Награды и примечания: Прокат (1977, 19 место) - 20.3 млн. зрителей.
Краткое содержание: Подранок - птица с подбитым крылом. Детдомовские дети, дети войны… Сердце сразу сжимается при этих словах. Они похожи на раненых птичек. Голодные годы, искалеченные судьбы… Писатель Алексей Бартенев возвращается в родные края и пытается восстановить связь с бывшими воспитанниками детского дома, в котором вырос и он. Там прошло его детство, которое, несмотря на тяжелые времена, было по-своему счастливым.
Очень странный фильм для того времени. Он совершенно не нес никакой благодарности за воспитание. 3 брата - это на самом деле размножение личности героя. Налево пойдешь станешь архитектором, направо станешь уголовником, прямо пойдешь станешь писателем. Фильм показал распечатку личности подростка - влияние учительницы в исполнении Болотовой на формирование фрейдизма в подростке. Фильм долго искал, кого бы осудить и нашел его в лице воспитателя в исполнении Губенко, который потом плакал - раскаяние, покаяние. Из этого фильма потом уже наваяли кучу других фильмов. Если внимательно смотреть, то в фильме есть уже атмосфера Судьи СССР, которая перешла в перестройку. Стихи Шпаликова были о взрослых людях, а их пришпили к фильму о подростке. Почему детство - это пепелище? Образ Матери - это образ гос-ва, которое покончило самоубийством. Почему? О чем это Губенко?
Учительница упала в обморок и класс оставил её в таком состоянии и побежал смотреть минеров - это по мнению режиссера хорошо характеризует класс. Фильм очень скользкий. Протянуты троцкистские штучки - типа взгляда Евтигнеева, когда Ролан Быков обучает класс военному искусству. Типа ему жалко ребят. На самом деле - это нормальное мужское воспитание. Губенко к 30-летию Победы снял троцкистский фильм - ренегатство-отречение от идей Сталина. Очень показательно для 70-ых. Герой фильма в исполнении Будрайтиса погряз в мелодраме. Тогда литовские актеры использвались в Советском кино как переходники от романтики к мелодраме, чтобы запутать следы и спутать жанры. При Сталине была сильна романтика, а потом СССР затягивали 40 лет в мелодраму. Так до сих пор люди и не разбираются, где романтика, где мелодрама. Литовские актеры хорошо играли на стыке романтики и мелодрамы. Вроде романтические герои, но с мелодраматической червоточиной. Совершенно не получилась встреча Алексея Бартенева с братом в исполнении Калягина. Калягин суетился, Будрайтис изображал меч Божий - мол пришла расплата. Надутые губы за прожитые сиротские годы. Гундарева сильно постаралась опорочить образ Советской женщины. Видно, что тогда Губенко находился под влиянием антисоветчины театра на Таганке. Это потом он прошел очищение после второго пришествия Любимова в театр во время перестройки.
Сейчас мне 54, первый раз этот фильм посмотрел в конце 70-х, и тогда уже был комок в горле. Фильм смотрю и вспоминаю свое детство - только у меня школа интернат. Подоконник, холодное осеннее стекло, капли дождя по стеклу и щекам....
Спасибо Вам Н.Губенко за этот прекрасный сценарий, сюжет и постановку фильма. Стихи "По несчастью или к счастью,
Истина проста... " врезались в память и они живут они там уже всегда! Спасибо.
Это снова я. Спасибо Вам, Милана! Теперь я думаю, что Губенко, безусловно, нарочно не завершил картину ни сценой, ни даже жестом примирения - не потому, что мальчик неспособен на это (ещё как способен), а чтобы заставить зрителя сильнее этого желать. Чтобы он почувствовал: я бы простил! Чтобы он осознал себя участником великой и незавершённой драмы - нашей жизни. Так делали великие драматурги: Чехов с его знаменитыми открытыми финалами, Брехт, у которого зрители всегда понимают больше героев и чувствуют, что проблемы, не решённые в пьесе, ложатся на их плечи. Люди, будьте добры друг к другу! Будьте в жизни добры так же, как здесь.
Не могу обойти вниманием Ivanа, который написал "нынешние воспитатели способны лишь пушечное мясо воспитать".
Давно ли вы закончили своё образование?
