Краткое содержание: В физико-математическую школу приходит новая преподавательница литературы и заставляет своих учеников задуматься над кардинальным вопросом: что важнее - физика или лирика?
"Водород пробивать надо" - вот фраза, квинтэссенция СССР
Автор:
Один из лучших фильмов 70-х. Сегодня смотрится несколько слащаво, с прицелом выбить слезу умиления. Но не это главное. Фильмы на школьную тему всегда точно описывали и состояние системы образования и состояние эпохи в целом. Вот в 60-е, учителя держали дистанцию, жестко следили за внешним и внутренним обликом ученика и вколачивали знания нам в головы по утвержденным апробированным методикам. Хороший выпускник всегда был уверен в своих силах. Такие были и фильмы 60-х. В 70-е престиж профессии учителя упал, пришли менее квалифицированные люди. Недостаток профессионализма они заменили заигрыванием с учениками. И пошло-поехало: реформы, панибратство, "педагогика сотрудничества", "педагогика с человеческим лицом". Классный руководитель выходит на первое место, он становится лучшим другом любого лоботряса. Качество знаний падает, и фильмы появляются соответствующие (фильмы Динары Асановой, Приемыхова, то же "Расписание..."). И вот результат распада - через 10 лет (1988) появляется жесткий без сентиментов фильм "Куколка". Ужаснувшись, его пытался запретить Ролан Быков. Показана перестроечная школа, в которой можно получить все, что угодно, даже секс с учительницей, но только не знания. Удивительно, что "Расписание..." и "Куколку" связала своей игрой незабвенная Ирина Метлицкая.
Недавно не могли вспомнить название фильма, где играл О.Даль директора школы. 25.08.12. увидела на телеканале 1 этот замечательный фильм. Скоро 1 сентября и на телеканалах появляются фильмы о школе. Это замечательно!
Фильм, можно сказать, смотрю всю жизнь и не надоел.
Автор:
Реплика Вовы Овечкина - "Науку на замок не закроете!" - звучит конечно энергично. Мне кажется, не она является лейтмотивом этого фильма. Для меня знаковой является маленькая эпизодическая роль Владимира Басова, отца красивой девочки. И удивительно бездушной. Его слова: "Вы заметили, категория доброты теперь не в моде. Говорят: "интеллигентный", "энергичный", "деловой", даже "предприимчивый". Но никогда - добрый."
Ваш пост, автор Ivan, вызвал у меня такие мысли об этом фильме. 1978 год прошло уже лет 8-10 как занчился неореализм и физики-лирики. Главное в фильме - попытка любви. Именно попытка завязать лябовны отношения с учительницей литературы. В коллектив физиков-химиков приходит лирик. Они хотят встряхнуть тем, чего у же нет - спайс spice меланж физики-лирики, а не получается. Женщина-лирик отвергает их по причине отсутсвия лирики. Фильм-трагедия физиков-лириков. Они теперь могут быть интересны только акулам типа красивой девочки - охотницам за состоятельными физиками-лауреатами. Фильм где-то такое горное "Ау" перекличка с фильмом "Ещё раз про любовь". Помните, она сказала Электрону - у тебя всё будет хорошо. А хорошо не стало. То есть физики в отсутствии лирики 70-ых - трагедия времени. И уже через год в 1979 году физикам дадут роль посаженных отцов на "собачьей свадьбе" Кати и Гоши под диссидентскую песню "Я ведь и сам как умею следы пролагаю ...". Незавидная роль, хотя и выдавалась за некое стайное товарищество.
В "Расписании на послезавтра" наши гениальные актеры показывают существо жизни отдельно взятого коллектива, а в целом, получается говорят о необходимости делать выбор рано или поздно, но обязательно делать, а не прозябать.
Автор:
Ну почему сразу-принудительно? Тогда это модно было- защищали чилийских героев...Кстати у Виктора Хары были вполне неплохие для своего времени песни.
Во время "открытого урока" (который проводит герой Александра Ленькова - учитель физики), на стене, возле доски, виднеется плакат "Сегодня вечер песни Виктора Хара". Примета времени...:) Интересно - ученики добровольно занимались этими вещами, или же в порядке "добровольно-принудительном"? Виктор Хара, насколько знаю, был певцом с политическим "подтекстом".
Автор:
Спасибо, Линда! А по-моему, и Феликс, с которым у нас вышла тут небольшая, но вполня занятная дискуссия, тоже неплохо пишет...:)
Автор:
Очень люблю этот фильм.
