Краткое содержание: Директор НИИ оставляет свой пост, чтобы заняться чистой наукой вместе с таким же одержимым молодым ученым. Но не это главное в этой замечательной драме об очень хорошем и интеллигентном человеке. Речь пойдет о его личной, казалось бы, несложившейся жизни. Жена от него ушла. Через много лет вдруг объявилась уже взрослая дочь, оказавшаяся пустой и бездарной мещанкой, которую он безропотно и с любовью принял, осознавая все ее недостатки.
Интересно, что совсем недавно определили кто поет фоновую песню (звучит в сцене с М. Нееловой, когда она отказывается ехать в Петергоф). Голос за кадром - Алла Пугачева образца 72 года. Может кто знает, что это за песня?
Замечательный фильм!Глузский,конечно,титан в кино,сейчас и в голубых снах не приснится,чтоб современные "актеры" так сыграли.Но вот интересен образ Сретенского.Почему он все-таки был одинок?И жена не оценила,и дочка,а только внучка.Наверное,потому,что не любил по сути ни жену,ни дочку,а только внучку.ИМХО!
Я очень люблю этот фильм,фильм о любви.От первого до последнего кадра, всё греет мою душу.Михаил Глузский это просто ЧУДО!
Я прочитала все отзывы о фильме и некоторые из них удивляют: здесь ведь не кафедра, перед кем "товарищи" защищаются?
Этот фильм своего рода современная экранизация чеховской "Скучной истории" - о человеке, который прожив целую жизнь, сделав себе имя в науке, ничего не может сказать остро нуждающимся в его советах родным людям, кроме банального "будь осторожна". Два мира - книжный и реальный, разные люди. Гениальное кино.
лично мне в том великолепном фильме больше видится именно моральный аспект людских отношений и нравов,а не творчесий кризис профессора или компромиссы в научной работе.Сам Мретенский на редкость порядочный,ответственный, по старомодному постоянный как в лючных так и в семейных отношениях не сморя ни на что и считает своим долгом как само собой растить, принимать, уважать, подерживать родных людей, даже е сил они сами не всегда порядочны и этого заслуживают.НО он со своей наивность ю чистотой и порядочностью полносью бессилен перед ложью, непостоянством, изменами пошлостью и страстями людей.Для него любовь и отношения это уважение и постоянство и когда слышит признание внучки о сожительстве с её любовником-женихом, говорит что "ну произошло и произошло,это происходит со всеми рано или поздно" как бы объясняя самому себе, порядочному и честному, разврат современного мира и в его словах внучке о "вечных истинах, повторяемых в веках"я слышу именно непреложные истины морали как заповеди Божиьи,которые как и дочка и так внучка нарушили, за что и мучаютсяи наказываются.
Этот фильм рассказывает о начальном периоде движения к распаду и гибели советской науки, да и всего СССР в целом. В те времена, называемые застоем, в стану хлынул поток нефтедолларов, распоряжались которыми самым бездарным образом, т.е. просто проедали. Зарплату да еще и премии платили уже не за результат работы, а за отчет о проделанной работе. Возникла целая система показухи и очковтирательства В сфере науки, как составной части общества, творилось тоже самое. Уже в перестроечное время об этом написаны горы критической литературы и снято множество фильмов. Однако во времена, показанные в фильме, объективно говорить о творящемся вслух было нельзя— свирепствовала цензура. Приходилось использовать иносказательные приемы, которые мы компетентные зрители прекрасно понимали. Хотя большинство зрителей тогда (а сейчас тем более), далеких от проблем науки воспринимают этот фильм как простую мелодраму. Но тогда могут возникнуть не стыковки со здравым смыслом. Вот, например, ближе к финалу. Внучка закатывает истерику. С чего бы? Девочка вроде с характером и вряд ли она стала бы выставляться в таком виде перед ненавистной мамашей и деду, кормильцу отравлять вымученные торжества. Страдала бы она, скорее всего, с достоинством и незаметно для окружающих. Да и Сретенского, пережившего сталинские времена, не смогла бы так сильно подкосить эта житейская неприятность. Значит здесь скрыто нечто другое. Авторам нужен был только повод, чтобы обострить ситуацию и показать совершенно сломленного академика. Не вооруженным глазом видно, как он, утешая внучку, абсолютно не верит в то, что говорит. Нам то было понятно, что истинная причина такого состояния Сретенского состоит в том, что для него действительно все кончено. Сам уже стар, а дело его продолжить некому. Котиков хоть и боец, но как специалист слабоват, зять — вообще полное ничтожество, подавляющее большинство коллег по работе —пофигисты, а остальные карьеристы(в фильме это все показано). Застой одним словом. В целом фильм очень хорошо отражает то общее состояние полной безнадеги, которое было присуще тогда значительной части здравомыслящих научных работников. Очень способствует созданию этой атмосферы необыкновенно удачно подобранная музыка. Авторы фильма сказали о том, что даже сохранение существующего положения дел в советской науке приведет к ее гибели. А с годами становилось все хуже и хуже..