Есть ли у вас дети? Мне немного лет, я своих учителей считаю и воспитателями тоже. Что толку спорить! Вы же сами признали, что озлобленного ребёнка научить пониманию - самое трудное, что это задача для сверхчеловека. Если не сверхчеловек, то, значит, воспитатель пушечного мяса?
По-моему Ivan в корне ошибается. Изначально в человеке заложено только человеческое. А вот уже в процессе его развития, подрастания, общения с окружающим миром, столкновениями с обстоятельствами человек становится...(каждый может подставить свой вариант продолжения).
"По несчастью или к счастью истина проста..." Многое как раз понятно, если вспомнить судьбу этих ребят. Боюсь, на месте главного героя, я бы всех зубами рвал. На мой взгляд, изначально ничего человеческого в человеке нет. Сверхчеловеком будет как раз тот, кто научит пониманию и прощению озлобившегося мальчика. Много ли таких взрослых на самом деле? Нынешние воспитатели, в большинстве своем, способны лишь пушечное мясо воспитать.
Полностью согласна с тем,кто под ником "Неуч". В частности с его рассуждениях о главном герое и о теме сверхчеловека. Я тоже об этом думала на протяжении всего фильма...
А так хотелось,чтобы и учитель,и воспитанник простили друг друга,обняли...Ведь каждый из них был покалечен и сломлен этой войной! И нет здесь правых и виноватых! Как же хочется в конце картины некоего жеста ПОНИМАНИЯ,СОСТРАДАНИЯ,МИЛОСЕРДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО!.. Спасибо режиссеру за сие творение! Если будем показывать такие картины грядущему поколению,может и не все так плохо и безнадежно! Да,много идеализма у меня сейчас,но все равно не перестаю верить в добро и в способность помогать и прощать.
Лично мне больше всего жалко было учителя, которого играл Губенко. А мальчики внушали страх. Если ребёнок может просто так взорвать лагерь военнопленных, то чему люди удивляются, когда подростки избивают или насилуют, снимая попутно это на мобильники и выкладывая затем в интернет?
А суровость главного героя просто потрясает. За столько лет он не простил не только учителя, которого обозвал фашистом, но даже брата! Хотя сам ушёл, отказавшись от крова и дома. Такой сверхчеловек, который за кусок хлеба принципы не продаст. Не верю! Сверхчеловеков нет, все люди равны, и стойкости им требуется для жизни немного, значит, он просто не боялся остаться на улице. А вот его приёмный отец мне нравится больше всех. Самый лучший персонаж.
Имел честь в юности быть знакомым с Лешей и жил в соседнем доме. Ну, дружить мы может и не дружили, но были приятелями. Он всегда был в компании старше его ребят, ну и естественно - знаменитость! Но он всегда был простым и открытим мальчишкой и никогда не звездил. Леха, если когда-нибудь вдруг ты наткнешься на мой отзыв, вспомни Тольку Соколова и отпишись на имейл.
Буду рад !
"о судьба его сложилась незавидно. Подробности рассказывать не буду. Сейчас он взрослый человек, и это может ему навредить…"
Это точно сильный человек и верю, что сейчас он счастлив.
ЭТО ИМЕННО ТО,ЧТО ДОЛЖНО НАЗЫВАТЬСЯ КАССИКОЙ,не СОВРЕМЕННОЙ,А ИМЕННО ТОЙ КЛАССИКОЙ,КОТОРАЯ ДОЛЖНА УЧИТЬ ПОКОЛЕНИЯ НА МНОГИЕ ВЕКА.ФИЛЬМ ПРОСТО ,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,ТО О ЧЕМ МЫ НИКОГДА НЕ ДОЛНЫ ЗАБЫВАТЬ - О ДОБРОТЕ
- Работать с детдомовцами было нелегко, наверное…
- Да, непросто. А с другой стороны, интересно. Я еще до съемок много общался с детьми, записывал в тетрадку истории, которые они мне рассказывали. А потом, уже зная их жизнь, провоцировал их на какие-то эмоции и поступки. Добивался реакций. Чтобы они плакали, смеялись. Кстати, общаться с детдомовцами нелегко. Они могут быть очень жестокими. Помню, когда я спрашивал Алешу: «Кем ты хочешь стать?», он отвечал: «Нацистом» - «Почему?» - «Потому что они сильные, и у них красивая форма». В своей пост-съемочной жизни они вешали кошек, собак. Это тоже часть их характера…
- «Подранки» - одна из самых известных Ваших картин. Цензура к ней придиралась?
