Награды и примечания: Актерский дебют в кино популярного исполнителя авторской песни, драматурга и режиссера более сорока документальных фильмов - Юрия Визбора.
Прокат (1967, 164 копии) - 3.07 млн. зрителей.
Краткое содержание: Бывает так, что достигнув определенного возраста, человек меняет взгляды, которые до того его устраивали, которые он считал верными. Это можно назвать второй зрелостью. Героям фильма - примерно тридцать. Очень часто именно в это время у людей наступает период пересмотра уже выработанных ранее позиций. К такому пересмотру и приходит Лена, героиня "Июльского дождя". Ей многое надо обдумывать заново. Она начинает понимать, что прежние оценки поверхностны, все предстает перед ней в ином, более ясном и резком свете. Это порой связано с потерями. Лена теряет бывшего ей самым близким человека, который становится чужим и далеким.
Я как раз из поколения тех,кто в эти годы "был пацаном". Странно,но фильм удалось посмотреть только сейчас, скажем, в "более зрелом возрасте".
Впечатление однозначно неоднозначное.
Во-первых, фильм прекрасно снят-блестяще показаны улицы Москвы середины 60х (сам я приехал в Москву учиться в 71м,поэтому кое-что ещё застал).
Фильм не сюжета, не действия, но настроения. От "Тореадора" до мирно плещущих волн всё-таки осеннего моря. Поэтому вряд ли есть смысл задавать вопросы типа:
- почему она запретила Визбору петь на пикнике и вааще кто она ему,чтоб командовать?
или
- зачем в конце фильма показывают ветеранов?-совершенно беспроигрышный ход.
- почему абсолютно нечего играть Белявскому? что за этим?
и т.д.
Беспрерывное многозначительное курение - согласен, очень раздражает.
А вот детей в фильме нет - так не о них фильм. И не зря,наверное,лица подростков в заключительных кадрах.
Понравился фильм? Я бы не сказал.
Зря потраченное время? Тоже вряд ли. Всё-таки много о нём слышал, да и на Визбора поглядеть (послушать) всегда приятно.
А еще довольно-таки досадна проблема курения в этом фильме. Один(одна) докуривает, другой (другая)тут же закуривает. Постоянно в кадре кто-то курит....Показывают гулянку в чьей-то квартире - дым коромыслом. Это ж на съемках как они не задохнулись в дыму? И главная героиня туда же....с академически заумным выражением лица дымит ... Режиссер для удлинения фильма заставлял курить что ли?
С ума сойти, какие бредовые мысли посещают иных… Зачем путать божий дар с яичницей? В современном «кино про жизнь» можно сколь угодно менять пишмашинки на ноутбуки, а ноутбуки обратно на пишмашинки, только дело же ведь не в них, а в таланте режиссерском, вернее, в наличии или отсутствии такового. От «Июльского дождя» получаешь незабываемое наслаждение… или не получаешь, – ну тогда бог с ним, с фильмом, непонятно лишь, для чего пускаться в пустые измышления на тему «их дети», «их аборты», «их стервы», если уж кино так поперек?.. Право, смешно и нелепо сравнивать, добротно-правдиво или не добротно-правдиво отображена наша советская действительность Хуциевым. Тяготение неореализма к приему как бы документальности еще не означает отсутствия авторской тональности и своевольной авторской позиции, – и в особенной мере именно авторская позиция чувствуется к финалу картины, с момента объяснения Лены и Володи у подоконника. Странный поступок героини… странный поступок героини странен исключительно в свете цинизма… Мотивы ее сложны и скрыты, но разве это не свойственно любому необыдиотившемуся из нас, и разве так уж обязательно самым примитивным способом, в лоб, давать нам банальное объяснение: «Лена бросает Володю потому-то и потому-то»?.. Очевидно же, что в Володе она просто разочаровалась, разочаровалась не от надменной прихоти, а метафизически, что ли, – разве этого не достаточно? Потому она и ушла от него: чужие. И если уж упрекать Хуциева и Ан. Гребнева в нежизненности, умозрительности подобного поступка Лены, то все-таки не стоит забывать, что героиня Евгении Ураловой была прежде всего воплощением их идеального образа женственности, Беатриче, а разрыв с Володей – следовательно – наиболее честным и чистым ее решением. Внимая авторскому желанию (читай: мольбе о духовном непредательстве), Лена своим выбором как бы спасает мир, спасает чистотой от тщеты и пошлости… А что касается детей… вспомните печать репродукций, среди которых была не только Незнакомка Крамского, но и Мадонна, кормящая грудью младенца. Может быть, се есть ответ-в-себе, подсказка: между кем и кем выбирает себя Лена, хочет ли она познать материнство или же живет для себя одной, как «фригидная стерва каких много». Таковой скорее является героиня «из синтетики», сыгранная Покровской (вот у нее-то и «дети» есть), но она однозначный анти-двойник Лены. Весь фильм пропитан идеей космополитизма, гуманитарными ценностями единой мировой культуры человеческой, и не видеть этого – значит зря терять время на лишний просмотр: каждому дано увидеть в фильме то, что он заслуживает.
