Награды и примечания: Прокат (1986) - 3.9 млн. зрителей.
Краткое содержание: Драматург Ким Есенин, переживающий творческий кризис, приезжает в старинный русский город Суздаль. В краеведческом музее встречает филолога Александру. Долгие беседы и неподдельная искренность собеседницы рождают в нем большие чувства. Случайно Есенин становится свидетелем чужой любви - отъезжающего в Израиль диссидента и Саши. Он потрясен этим сложным конфликтом и невыдуманными проблемами, где нет места ни меланхолиям, ни депрессиям. В сложившейся ситуации герой решает ехать в Москву...
Важную тему поднимаете Вы, Автор: АндрейАндрей, в своих комментариях к "Теме" Глеба Панфилова. Ваши размышления напомнили мне Сергея Сергеевича Аверинцева, замечательного культуролога и филолога, которого мне хотелось бы считать своим Учителем. Удачи Вам, Автор: АндрейАндрей!
Ярчайший представитель советского артхауса. Слово хоть и западное, а вот Панфилов в те годы был самым что ни на есть почвенником. "Тема" - хорошее тому подтверждение. Думаю, не случайно главный герой носит имя Ким Есенин. В данном случае, имя, скорее всего из двадцатых годов родом, когда появлялись Баррикады, Бибелины, КИМы. Ну а про Есенина и так все понятно. Имя героя Ульянова очень даже говорящее, символизирующее современного человека, не до конца потерявшего свои корни, но как-то стесняющегося их, имя, сочетающее в себе синтез нового и "отжившего". Будучи продвинутым писателем, он, тем не менее, возвращается на своей представительской "Волге" в провинцию, к "святой простоте". Его, как и Рубцова тоже "терзают грани меж городом и селом". Он ходит по кладбищу в заснеженном поле и вспоминает фамилии наших русских писателей-современников - опять же почвенников. За рулем проговаривает строки-признания любви к Родине, но его творческий конформизм, пробивший для него дорогу к славе мешают ему быть откровенным не то что с хозяйкой дома - пожилой учительницей литературы ("Как страдает художник!" - пожалуй, лучший и центральный эпизод в фильме, наслаждаюсь, смотря его.), - но и с самим собой.
В самом конце фильма, подслушав сцену Чуриковой и Любшина, он наконец, понимает, что занимался всю жизнь тем, как бы угодить и приспособиться, растеряв тем самым, драгоценные крупицы таланта, придя к выводу о тех самых "бесцельно прожитых годах". А талант не только в УМЕНИИ быть известным, талант еще и в том, чтобы не изменяя своим внутренним принципам, не изменяться в худшую сторону. Любшин при всех своих потугах уехать в Израиль - очень русский персонаж, он поступает очень по-русски - отвергая губительное для его совести приспособленчество он просто ушел в сторону в ущерб собственному творчеству.Никуда он не уедет. Не принято на Руси способностями кичиться, совесть сохранить важнее. И остался при этом талантом-самородком, продолжая стезю того безвестного народного поэта (прототип реально жившего народного поэта из Палеха), чья могила затеряна на занесенном снегом кладбище; не порвав с корнями и с совестью.
При том, что смотрится "Тема" достаточно тягуче, сверхзадача проступает в фабуле слишком отчетливо, чтобы ее не замечать. Проблема приспособленчества, проблема прочности связей поколений передающих друг другу те самые традиции, что и образуют в совокупности ту общность, принятую называться русской (или россиянской - кому как угодно) государственностью. Не совсем обычно смотрится Ульянов в главной роли, разве что экспрессия выдает в нем того Ульянова, к которому мы привыкли.
Фильм "Плащ Казановы" 1993 года с Инной Чуриковой есть по сути дела продолжение фильма "Тема", что бы было бы если бы писатель-исследователь - роль Любшина - остался бы, А может он и остался, ведь мы не знаем уехал ли он. Психушка и любовь к Саше. А потом Саша сьездила бы за границу в 1993 году и привезла бы ему карнавальную маску в дурдом. Андрей Смирнов удивительно прочувствовал эту роль, видимо знает не по наслышке каково это. Пафос писателя-художника усмирён антидепрессантами и нейролептиками. Я оставил свой комментарий на фильм "Плащ Казановы" здесь на сайте. Катарсис карнавальной маски и всех наших земных масок. В конце концов прав в своём здоровом юморе герой Евгения Весника.
Товарищи, чтобы рассуждать о том, кто через кого перешагнул, надо знать и любить 1979 год. Как сказала там героиня Чурикова "Игорь погубил дружину". В смысле князь Игорь. Вот откуда пошло низвержение авторитетов. Прошло 30 лет. И что? Чубайс и демократы разве не погубили многох ради демократии?
Фильм замечательный, недавно увидела чуть ли не в 1 раз. Чурикова там красива, трогательна. Покоробил очень момент, когда Есенин поспешно перешагнул лежащую в обмороке Сашу. Мда...
Очень люблю этот фильм, необыкновенно органичное соединение сценария, режиссуры, актёрской игры и музыки.Я читала сценарий, немного отличается от фильма, и причем в лучшую сторону. А времена действительно были такими, и даже похуже бывало. Удивительно, как его в производство пустили, а то что лежал "на полке" неудивительно. Но вот что странно - он совершенно не устарел, ведь в по сути он о конформизме, о каждом из нас. Все актёры хороши, но Чурикова - просто богиня!
Каждому овощу своё время. У молодого "диссидента", а на самом деле писателя-исследователя творчества Радищева, энергичный протест, что начальница клеится в соавторы к его исследованию. А у старого драматурга депрессия и меланхолия, что тоже важно для творчества. А молодой когда-нибудь станет старым и тогда посмотрим.
Действительно удивительно как удалось снять такой откровенный фильм в 1979 году. И какие потрясающие актёры! Бриллиант. Кро знает, почему у главного героя фамилия Есенин? Неспроста. А ещё говорят, что всё запрещалось.
какая сдержанная реакция! а по моему мнению, это великолепная картина! талатливейшая игра всех изображенных актеров. И, на мой взгляд, одна из лучших ролей Михаила Ульянова (наряду с фильмами "Бег", "Без свидетелей", "Живые и мертвые", "Освобождение"). Очень жаль, что в постсоветское время ему довелось в фильмах с куда более слабыми сценариями, такими как "Все будет хорошо", "Ворошиловский стрелок" и т. п.