- Конечно. Помню забавный эпизод. Главный редактор Госкино Даль Константинович Орлов дал мне огромное количество поправок по «Подранкам». А когда картину неожиданно решили отправить в Канны – представлять советский кинематограф – он встретил меня в коридоре и сказал: «Какая потрясающая картина! Я буду ее своим детям показывать, когда они подрастут». Вот так быстро произошла переоценка картины. Но что поделать – такие люди есть везде, и с этим тоже нужно считаться…
Из интервью Николая Губенко...
- Главного героя фильма, фактически Вас в детстве, сыграл Алеша Черствов. Где Вы его нашли?
- Обычные дети не смогли бы достоверно сыграть детдомовцев. Поэтому героев фильма я искал в интернатах и детских домах. Кастинг был очень тяжелый. Я отсмотрел почти 13 тысяч человек. Но так и не нашел мальчика на роль Гандина – детдомовца, который подрывается на связке с толом. В итоге эту роль играет девочка. Таких глаз, как у нее, не было больше ни у кого!
Что до Леши Черствова, то он воспитывался без отца. И когда его спрашивали, как твое имя-отчество, он каждый раз представлялся по-новому: Алексей Николаевич, Иванович, Петрович…. Мать его вела разгульный образ жизни, и все это происходило прямо при ребенке. После выхода фильма Лешу стали звать в другие картины. Но судьба его сложилась незавидно. Подробности рассказывать не буду. Сейчас он взрослый человек, и это может ему навредить…
Вчера смотрела фильм Подранки. Любимый фильи с детства. Вчера только узнала, читая рецензии и отзывы на фильм, что в фильме играли детдомовцы и одну из центральных мальчуковых ролей играла девочка.
Зрителю. Все-таки, в сорок пятый. Учите матчасть :-) Но это не столь важно. А про фильм... Вроде бы здоровый мужик, и смотришь далеко не в первый раз, а глаза, все равно, мокрые
Фильм сильный, самый лучшей фильм режиссера Губенко, пронзительный трогающий за душу и сердце. Мне пришлось также пройти путь связанный с детским домом, и не понаслышке знаю все тяготы и лишения, поскольку все дети без родителей это "подранки" и в наше время до них нет никому некого дела.К сожалению этот фильм не может как то повлиять на разум наших чиновников.
Первый раз смотрел фильм лет 15-20 тому назад.Чувство ненависти и горя при очередном просмотре только нарастает.Такого больше не должно случиться.Трогательнее этого фильма нет,небыло и небудет.Спасибо.
Фанфану /теперь работает на эту имперскую власть/ Я бы не стал так говорить. Скажу лишь, что будучи в эшелонах власти (ГосДума, МосГорДума) он, возможно единственный, кто защищает интересы культуры. За что ему от всех от нас низкий поклон.
Классика советского кино. Специально скачал, чтобы узнать автора музыки в последних кадрах фильма... Марчелло... и стихи Геннадия Шпаликова... Я плакал... Честно...
Самая страшная сцена фильма это
сцена с Валей Гандиным. Удалась
ли ему попытка взорвать лагерь
с немецкими пленными? Каждый раз
в очередной раз просматривая,
оцениваешь этот фильм по разному.
Правота героев остается неразгаданной,
и следовательно виноватых найти
еще труднее.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу
Кто меня вернёт?
И на варенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю
Там, где - боже мой,
Будет мама молодая
И отец живой.
Стихи Геннадия Шпаликова.
Фильм действительно заслуживает самых высоких оценок. А каких великолепных актеров собрал Губенко - просто прелесть. Фильм хоть и достаточно тяжелый, но он учит добру, искренности. Это то, чего так не хватает всем нам сегодня..
"По несчастью или к счастью истина проста: никогда не возвращайся в прежние места. Даже, если пепелище выглядит вполне, не найти того,что ищем, ни тебе, ни мне." Прекрасные стихи в прекрасном фильме.
Прекрасный фильм. Спасибо всем участникам. Жаль, что Николай Губенко увлекся политикой; он замечательный актер и режиссер. Еще и еще раз спасибо за фильм ...
Очень люблю фильмы Николая Губенко.Пронзительны до боли,не оставляют равнодушными даже тех, кто о войне знает только по рассказам дедушек и бабушек.Мало того,он лично знал и, может быть,дружил с Геннадием Шпаликовым.А для меня - это многое значит.