Автор, Вы очень хорошо пишите. Читать интересно
Неплохо сказано...:) Полностью соглашаюсь - давайте будем БЫТЬ. :) И в то же время (по возможности) всё-таки стараться стремиться к ЗНАНИЯМ (которые, на мой взгляд, не делятся на БОЛЬШИЕ или МАЛЫЕ), потому что дураками быть - ну очень уж скучно! :)) Да и тотальная деградация, превращение людей из подающих какие-то надежды (стремившихся к знаниям, таких, которые, к примеру, показаны в фильме "Расписание на послезавтра") в дураков, "всезнающих" и ни в чём не сомневающихся - весьма грустный и печальный вариант дальнейших путей бытия человеческого общества...
Автор:
Феликс. Многознание многознанию - рознь...:)) Но я, в принципе соглашусь с уважаемым Юрием Воротницким, и с этой фразой, Вами ему приписываемой - "Большое знание рождает большую печаль." Только вот... разве так уж приятно быть и ощущать себя "счастливым дураком"? :)
Автор:
Кажется, уже давно отгремели дискуссии и споры о физиках и лириках, когда в поисках истины сшибались в словесных баталиях, сметались и рушились в полемическом задоре непререкаемые, всеми признанные авторитеты, привлеченные воюющими сторонами. Все это было. И, казалось, теперь наступило длительное перемирие. Но вот давайте-ка прислушаемся к голосам, раздающимся в этой картине, возвращающей нас к старым, вроде бы отшумевшим, спорам. Сначала небольшая справка — действие картины происходит в специализированной физико-математической школе имени Ландау, школе всеобщей одаренности, школе даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. «Сопротивление материалов... Ну, в смысле, ученики ваши сопротивляются, предмет ваш не очень предпочитают. Гения, будущие Эйнштейны». Так не очень связно, зато «научно» выражается завхоз школы. «У нас царство точных наук»,— это мы цитируем уже директора школы, молодого блестящего ученого Андрея Андреевича. «Мне казалось, что любая школа должна выпускать гармонично развитых людей», — так справедливо считает новая учительница литературы Антонина Сергеевна, которой и предназначались все вышеприведенные реплики. Итак, конфликт прояснев и формулируется с точностью, свойственной математическим уравнениям: по одну сторону — юные гении, будущие Эйнштейны, по другую — «носительница духовной пищи», если опять процитировать директора. А что сами маленькие гении, будущие светила и кормчие послезавтрашней науки?..
«Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне...»
— прочитала Антонина Сергеевна на одном из уроков замечательные строки Есенина. Но реакцией на это было насмешливое недоумение: «А розовый конь на самом деле существует?» И потом, как самый уничтожающий довод, последовало: «Фантазии все это»...
А разве фантазии — это привилегия только искусства? Разве не с фантазии, самой безудержной и смелой, начинается ученый и разве не от нее пришло человечество к самым своим удивительным открытиям? Вот за то, чтобы ребята поверили в розового коня, чтобы поняли жизненную необходимость красоты и поэзии, за то, чтобы уверовали в фантазию, в чудо, которое рождает искусство, и, чтобы поверив во все это, они смогли стать настоящими талантливыми людьми, и сражается Антонина Сергеевна.
И ребята непременно станут такими, потому что их учат люди, которые следуют древней, но вечно молодой заповеди: «Ученик не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который требуется зажечь.
Автор:
Ну что вы, Феликс - к "большому знанию" всегда нужно стремиться.:) Неужели дураком быть лучше? :))
Автор:
Начну с того, что Олег Даль (директор школы — Андрей Андреевич в фильме «Расписание на послезавтра») был очень разборчив на роли, требователен к себе и коллегам по съемочной площадке. И безумно талантлив. Уже ради этого стоит посмотреть киноленту. Ради гениального в своей профессии актера, который, кстати, так и не был признан народным.
«Расписание на послезавтра» — школьная драма, со своей спецификой, поскольку повествует о внутреннем укладе физико-математической школы им. Ландау. Там учатся ребята со своими подростковыми проблемами, отнюдь не глупые и не ленивые. Они полностью отдаются науке и не видят смысла в пустой трате времени на литературу. А в остальном обычные дети, познающие жизнь, любовь, дружбу. Какой ни была их школа специализированной, узконаправленной — учатся там такие же молодые люди. Есть в их классе и «ботаники», и идейные лидеры, и красивые легкомысленные, в плане мужского пола, девушки.
Фильм рассматривает две проблемы.