Неоднократна смотрел этот фильм. Постоянно возникал вопрос, ну и что этой Лене надо? Лена эта ледяная фригидная штучка. Строит из себя, мол таких больше нет, а на самом деле такая как многие...Бездушная холодная стерва.
Да ничем не отличается от современных фильмов "про жизнь". Смотрели вместе с женой, я сразу на первом эпизоде говорю - меняй портативную пишмашинку на ноут (а по цене примерно соответствуют), актеров типа там на Куценко и Катю Гусеву - и вперед. Ну для советского времени то что делают герои - это сплошние тусовки (вечеринки, кафе, шашлыки) - это конечно на грани, хотя производственная тема слегка проскакивает (типография, где работает главная героиня). Ну то же самое и сейчас мы видим в современном кино. Хотя конечно операторская работа с видами Москвы - песня.
Один из чисто советских мифов.
Что уж вы какие недогадливые! Ну, куда могли тогда деваться дети из июльской Москвы? Естественно в пионерские лагеря. Советстская власть при всех ее недостатках, в отличие от нынешней, о детях заботилась реально. Не дышать же детишкам пылью и машинными выхлопами. Да и родители — тоже какие-никакие, а люди. Тоже нужно отдохнуть А вообще то в фильме показано, пожалуй, самое золотое время для послевоенного СССР. Хрущевская бюрократическая машина (совнархозы и т.п.) безжалостно уничтожалась, а брежневская еще не окрепла. Это дало свободу действий умным и инициативным хозяйственникам. И плоды этой свободы реально ощущались. В начале 70 х жизнь стала заметно хуже и далее только ухудшалась.Фильм, на мой взгляд, очень точно передает атмосферу того, к сожалению, короткого периода надежд, начала правления Брежнева. Уже не надо было обсуждать: когда этого дурака (т.е. Хрущева) снимут. В магазинах относителдьное изобилеие, в кинотеатрах хорошие фильмы. Словом — жизнь прекрасна. Фильмы Хуциева вообще очень добрые и ничего не навязывающие.
V! cпасибо за разъяснение о актрасе. А меня,теперь 30+летнюю, тоже заинтересовал воспрос, а где же дети у всех этих уже взрослых людей и пар?У них есть время на пикники в лесу и вечеринки, и нигде нет ни одного ребёнка! раньше когда сама была несемейной, то и не задумывалась, а видела этот фильм, как процес становления личности и переживания молодой , но уже взрослой женшиныв в 30летний кризис.Так что Романофф и Нико,я с вами согласна, но ещё думаю, что акцент фильма направлен именно на взрослых одиночек,тут пока ещё нет места детям,в их жизни нет места, они не созрели, они живут для себя и своей жизнью.
Сорок лет без воздуха, сорок лет под пятою Саурона, чьё всевидящее око со Спасской башни выжигало серые пепельные пустыни моей Родины, сорок лет беспросветного платоновского чевенгура, сорок лет поедания лебеды и паровозных обтирочных концов вместо хлеба - и вдруг, как солнечный луч, как глоток свежего воздуха - просыпающееся великое искусство жизни, искусство СЕБЯ. Великое солнечное искусство, о котором Ницше сказал: "Живи так, как если бы было утро". Гигиена себя, рождение женщины современного типа - ухоженной, разборчивой, иронической. Коллекционирование друзей и знакомых. Возрождение культуры загородного пикника. Тонкие чувства. Тонкие мысли. Конечно, это заимствовано из Франции, но всё же это здорово, ядрена мать! Паровозы, заводы и гудки задолбали. Дубленые мужики на баркасах опостылили. Будем жить по-новому, по-городскому. Этот фильм - провозвестник конца эпохи переселения темных крестьян в города. Конец их темного времени. Фильм великий, фильм гениальный, фильм знаковый. Это мой любимый фильм.
