНИЙ ИОАВА) РОССИИ. И ЭТО НАДО ОСМЫСЛИТЬ. Сложнейшая библейская идея фильма. И сложнейшая режиссура - здесь и американские методы выражения на фоне русской мудрости и немецкой философии с её отстрелом русского медведя (Эльза стрляет в медведей) - символом русского духа, с немецкой педантичностью в труде и опять русской мощной стихией труда. Становится ясно, почему русские подхватили и осуществили Социалистическую революцию - эту глыбу Марксизма-Ленинизма-Сталинизма. Символизм бурной реки жизни/вселенной, Божьей стихии, моста с рельсами - всё это требует своего осмысления в рамках русского космоса, почему, заечм это всё в русской истории. Режиссёр надо сказать своё дело сделал великолепно - выдал на гора могучую символику.
В свое время рвалась на просмотр фильма из-за режиссёра - А.Учителя. А получила облом, и вот почему. Он сменил сценариста. А. Миндадзе как-то никогда своими сочинениями не цеплял душу (на мой взгляд, он сценарист преимущественно для мужской аудитории), но в содружестве с Абдрашитовым получались дивные фильмы. В данном случае сюжет и постановка не сошлись как разные группы крови.
О чём фильм? задал я себе вопрос после просмотра. Да так и не смог определённо ответить.. наверное хотели показать какое-то действительно предчувствие открытия космоса, полёт Гагарина..но получилось по-моему как-то невнятно..
Знаете как суп без соли.. пресновато в общем... хотя не сказать что фильм бездарный, просто на любителя как говорится... А вот последние кадры, сопряжённые с хроникой, когда некий человек с цветами подбегает а Гагарину, и говорит голосом Миронова, показались мне совсем не к месту...
Невнятный фильм из категории " ни о чем". Но с явной претензией на " другое" кино. Впечатление, будто Учитель снял его, чтобы "уравновесить" успех своей замечательной " Прогулки". Идея или избитая, примитивная и мало кому интересная,или отсутствует напрочь.
Если задуматься. и в самом деле, ну о чем фильм-то? о том , как тяжко жилось людям в жуткую советскую эпоху, и как они мечтать сбежать из "совка"? Или о том, как муторно жить маленькому человеку в провиницальном городишке вдали от значимых мировых событий?
В новом русском кино есть тенденция, у наследованная с советской поры- если речь идет о старом режиме, то его следует изображать в как можно более мрачных красках, , с разнообразными формами угнетений и порпаний прав личности правящим классом... Когда в детстве смотрел фильмы про царское время(кроме экранизаций классиков), удивлялся, как это люди жили в те годы и не вешались? В наши дни "та же дамочка в другой панамочке": если фильм про советское время, то обязательно стон народный.Данный фильм - не исключение. Серая людская масса, отрешенно ползущая в пасть завода-гиганта, призрак зловещего КГБ в виде хромоногого стукача, дружинники, больше похожие на поселковых гопников, и романтический герой, навевающий воспоминания о горьковском Павле Власове: быть бы ему быдлом , драться со шпаной и сидеть по "пьяным" статьям, да как -то, мотая срок, познакомился с политическим, он то и открыл парню глаза, что советская власть - это нихт гут. И настолько прозрел парень, что что решил от этой плохой власти "сделать ноги" в мир чистогана. Будучи, видимо, экстремалом по жизни, сухопутный вариант бегства он отмел как излишне банальный, и предпочел сматываться влавь, в ледяной воде, чуя слежку власть придержащих, до плавучей норвежской базы.Доплыву -недоплыву? Заметят с базы- не заметят? Успею- не успею? Схватят- не схватят? Прикольно..Романтика... Ради этой цели можно втереться в доверие к придурковатому Коньку, навешав ему лапши про тайную подготовку к полетам в космос, соблазнить по ходу дела его подружку , имеющую доступ на базу, икрасиво исчезнуть - не то в ледяных волнах, не то и впрямь добравшись до цели - недосказанность(читай- невнятность) -одна из любимых фишек так называемой ленинградской школы кино.
Отвечая на вопрос в чем идея фильма, хочу спросить: а в чем идея фильмов Германа? Мне этот фильм очень напомнил германовские.. Но в то же время Учитель очень четко уловил ноту настроения людей, живших в то время- настроения на вдохе, ожидание от жизни чего-то необыкновенного, светлого.. Кто-нибудь носил тяжелый рюкзак? Вот в тот момент, когда вы снимаете эту тяжесть с себя, в первые секунды вам кажется, что сейчас взлетите..Вот и людям так казалось - война закончилась, Сталин умер, все плохое кончилось, а впереди только хорошее. Режиссеру на мой взгляд удалось передать настроение людей, живших в эпоху предчувствия "оттепели".
Я тоже не понял, в чём, собственно говоря, идея фильма...Как-то всё притянуто, т.е. вроде и сюжет есть, и смотришь с интересом, а когда досмотрел - думаешь, ну и зачем все это закручивалось?.. Постановка действительно хорошая, играют отлично все.
Автор:
об этом фильме нельзя сказать, что он плохой или хороший.... Сюжет вроде бы понятен, но в тоже время петляет как-то непонятно...
Что касается актерского состава и постановка то она довольно не плохая.
"Как долго в отечественном кино будет еще продолжаться профанация? "Возвращение", "Коктебель", "Космос" преподносят нам как успех отечественных режиссеров. Планки совсем упали?"
В чем именно твое не довольство? С какими фильмами ты ведешь сравнение?
А что касается планок то планки упали на ТВ давно, где каждую неделю показывают бездарные сериалы!
Как долго в отечественном кино будет еще продолжаться профанация? "Возвращение", "Коктебель", "Космос" преподносят нам как успех отечественных режиссеров. Планки совсем упали?