Великий фильм замечательного режиссера Лоуренса Каздана не получил Оскара, не стал блокбастером и он не из тех, что находятся у всех на устах. Но это действительно великий фильм - ибо нет в кинематографе лучшего слова, чем слово честное, чем жизненное и жизнеутверждающее кино, а "Большой каньон" - именно такой фильм - оригинальный, смелый, правдивый, человечный и жизнеутверждающий. В его фокусе - непростые судьбы нескольких людей, люди, которые стоят перед выбором, перед развилкой, находятся на переломном моменте своей жизни, люди, которые делают серьезные шаги, пытаются изменить свою судьбу. Да и есть ли она - судьба? Об этом тоже задумываешься, смотря этот фильм. Есть ли Бог, есть ли ангелы-хранители, свободен ли человек, или зона человеческой деятельности, ограничивается земляной коркой и равнодушно летящим над ней вертолетом. "Почему, - спрашивают герои фильма, - почему люди сходят с ума, почему весь мир постоянно балансирует на грани катастрофы, почему убийства и грабежи становятся нормой, расовая ненависть и нищие, спящие в помойках - не замечаются никем? Почему в гигантском городе никому нет друг до друга дела, а люди скорее наступят на тебя, чем спросят, что с тобой случилось?" Это серьезный фильм, который на многое может раскрыть глаза, если проникнуться его духом - мы все сидим на краешке Большого каньона, некоторые соскальзывают сами, другие падают от старости, третьих сталкивают. Вжимаемся, из последних сил цепляемся за тысячелетние уступы, по сравнению с которыми человеческая жизнь - не больше, чем капля дождя, сталкиваем других и сами летим в пропасть. Этот фильм - исследование случайностей и закономерностей нашей жизни, где, казалось бы, нет места чуду и волшебству. Мы узнаем в фильме, что каньон - это не только скалистая живописная впадина, но и пропасть между богатыми и бедными, белыми и черными, детьми и родителями... Про многое расскажет этот фильм, похожий немного на сон. По атмосфере он схож с "Городом ангелов" и "Лос-анджелеской историей" - пересечение сна и реальности, любви и насилия, жизни и смерти, ломка судеб и характеров - все на фоне громадного города. Кевин Кляйн - сыграл одну из лучших своих ролей. Стив Мартин - уже тогда показал, что он действительно сильный актер, а не просто седой комик, эта небольшая роль - вовсе не проходная в его творчестве. Это действительно один из лучших фильмов начала 90-х - созданный на перекрестке двух эпох: уходящих в прошлое смелых и задорных 80-х и опасных, бурных 90-х, в которых мир снова встал на грань истерии.
|