Награды и примечания: Другое название: Кавказский пленный.
Алексей Учитель: "Не надо сравнивать мой фильм с "Горбатой горой".
Краткое содержание: Идет война в Чечне. Двое: опытный, суровый сержант Рубахин и весельчак Вовка-стрелок отправляются за помощью: их колонна застряла в заминированном ущелье. Рубахин берет в плен совсем молодого, необычайно красивого, чеченского юношу. Пленный послужит им проводником, поможет вывести колонну тропами, которые знают лишь местные. По дороге пленный чеченец попытается сбежать. Вовку ранит снайпер. Пробираясь мимо чеченского села, они найдут там русского солдата и попытаются его спасти. Но, на удивление, все это только сблизит их. И вот они уже задушевно болтают друг с другом, забыв на время о том, что они враги, - просто трое ребят, идущие по горным тропам. До колонны остается совсем немного, и скоро они отпустят пленного. Отпустили бы, если бы война хоть на мгновение отпустила их самих.
Я тоже ждала более "человеческой " морали (например, как в американском произведении "Враг мой"). Человек выше инстинкта выживания, иначе мы бы ни одной войны не выиграли.
А здесь весь фильм показывают якобы очень благородного парня-сержанта (то он чеченца из воды вытаскивает, то носочки отдаёт), а потом когда его жизнь в опасности оказывается он хладнокровно убивает. Хладнокровное убийство невелирует все его поступки, совершённые ранее и делают их бессмысленными. В двух словах смысл : "Человек слаб и примитивен."
Я уж молчу, что чеченец ведёт себя более чем странно, не проявляя ничего человеческого. И за доброе отношение к нему готов сдать двух молодых ребят куче вооружённых мужиков.
Вот так поначитаешься в Интернете всякой дряни – начнешь потом черт те что думать о фильме, которого и в глаза-то не видел. А потом доведется посмотреть – сидишь и диву даешься: а ты вообще о том ли читал?! Какая-то однополая любовь и всё такое прочее. Вот ведь фантазия у людей работает – на ровном месте байку сочинят. Или сплетню, чего хуже.
Впрочем, проблема оказалась совсем в другом. Просто кино получилось слабым. Даже удивительно: человек явно умеет снимать хорошие фильмы, делает это профессионально и качественно. Так ты ж возьми, казалось бы, добротный материал и сделай из него вещь. Ан нет! Берется какая-то невнятная история, кроится, натягивается, подобно глазу на одно место, и выдается, по итогу, за шедевр, глубокое и чертовски содержательное зрелище. Ишь ты господи! «Не сильно ли сказано?!»
Я так мыслю: если тебе, такому великому, откровенно влом вникать в нюансы и мелочи той темы, которую ты собрался затронуть в своей работе, даже если она и является в ней лишь фоном – ты обозначь это как-то заранее, чтобы мы не отвлекались на второстепенные моменты, а сосредоточились на главном. Так нет же! Пока к стенке не прижмешь – до последнего отпираться будет! Мол, и консультанты были и т.д. – всё, как полагается. Ага! А то мы не видим!
Но самое интересное даже не в этом. Черт с ними с нюансами. Пару баллов за дилетантизм скинем – не обеднеет кино, будь оно в сущности своей таким мощным, как заявлено. А только… Где она, мощь-то? В чем глубина? Я, судя по всему, слона-то и не приметил! В чем проблематика? Врага задушить, чтобы в живых остаться? Это проблема века?! Не знал. По мне, так в «Кавказском пленнике» смысла в разы поболе было (когда чеченец пленника в конце отпускал), а понтов и пафоса (мол, обратите внимание, как я остро проблему обозначил, вопрос ребром поставил!) – помене. И фильм, что характерно, не сравнить. Уж не следствие ли? А ведь тоже, при желании, нюансов всяких найти можно – да только резон не тот. Уровень, знаете ли, отличается. Существенно.
В общем, липовое кинишко получилось. Не то, чтобы совсем дрянь, конечно, но… Плоховато.
6 из 10
Жалко, что Рубаха его задушил, не знаю как сам бы поступил в такой ситуации, но надо было, не знаю, оглушить его как-нибудь, тем более, что он профессиональный спецназовец.
Автор:
Оригинальность сюжета: 5
Постановка и режиссура: 4
Интеллектуальное удовольствие: 4
Фильм-повесть, с лёгким сюжетом и тяжёлым финалом.
Фильм о том, что война – это война, и что мужчина – обязан принимать решения.
Главных героев трое – чеченский парень и молодые русские солдаты. Они идут по горным дорогам к месту назначения: пленный и сопровождающие. Всё, как и должно быть – связанные руки, толчки в спину, гордые ответные взгляды. Нормально и то, что между ними сохраняется человеческий контакт. Тот, что соединяет через взгляд, через слова, через молчание. Тот, обрывая который, мы можем начать потом просыпаться от собственного крика.
Фильм построен на простом сюжете. В нём нет интриг, нет многомерных смыслов, как нет и двусмысленности. Центральное место в этой истории занимает единственная идея. Однако раскрыта она исчерпывающе. Небольшие нестыковки по ходу действия (не более двух-трёх), почти не сказываются на общем впечатлении.
Мне фильм понравился. Смотреть интересно, послевкусие – «не зря». Зал покидают в молчании, и лёгкой оторопи.
Рекомендую картину к просмотру тем, кого волнуют человеческие отношения, проблема выбора и ответственности, и главные человеческие ценности, которые каждому сначала требуется определить для себя самостоятельно.