Краткое содержание: Горожанин Гаврюшко Чупрун после очередной ссоры с женой решил начать 'новую' жизнь. Взяв у соседа форму и выдав себя за капитана дальнего плавания, уехал в село, где родился и вырос. Но очень скоро истина стала для всех очевидной - и приехавшей жене пришлось спасать Гаврилу от позора...
Мережко частенько высасывал из одного места свои сценарные "ходы". В этом фильме это совсем уж очевидно. Интересно, какой же непьющий и уважающий себя "морской волк" (пусть даже и бывший) даст "напрокат" первому попавшемуся полупьяному проходимцу свой парадный китель со штанами и фуражкой в придачу?
Автор:
Георгий Бурков был неожиданным актёром Советского кино, не знающего точно как определить и правильно применить его психотип. Бурков много играл комедийных ролей с подачи Рязанова - в фильме "Зигзаг удачи" вечно хмельной загадочный ретушер, а на самом деле просто какой-то подпольный художник, работающий явно не в жанре соцреализма. Такой же хмельной приятель Жени Лукашина, который никогда не пьянеет - в фильме "Ирония судьбы". Бурков стал сниматься у Шукшина и тоже надо сказать не совсем его психотип. Поездной вор и рецидивист, убийца Егора Прокудина. И опять Бурков снялся у Рязанова в комедийной роли Робинзона в "Жестоком романсе". И здесь Бурков уже явно выпадал из роли. Он явно был на стороне незаслуженно обижаемого Карандышева. Для такой роли нужна кожа потолще, а психотип Буркова очень чувствителен и тонкокож. И если ретушер в "Зигзаге удачи" где-то как-то пошел навстречу девушке фотографа Орешникова и вышел с ней на прогулку дабы встретиться с гуляющей парой Орешников и Лидия Сергеевна, дабы помочь девушке сохранить лицо, да и то встретившись взглядом с Орешниковым ему стало неудобно, но в роли Робинзона психотип Буркова-актёра протестовал против такого использования господами для посмешища над Карандышевым каким бы он, Карандышев то есть, ни был. Бурков удивительно тонкий актёр. И мне думается в фильме "Отставной козы барабанщик" он сыграл именно аллегорию на свою актёрскую судьбу. Это был его бенефис с большими актёрами, которые может быть впервые не знали как себя вести в кадре. Роли у всех прописаны жестко по отношению к Гаврюше, но ведь они все большие актёры и чувствуют больше, чем задано. И это прорывалось. Фильм выходил из берегов. Великолепный актёрский ансамбль - Петр Вельяминов, Муза Крепкогорская, Татьяна Пельтцер, Галина Польских, Иван Рыжов, Евгений Шутов, Мария Скворцова - все они сильнейшие актёры Советского кино и явно не могли совладать с разливом судьбоносной реки, которая вдруг выплеснулась на экран, и оборачивалась большой человеческой трагедией судьбы. Они же люди и чувствовали чисто личную обиду за человека, а роли требовали жесткости, насмешки. Сценарий разрывал на части актёров и это видно на экране. Это как держать пробоину своим телом. Георгий Бурков в фильме достигает уровня мифологии и приобретает трагические черты Лаокоона в смертельной борьбе со змеями. Невидимые Змеи времени обвивают Гавриила и давят, давят, удушают его, загоняют в угол жизни. Так психотип актёра вдруг изрыгнул на экран эту скульптурную группу из ватиканского музея «Лаокоон и его сыновья». И это должно было свершиться рано или поздно в киносудьбе актёрского психотипа Георгия Буркова. Его речь обращённая к молодёжи, приятно проводящей время на танцах, - это дОлжно показывать в школах на уроках литературы или какие там уроки учат жизни? Конец фильма приносит духовное облегчение как и конец фильма "Афоня". Жена, любовь бросают спасательный якорь лишнему человеку, заблудившемуся во времени и пространстве. Бой со змеями выигран. Река жизни вошла в свои берега, границы восстановлены. Недаром Лессинг написал трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Это сакральное для искусства понятие ГРАНИЦЫ. Смотрите фильм "Отставной козы барабанщик" и Вы увидите эти прорванные границы Бытия, эту пробоину в судьбе простого сантехника. Сакральная "Путевка в жизнь" 1931 года достигла своего пика в томлении лишнего человека - эпоха достигла вершин человеческого духа, за которыми тоска по Богу, а значит новый виток эволюции грешного человека - Адам и Ева, снова обретшие друг друга, уплывали по реке жизни на теплоходе типа "Ракета".
"Отставной козы барабанщик" - самый болезненный, незащишенный и загадочный фильм в череде себе подобных на заданную тему. А тема весьма и весьма высокая в искусстве. Тема "лишнего человека", а ещё точнее страдающего мужчины. Лишний человек затуркан действительностью и тонко чувствует её удары. А если быть точнее, то лишний человек поцелован Богом и назначен им страдальцем и мучеником может один на всё поколение. Тонко чувствующий, прорывающий пелену суеты, повседневности, рутины, имеющий свой обособленный взгляд на действительность, прорывающий пространство и время. Классические образы - Чацкий, Печорин, Онегин, Раскольников, Лаевский (Олег Даль в фильме "Плохой, хороший человек" по повести "Дуэль" Чехова), Федя Протасов ("Живой труп" - Ал. Баталов). Олегу Далю удалось сыграть несколько таких лишних людей эпохи, совершаюших подвиг мученичества - Лаевский, Зилов ("Отпуск в сентябре"), Сергей ("В четверг и больше никогда") и даже самого Печорина "По страницам журнала Печорина". Неожиданно становился лишним человеком Афоня буквально у нас на глазах рождался мученик и страстотерпец от бесшабашного сантехника до страдальца Земли русской. Шукшин поднимался на Голгофу распятия в "Калине красной". Зилов, Афоня и Егор Прокудин - это настоящая Святая Троица страстотерпцев мужиков Земли русской - интеллигент, рабочий и вор, принимающих на себя ореол мучеников. С Иисусом распяли двух разбойников. Очень хотел стать таким лишним человеком, приобщиться к лику святых герой Олега Янковского, даже совершая для этого "Полеты во сне и наяву", но не сподобился. Не всякий мужской образ достигал мученичества страстей Господних. И вот Георгий Бурков вступил на этот крестный путь в фильме "Отставной козы барабанщик". Совершенно необычный образ для нашего кино. Человек гоним буквально всеми - женой, сыном. Запел песню во дворе - его облили водой. Имя героя Гаврюша, а это уменьшительное от Гавриил - имя одного из апостолов. В образе Гаврюши есть много пересечений с образом Афони - обоих зовут уменьшительным, ласкательным именем, оба сантехники, оба играли в волейбол на уровне мастеров спорта. И обоих пронзает тоска в этой жизни, тоска уровня мученичества. И оба порывают с городом и едут в деревню для духовного излечения. Обоих пронзает любовь молодой девы. Казалось бы просто второй Афоня. И да и нет. И тут сыграла роль личность актёра Георгия Буркова.