Во-первых, необходимость раздельных, специализированных школ. Есть ли в них смысл? Нужно ли такое «однобокое» образование и как оно влияет на жизнь подростков. Ответ на этот вопрос можно найти в диалоге между Антониной Сергеевной (недавно пришедшей учительницей литературы) и журналисткой, интересующейся именно этой проблемой.
-Наша газета собирается развернуть дискуссию, посвященную проблемам школ будущего. Мой Вакин уже корпит над остро-политической статьей. Ну а я, после знакомства с вашей школой, напишу очерк. Что-нибудь посоветуешь?
-Ты знаешь, я ведь здесь недавно, но очень интересно. Я вообще думаю, что нам нужны специализированные школы. Ты слышала что-нибудь о металлическом водороде? Это сейчас одна из мировых проблем. Наш десятиклассник дерзнул ее разрешить. Лаборатория не выдержала.
Во-вторых, рассматривается большая разница и неимоверное сходство между математической наукой и духовным образованием. Школьники отвергают саму нужду литературы в их, полностью заполненных математическими формулами, жизнях. Именно поэтому фильм начинается с того, что в школу приходит новая учительница. И ее сразу предупреждают, что будет сложно и предыдущая коллега просто не выдержала. Задача Антонины Сергеевны привить, научить, объяснить, что духовное, нравственное образование не менее важно постоянной интеллектуально-логической нагрузкой.
- И вообще разве можно сравнивать Эйнштейна с Толстым или Ландау с Достоевским? Нам — физикам, писатели ничего не дают.
- Ну, это вам, может быть не дают, а Эйнштейн говорил: «Достоевский дает мне гораздо больше, чем любой ученый. Он вызывает во мне этический порыв такой непреодолимой силы, какой возникает только от истинного произведения искусства». Кстати, он любил и Толстова и Сервантеса и Моцарта.
Не скажу, что все это очень актуально и интересно на сегодняшний день — следить за советскими проблемами 1978 года. Да и дети сейчас, немного не такие, как раньше.
Но настоящие ценители актерского таланта, той советской актерской школы и стилистики кинематографа тех лет, обязательно оценят фильм. А потом, приятно смотреть на целеустремленных подростков, живущих наукой и которых все лишь нужно немного направить, а не пинать и заставлять хотя бы ходить в школу. Они мыслят и разговаривают, как взрослые и ставят недетские цели. Это вам, пардон, не «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики.
Автор:
Из "детей" мне больше всего понравился в этом фильме актёр Вячеслав Баранов, сыгравший десятиклассника, одержимого идеей открытия и создания "металлического водорода". Ну и так же хорош Юрий Воротницкий, с его поистине бессмертной фразой (вернее, из уст его героя, Овечкина) - НАУКУ НА ЗАМОК НЕ ЗАКРОЕТЕ!!! :)) В общем, хороший фильм, светлый и немного настольгический...
Автор:
В 1978 году детям задают вопрос, что с ними будет через 10 лет. Знали бы они...
А что им знать надо было, этим детям?:))
Автор:
Ivan. Нет, на скрипке Юрий Воротницкий (в отличие от своего героя, Вовы Овечкина) не умел играть... Об этом рассказывал сам Юрий, вспоминая о съёмках фильма и своём участии в этом процессе.
Автор:
Люблю этот фильм, всегда смотрю когда идет по ТВ. Язвительный,прекрасный Даль, холодная и не менее прекрасная Терехова, ироничный Никулин ("Прэлестно"), интересные, одержимые девятиклассники. И каждый раз плачу, когда герой В.Баранова обещает отвезти бабушку в Париж...
Автор:
Олег Даль (директор школы — Андрей Андреевич в фильме «Расписание на послезавтра») был очень разборчив на роли, требователен к себе и коллегам по съемочной площадке. И безумно талантлив. Уже ради этого стоит посмотреть киноленту. Ради гениального в своей профессии актера, который, кстати, так и не был признан народным.
«Расписание на послезавтра» — школьная драма, со своей спецификой, поскольку повествует о внутреннем укладе физико-математической школы им. Ландау. Там учатся ребята со своими подростковыми проблемами, отнюдь не глупые и не ленивые. Они полностью отдаются науке и не видят смысла в пустой трате времени на литературу. А в остальном обычные дети, познающие жизнь, любовь, дружбу. Какой ни была их школа специализированной, узконаправленной — учатся там такие же молодые люди. Есть в их классе и «ботаники», и идейные лидеры, и красивые легкомысленные, в плане мужского пола, девушки.
Автор:
Проблема физиков и лириков - вечная проблема! И фильм этот - тоже о вечном...
