Краткое содержание: По мотивам рассказа Юрия Нагибина "Берендеев лес".
Сюжет фильма составляют события нескольких дней, проведенных героями - художником Павлом Алексеевичем и его женой Ниной - в небольшом загородном пансионате. Обычная жизнь отдыхающих - походы за грибами, лодочные прогулки, костюмированный бал...
И если быть до конца поледовательным и связать всё воедино, то ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ МУЖА-ВОЗЛЮБЛЕННОГО-БОГА - это ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА, ЭКЗОРЦИЗМ, как цели искусства и его эстетической эманации. Здесь сходятся Аббаси А, IP 212 со страницы "Утомленные солнцем-2", Маматков Петр с его знаками и символами и, конeчно, St. с его ракурсом эманации.
Спасибо, St., за Ваше тонкое внимание к бедным гениям. Кем он видел Пряхина? По-моему слесарем или токарем. А теперь позвольте понестись вослед неисчерпаемому смыслу поста Аббаси А. - именно так он подписывался. Вообще-то Пряхин бывший летчик, уволенный со службы за безмерную любовь к правде, которая нашла отклик в душе Зины Бегунковой. После летания, а также витания в облаках этой самой правды, в новой своей жизни он слесарь/токарь. Отлетавший своё и приземлённый Пряхин атакован дважды сначала девственницей Зиной, алчущей любви, а потом учительницей Верой Ивановной, сомнамбулически заподозревшей его в притязаниях на девственность Зины. Пряхин стоически выдержал обволакивающие его чары сомнамбул и уехал из города, но был ещё долго в мечтах Зины, что и послужило фабулой для фильма. Сказочный лунный лес потряс конфликт учительницы и Зины. Пряхин своим желанием реальной жизни внес раздор в отношения Веры Ивановны и Зины через эманацию ПРАВДЫ-МАТКИ. Все друг другу возжелали сказать ПРАВДУ-МАТКУ. Кто чего хочет, кто кому пишет, кто не пишет и надо ли бежать на свидание. Чужие письма - это рубеж сокрытия ПРАВДЫ, они как черная дыра скрывают и поглошают ПРАВДУ. Чужие письма - это оппозит эманации как излучения. Это ящик Пандоры. Зина вскрывает этот ящик со всеми его секретами и очищает социальное пространство для созидания, то бишь производительности труда. И Вера Ивановна осознаёт предназначение своего труда как и положено, вместо того, чтобы сомнамбулой бродить по пространству и времени. Зина как и положено девственнице, тронутой огнём любви к Пряхину, выполняет программу своего возлюбленного. Насчет программы возлюбленного - точно также ЖЕНА ХУДОЖНИКА выполняет ЕГО ПРОГРАММУ, дабы Вы не подумали, что я забыл, что нахожусь на странице фильма "Портрет жены художника". Сомнамбулическое желание перемен и неясные фантазмы жены - всё это программа мужа-художника. Так оттачивается эстетика, чувственность восприятия. Так начинает играть алмаз чувственности всеми гранями. Рассеяный свет, излучаемый сомнамбулами, приобретает ясность и направленность в соответсвии с отточенными гранями.
"Пост начинался словами "Отблистали зори Давыдова и Нагульнова, и я возвращаюсь в тему.". Автор: Poklonnik
[24.09.2010, IP 99.227.0.110]. И продолжался (пунктуация автора сохранена): "Я тоже немножко разовью свою версию и попытаюсь согласовать её с Вашей. Посмотрим, сойдемся ли мы в итоговом толковании. В концептуализме есть понятие о т.н. "заводной иконе" - устройстве, которое заводится сбоку ключом, и за стеклом которого в порядке часов богослужения движутся фигурки святых, представляя разные библейские сюжеты.(Аэромонах Сергий, "Послеполуденный клирос"). Итак, всё, что мы здесь наблюдаем сюжетно - это нарратив, но есть еще гипернарратив"... Российские специалисты-реставраторы постов в тесном сотрудничестве со своими зарубежными коллегами продолжают титаническую работу по восстановлению эпохального поста автора Аббаси А. Надеюсь в скором времени - грамматически причёсанный - он вновь будет выложен на форуме киносайта. А пока вопрос Poklonnik-у: кем, по специальности, видел Пряхина киноэкспертный гегель (Аббаси А)? Место в тексте поста, где он об этом упоминает, сильно повреждено читателями-фанатами . Нужна Ваша память.
