Награды и примечания: Картины из жизни дореволюционной грузинской деревни.
Призы: ВКФ-77 (Рига), Тегеран-77, "Давид Донателло"-79, Кабура-83, Карловы Вары-78.
Краткое содержание: Не выдержав разлуки с любимой Маритой, которую старейшины выдали замуж за богача, Гедиа возвращается в родное село. Их встреча пробуждает прежнюю любовь. Но старейшины вмешиваются в судьбу молодых героев и наказывают их. Мариту сажают на осла и везут по деревне. Не выдержав позора, девушка умирает. Погибает и Гедиа. Распускаются красные цветы граната.
Это фильм о грузинах, об их культуре и сложных взаимоотношениях.
Абуладзе не только режиссер-поэт в своем фильме он выступает в роли пророка.
Множество моментов картины говорят о кризисе наступившем в обществе, в лицах
деревенских жителей мы узнаем наших современников, погрязших в лицемерии и пороках.
Каждый из героев Абудадзе находится в постоянном поиске, одни ищут смысл в жизни, другие
напротив ищут оправдание своим поступкам. Режиссер вернулся к старому образу очарованного странника,
мы узнаем его в ищущем золотую рыбку и древо желания Илиосе.
Дополнительные плюсы картине прибавляет мастерская игра актеров. Наиболее запомнившийся мне персонаж
картины-это сумасшедшая Фуфла, в исполнении Софико Чаурели. Актриса создала образ мечтательницы,
которая ни за какие богатства мира не променяет мир иллюзий на реальность. Фуфалу дразнят деревенские мальчишки,
призера ют собственники богатых домов, но она заранее всех прощает.
Противопоставить ей можно только образ Марики, которая во имя любви погибает.
Девушка волею судьбы была разлучена с возлюбленным. Воспитавшая ее бабушка желая внучке лучей
доли выдает ее против воли за богатого деревенского парня. Марийка страдает в замужестве и решается на встречу с возлюбленным.
Но итогом этой встречи становится скандал, Марику обвиняю в прелюбодеянии. Девушку судят судом старейшин и приговаривают к смерти.
Абуладзе показывает как грешники преображаются в ярых моралистов, способных убить невинного.
МАрика в отличии от Фуфалы не боялась жить и любить. Последняя как мне кажется под давлением общественных взглядов сошла с ума,
показательно и то, что свою единственную любовь бедная Фуфала придумала. Здесь появляется резонный вопрос что лучше: умереть во имя
своей любви или жить до старости так и не испытав великого чувства?
Сцену казни можно истолковать по-разному. Я в ней увидела параллель с историческими событиями. Толпа деревещин ведущая на смерть Марику верит в праведность своего решения, верит, что казнь
единственный способ поддержать порядок в деревне. Финал печален, жертва гибнет, но жизнь не становится лучше. И все идет по кругу.
Но Абуладзе не лишает нас надежды на лучшее, в конце фильма показан развалившийся дом в котором жила Марика и не известно как появившееся гранатовое дерево.
Так как и это дерево в нашем мире появляется красота. Все что от нас требуется так это суметь разглядеть и попытаться сохранить ее.