Автор:
Евгению Гейндриху.
И, тем не менее, портреты Есенина и Достоевского висят на стене, по соседству с Ландау и Эйнштейном... Андрей Андреевич, который поначалу возмутился данным обстоятельством (когда портреты писателей впервые были вывешены), в финале картины смотрит на те же портреты совсем другими глазами - и реакция у него совершенно иная. Он понимает и принимает эту идею Антонины Сергевны, это ощущается в его взгляде. И пускай "гимн во славу науки" остаётся гимном - в физматшколе обратное было бы нереально - но теперь литература будет полноправным партнёром физическим дисциплинам, и "физики" с "лириками" перестанут быть антагонистами (какими они были поначалу), что для воспитания гармонично развитой личности всегда важно...
Автор:
Да на Вас, Евгений, не угодишь! Конечно, к любому фильму легко придраться... Если Вы там чего-то "не заметили", это вовсе не означает, что "пересматривания взглядов" вовсе не было...
Флоризель, конечно же, персонаж условный, из жанра иронического детектива, и анализировать его поступки так же глубоко, как Печорина или того же Андрея Андреевича, вряд ли стоит. И всё-таки я не стал бы сводить первопричину его поведения к банальной скуке. Мне кажется, она несколько глубже. Да и фильм уж больно хорош. ... А насчёт данного фильма. Я как-то не заметил, что Андрей Андреевич "в финале картины всё-таки пересматривает свои взгляды". Из чего сие пересматривание следует? Из долгого крупного плана на фоне зимнего городского ландшафта, или из прохода по школьному коридору с вдумчивым разглядыванием портретов? А финал картины и вовсе звучит, как гимн во славу науки и юных гениев. Так что, по-моему, каждый остался при своём: физикам - физиково (Ландау), лирикам – лириково (Есенин).
Вот как? Это какой же "наезд", позвольте поинтересоваться? И почему же сразу "необоснованный"? Просто Ваша точка зрения не вызывает согласия с моей стороны, и я на это реагирую так, как нахожу нужным. Флоризель вполне преуспевающий человек, но и у него есть проблема ( а у кого их нет?) - ему просто скучно. Рауты и путешествия, судя по всему, давно уже набили у него оскомину, в этом одна из причин этой скуки. Но от этого всего он же не становится менее "преуспевающим"? Это что касается принца Флоризеля. А теперь про "Расписание...". Да, директор прямолинеен в какой-то степени, он полностью сконцентрирован в своей деятельности, ничего другого (Пушкин А Сэ) как бы "не видит"...(тут какие-то параллели с Шерлоком Холмсом ощущаются) но в финале картины он всё-таки пересматривает свои взгляды, понимает, что был в чём-то неправ. И Олег Даль абсолютно естественен в этой роли, она для него такая же "своя", как и роли Зилова с Сергеем.
И что уж мне совсем не понять - это как такого персонажа, как Флоризель, можно было записать в преуспевающие. То что он не испытывает нужды в деньгах, хорошо кушает и хорошо одевается, так ведь Зилов и Сергей из "Четверга" - (для своего времени и своего круга, естественно) люди не бедствующие. Беда у них внутри. И у Флоризеля тоже есть какая-то своя внутренняя боль, неудовлетворённость, неприкаянность. Иначе, чего ради бы он стал ввязываться во всякие приключения? В его положении можно было просто ходить на великосветские рауты или спокойно путешествовать по свету. Другое дело, что в отличие от других героев Даля, Флоризель находит для своей неудовлетворённости "позитивный" выход: не дебоширит, не совершает злодеяний, а, напротив, помогает людям доброй воли и приводит негодяя к заслуженному возмездию.Ну, так ведь на то он и принц. Так что Флоризель в моём понимании, абсолютно "далевсий" персонаж, в отличие от Андрея Андреевича, корорый твёрдой походкой идёт по жизни, уверенный в себе и в том, что мир построен на разумных началах физики и геометрии, а все эти Пушкины АСэ и Есенины СэА - пустая блажь для рефлексиругших хлюпиков.
Ну хорошо, Евгений Гейндрих, про Ваши посты - это Вы правы, сильны в датах, ничего не скажешь... А по поводу навешивания "ярлыков"? Вы же их и навешиваете, приписывая Далю "амплуа" - "лишний человек", примитивно сужая талант актёра до одной из его граней... С Вашими суждениями о "Варианте Омега" совершенно несогласен, но здесь не буду об этом, по известным причинам. А роль директора в данном фильме ничуть не уступает тому же Скорину или Зилову, наконец. Актёрское обаяние и талант Даля неизменен в любом фильме, где он снимался. И по какому такому "определению" ("умолчанию") он "не мог играть людей преуспевающих и уверенных в себе"? Ерунда. И то, и другое он умел. Пример - тот же принц Флоризель.