Пост начинался словами "Отблистали зори Давыдова и Нагульнова, и я возвращаюсь в тему.". Ровно год тому назад я назвал этот пост шедевром критики, который когда-либо достигала Советско-Российская критика после 1917 года. Аббаси писал, что главным героем является Пряхин и вопрос производительности труда, одолевавший руководство страны как особо проблемный. Надо было водворить рабочий класс в русло производительсности труда. Вот это было для меня неожиданным - где "Чужие письма" и где производительность труда? Этот шок излечил меня от мелодраматических излияний. По версии Аббаси учительница бродит как сомнамбула по городу с неясными сексуальными целями и её коллега через педсовет пытается водворить её в русло конструктивности. Пост был большой. Это очень схематичный пересказ выдержки из поста. Пост был написан в великолепном стиле мастера заглядывать в потусторонние миры. Определение "сомнамбула" произвело на меня неизгладимое впечатление - для меня это с тех пор знак качества кино. Когда я замечаю сомнамбулу в фильме, то пишу об этом со ссылкой на Аббаси как Copyright сущности. Это знак знаков, символ символов, песнь песней. Потусторонняя сущность кино. Главную нагрузку несут именно загадочные сомнамбулы кино. Кстати в фильме "Портрет жены художника" - это муж и жена - она оба сомнамбулы (Аббаси Copyright) нашей реальности. Они оба овладели нашим миром, охватив его мужскую и женскую сущности через свой двуполый сомнамбулизм. Можно сказать, что картина мира раз и навсегда была схвачена в фильме "Портрет жены художника". После можно было уже ничего не снимать.
Жаль. Только я не поняла, Поклонник, при чем тут фильм "Я - "Береза", если речь шла о другом фильме - "Чужие письма"? Второе, а в чем причина стирания этого поста, если он такой выдающийся по вашим оценкам? Третье, если, как вы пишите, Аббаси и Петр Маматков одно лицо, кстати я тоже не раз об этом читала на сайте, то ему и карты в руки. Думаю уж у него-то сохранилась копия поста, о котором идет речь. Что ему жалко его возобновить?
К сожалению у меня не сохранилось, но когда-то выкладывали на странице фильма "Я - Береза". Там тоже постирали все. Давайте, вместе попросим того, у кого сохранился этот пост Аббаси с "Чужих писем". Пожалуйста.
Аббаси - мой заочный учитель по символизму Советского кино и кино вообще. Один его пост на "Чужих письмах" перевернул моё восприятие кино. Из этого поста можно вывести символизм всего Советского кино, дело только в акцентах конкретного фильма. На сайте считают, что Аббаси и Маматков Петр - одно лицо, но Маматков Петр это отрицает. Во всяком случае я сохраняю пиетет по отношению к Аббаси в том виде, что ценю посты Маматкова Петра.
Не могу никак разобраться. Не первый раз встречаю упоминание на сайте про какого-то автора с чудным ником Аббаси и про его пост на "Чужих письмах", в частности. Помню, что Poklonnik неоднократно упоминал про этот пост. На соответствующей странице сайта об этом фильме одну из таких реплик Poklonnika как раз можно прочитать, но самого поста Аббаси нет. То ли в архиве, то ли удалили. Вот и на этой странице вновь встретила упоминание о "летучем голландце". Poklonnik, обращаюсь к вам, что это за загадочный пост Аббаси, о чем он? Может вы выложите его вновь, если конечно заархивировали для себя. Интересно будет почитать наверное.