Позвольте ответить Автору, написавшему: "А фильм этот о одиночестве незаурядной творческой личности (подлинного гиганта мысли)в толпе примитивных и вздорных обывателей с их мелкими страстишками на уровне половых инстинктов." Я думаю, что не всё так однозначно - гигант мысли и вздорные, мелкие родственники. Нет не про это фильм. Да всё суета сует. Но ничто человеческое и гигантам мысли не чуждо. Академик сам не справляется со стихией жизни. Фильм как раз об этом - о стихии жизни, о тайне жизни. Мелкие страстишки как раз не мелкие. Это натиск жизни, которая больше чем жизнь, потому как есть тайна и смысл жизни. Академик сам участник этой жизни. Это его плоть и кровь. Фильм замечательный. Глузский великолепен здесь. На уровне Шекспировского короля Лира.
Действительно непонятно - такие образы, страсти и нет достойной оценки.
Чего стоит беспомощность академика перед трагедией любви внучки. Его униженность перед самцом-любовником внучки. Это как король Лир, стоящий у ворот замка дочери. Не хватает шута-философа. Если Диоген отошёл от жизни и цинично её наблядает из бочки, то академик не может отойти, потому как не циник. В нём есть душа и жизнь врывается в его дом в лице дочери и внучки - он их породил, вернее его душа, это его человеческое. Поэтому противопоставлять их академику как мелких людишек нельзя. Это всё равно как противопоставить род людской Богу. А ведь мы образ и подобие Божьи и Бог нас любит. Вполне возможно, что высший смысл фильма - показать как мы все живём под Богом. Академик - метафора Бога. А его родственники - дочь, внучка - род людской со своими страстями. Недаром академик играет в солдатики - это как Бог на небесах играет судьбами людей.
Фильм великолепный. Фильм - событие, оставшееся, увы, почти не замеченным и, судя по краткому содержанию и отзывам, почти не понятым. А фильм этот о одиночестве незаурядной творческой личности (подлинного гиганта мысли)в толпе примитивных и вздорных обывателей с их мелкими страстишками на уровне половых инстинктов. Это полное одиночество особенно рельефно и щемяще подчеркнуто в диалоге Сретенского с девочкой - призраком его первой любви. Великолепны все актеры, особенно, конечно, Михаил Глузский. Великолепна режиссура по сценарию признанного мэтра - Евгения Габриловича. Чудесная музыка. Таких фильмов, увы, больше небудет. Наука и в советское время мало кого интересовала. А нынче - и говорить не хочется. Алекс.
Фильм потрясающий и грустный! Смотрела его в детстве и юности. Сейчас увидела название и столько всего всколыхнулось.. Есть еще один прекрасный фильм на тему безграничности родительской любви и жертвенности. Если не ошибаюсь, того же режиссера Авербаха. С Евгений Глушенко в роли матери. Название не вспоминается.. Не забывайте пересматривать хорошее кино:-)
Вот так растишь детей, потом внуков и никогда не знаешь, чего от них ждать. То ли будут благодарны, то ли спихнут куда-нибудь. Так что этому профессору еще повезло, могло быть куда хуже.