Автор:
Странный Вы человек, однако, Роберт. Мне задали вопрос на этой страничке (Насколько уж он каверзный, не мне судить, скорее провокационный). И я на него здесь же и ответил. (А где же мне на него ещё отвечать-то?). Поскольку ответ касался другого фильма ("Вариант "Омега"), я чуть позже перенёс его, слегка подправив и дополнив, и на форум того фильм). Причём тут "не отпускает", "сидит в подсознании" и прочие психодиллические сентенции, которые Вы мне приписываете. Вы бы сначала на даты постов посмотрели, прежде чем навешивать ярлыки.
Чистая правда! Олег халтуры не терпел, от кого бы она ни шла...
Автор:
А я люблю этот фильм и не задумываюсь над тем является ли роль Даля -его ролью Каждый раз когда показывают этот фильм , я все бросаю и смотрю его. Этот фильм и мое детство и мечта и действительность. Таких сейчас -НЕт. Но его любит и моя дочь, потому что это -хороший фильм Просто замечательный
Ну никак не отпускает, видимо, Евгения Гейндриха пресловутый "Вариант Омега"! Сидит у него в подсознании, треклятый... А "Боевой Слонёнок" только масла в огонь подливает, вопросами своими каверзными... Это "Расписание...", братцы, для "Варианта..." отдельная есть страница! А насчёт амплуа Даля - ну, тут, конечно же, Вам виднее, что там Олег Даль мог играть, а что не мог! Уж ежели Вы определили, что он не мог играть преуспевающих, то ВСЁ. Точка. Однако вот закавыка - как нам быть, например, с принцем Флоризелем? Или среди ролей Даля таковой не было?
А я вовсе не считаю роль Скорина большой актёрской удачей Даля. В их противостоянии со Шлоссером-Васильевым последний выглядит и сильнее, и убедительней. Уж не знаю, была ли то коварная задумка греческого режиссёра, или просто у Васильева произошла "химическая реакция" вживания в образ, а у Даля - нет в силу всё того-же пресловутого фактора "несвоего персонажа". А вообще, немцы в этом фильме показаны на редкость интересно и разнопланово. Более того, центральным по фильму является вовсе не номинальное противостояние "нашего" с "ихним", а внутренний конфликт в стане врага. Аристократ-интеллектуал фон Шлоссер, вынужденный против воли и убеждений служить "диктатуре мелких лавочников" и скотовод Маггиль, олицетворяющий эту самую диктатуру. И уж Васильев-то с Калягиным разыгрывают свои партии как по нотам. А Даль в этом фильме... в целом не портит картины, "по-далевски" мил, по-далевски "обаятелен", но не более того.
Самая неудачная, на мой взгляд, работа Даля. И дело не в том, что фильм сам по себе плох, или актёр играет неважно. Отнюдь! Просто Даль, по определению, по умолчанию, не мог играть людей преуспеваюших и уверенных в себе. Амплуа этого безумно талантливого и безумно рано ушедшего актёра - "лишний человек", человек с внутренними противоречиями, с надломом. Недаром лучшие его работы – Печорин, чеховский Лаевский, Зилов в "Утиной охоте". И даже Иванушка-Дурачок в его исполнении несёт на себе печать какой-то неприкаянности. А здесь - чистой воды "физик в почёте", противостоящий "лирику в загоне" Тереховой.
Посмотрел вчера (30.06.2009) впервые на ТВ "ЗВЕЗДА" этот фильм. Никогда раньше не видел. Начал смотреть случайно, прыгая с канала на канал, и потом уже не смог оторваться. Умели снимать хорошие фильмы в СССР. Жаль, что сейчас только на "Культуре" и "Звезде" можно увидеть добрые старые фильмы - их так не хватает в наше пропитанное коммерциализацией время.
Фильм прекрасен. Но хочу обратить ваше внимание на образ учителя. Две противоположности: директор школы (О. Даль) и учитель словесности (М. Терехова), создают прекрасный дуэт. Так и хочется сеть к ним в класс за парту... Это не ностальгия по школьным годам, это оонание, что таких учителей в наш "предпринимательский" век уже не будет никогда.
P.S. Терехова просто обворожительна.