Этот фильм - ОБ ЭГОИСТАХ, которые в свои 30 лет живут для себя, о детях даже не говорят - на это видимо наложено ТАБУ. Охренеть! Возникает естественный вопрос - а где дети??? Или эти "герои" жили, привыкли жить и будут жить только ДЛЯ СЕБЯ? ОЧУМЕТЬ! Я прусь от такой "морали". А плоды этой морали мы хаваем сейчас. Тов. Сталин сделал Россию " у сохи" Россией с атомной бомбой. А потом все пропукали, а главное - развратили русский народ. И в фильме это показано. А ЕЩЕ ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ АБОРТОВ В ГОД В СССР.
Скажите, плиз, так кто играл главную 30летнюю героиню-Шарыкина или Уралова? не знаю, увы, этих актрис и поэтому по фото тут не могу определить.а мать её играла Елена Козырева,хотя я считаю, что она по возрасту была слишком молода для этой роли
какая брежневская эпоха? фильм самого конца оттепели 60 гг,кто про что.. Фильм однозначно щедевр.. "Мужчина и женщина" "Сладкая жизнь" и "Июльский дождь" - фильмы об одном,но насколько по-разному и в акцентах и в деталях...
Автор:
Фильм, наиболее точно передающий советскую эпоху "развитого социализма" ака брежневскую - сыто, тепло, спокойно - но смертельно скучно. Не всем, конечно - но героям фильма однозначно.
Автор:
Потрясающий фильм. Шедевр мирового кино. Абсолютно не устарел. Гениальные находки режиссера. Блестящая игра актеров, великолепная работа оператора Г.Лаврова ("9 дней одного года"). Буду пересматривать не раз. Когда же современное российское кино хотя бы приблизится к такому уровню?
Этот фильм – абсолютное откровение гения. Лучший фильм из всех замечательных фильмов Марлена Мартыновича Хуциева. Чистое искусство. Для меня – одна из вершин кинематографа. Это кино, киноязык, свой, особенный, настоящий, свойственный только этому виду искусства. Трудно подобрать превосходные слова, которые бы точно описывали значимость этого фильма.
Мне интересно, а где у них, 30-летних, дети? Контрацепции тогда особой не было, зато было по шесть миллионов абортов в год.
Фильм показывает растление советского общества, Хуциев это первым уловил. Туда им и дорога.
Фильм действительно отлично передает стилистику шестидесятых. Но он, скажем так, на любителя. Скорее экспериментальное кино - длительные панорамные съемки, нарочитая будничность и малозначительность событий, недосказанный финал. Но есть фильмы, где все это используется с гораздо большим мастерством. Признаться, я лично ждала большего. То есть, когда мне принесли кассету, я предвкушала что-нибудь в духе лирических киноповестей шестидесятых, и обманулась. Но не исключаю, что вернусь к этому фильму, когда будет необходимое настроение. Мне кажется, что Хуциев в этом фильме, так сказать, набирал высоту перед новым витком творчества, ведь впереди были такие замечательные фильмы как "Был месяц май" и "Послесловие".
Видел этот фильм уже несколько раз... специально не смотрел... знаете, есть категория - похоже на правду... человек всегда соотносит этот плоский образ с жизнью... хочет он этого или нет... так вот.. я в то время был пацаном исчо... но вижу, чуствую - это похоже на правду... это не притянуто за уши... никто не пытается убедить в том, что так и есть, так и было... как говорится - смотришь и веришь... А система оценок во все времена одинаковоая, добрый зритель в 9 ряду... :)
Фильм мне очень понравился... Очень жизненно, ненадуманно. Моей бабушке показался скучным. Весельчаку - я бы не сказал что фильм воспевает ту жизнь... На самом деле он довольно грустный.
Вообще-то некоторые явления бывают в любое время, а наша с вами жизнь вряд-ли изменилась в лучшую сторону.
Марлен Хуциев изумительно передал то время! Сейчас смотришь и думаешь,
а куда всё это делось? Когда-то в детстве я смотрел фильмы о молодёжи шестидесятых
и наивно полагал, что и у меня молодость будет такой же. Не вышло! Время изменилось, и всё
стало не такое. Сейчас с позиции современности можно удивиться непонятному поступку
главной героини фильма - отвергнуть героя А. Белявского, ведь тот романтик из телефонной
трубки может оказаться пустомелей у которого за душой ничего нет (и в карманах тоже). Но о
чём это я? В то время система оценок была иной, и люди были другие. Жаль, что это уже не
повторится!