Не согласен с тем, что флюиды метафизики появились в перестроечные годы. Они появились вместе с неореализмом 60-ых. И даже раньше. Фильм "Весна на Заречной улице" 1956 года уже был метафизичен - рабочий класс и интеллигенция, отрыв рабочего от мещанства. А с приходом неореализма в наше кино метафизика расцвела сама собой - показ жизни как она есть выплескивал какие-то необыкновенные флюиды, исходящие просто от нашего Бытия. "Портрет жены художника" балансирует на грани между неореализмом 60-ых и даже не знаю как назвать реализм 70-ых. Это фильм для гурманов. Ведь художник всегда был слабым звеном Социализма. Был ещё довольно редкий фильм "Ищу мою судьбу" 1974 года с Эдуардом Марцевичем про священника, который в итоге спрыгивает с поезда, увозящего его к месту его карьерного роста в новую епархию. Он спрыгивает с поезда и бежит в луг, поле, лес. В природу. И здесь также - художник возвращается к жене. Это сродни возврата Лаврецкого в своё "Дворянское гнездо". Или фильм "тема", где она упрашивает его не езжать. И возврат Кима Алексеевича к ней - через телефонный звонок в конце фильме. А также как ни странно возврат гражданки Никаноровой из "вас ожидает гражданка Никанорова". Разлитое в кино желание возврата, воссоединения. И тот же "весна на заречной улице", с которого я начал - он возвращается в школу, в итоге к некоей метафизической идее жизни, любви. Да и в "Москва слезам не верит" Катерина находит Гошу. Так что метафизика "Армавира" и "Зеркала для героя" в смысле мучительного возврата и поисков - это всё было в Советском кино. В этом и состоит метафизическая лирика Советского кино поисков единения, любви, смысла - "Осень", "Три тополя на Плющихе" и т.д. и т.д. И даже "Вокзал для двоих" - это поиски себя, хотя Рязанов понапихал туда сатиры.
Поклоннику. В целом с Вашим разбором не согласен. Применительно к этому фильму чересчур метафизично; на мой же вкус и цвет, картина весьма приземленная. Я не знаю, когда был создан рассказ Нагибина, но судя по сюжету и характеру героев, могу предположить - в семидесятые годы. Насколько мне известно, Нагибин был вполне современным художником и не слишком замечен в консерватизме, во всяком случае, тогда, когда писал об эпохе, в которой жил. Мне кажется, Нагибину того периода вряд ли вряд ли был близок анализ метафизики судеб России; это в перестроечные годы наши метры и не совсем:))) ловили флюиды "незримых идей", став мастерами разговаривать символами от "Утоли моя печали" Прохорова и "Зеркала для героя" Хотиненко до "Армавира" Абдрашитова и "Бродячего автобуса" Хейфица.
По большому счёту "Портрет жены художника" - это метафора СССР. Жена художника - это Россия, которая духовна, молчалива и любит своих художников. Я даю общий план. Художник - это интеллигенция, хранители души России. Он в меру официален, в меру поддерживает неофициозных художников - метафора помощи данные товарищу по цеху кисти. Всё как всегда в кругу интеллигенции и гос-во знает и даёт им немного свободы побузить, но всё под контролем, потому что жена всё знает и понимает. И ему, и ей скучно в такой сбалансированной ипостаси, хочется страстей и как всегда революций. То есть назревает внутренний срыв. И они едут в отпуск к научной интеллигенции за умом-разумом. Там они ищут ответов и изгнания беса. Там праздник жизни - день Нептуна - по сути дела намек на Ивана Купала, а значит на языческое изгнание беса, намек на языческое девичье гадание с вопросом что будет? Он, художник, подружился с девочкой. А девочка - это ещё одна ипостась России. То есть он ушёл в девственные истоки России. Она, жена, захвачена неким учёным-хозяйственником. Не побоюсь этого слова, учёный-хозяйственник - это сама метафора Бога. Она ему нравится. В сцене на лодке - и соблазнение, и ипытание, и исповедь. Река - это река жизни, конечно же. Кадры с одинокой лодкой на просторах реки - это единение с Богом. Он её по сути дела возвращает к христианским истокам. Сам этот выезд на реку в катере надо рассматривать под лупой подробно. Программный выезд. Россия разошлась духовно со своими художниками, то есть с душой. Он уезжает, возможно даже с мыслью уехать заграницу, покинуть Родину. Когда он едет по трассе, там такой знак зигзага. Учёный-хозяйственник везёт её на катере по реке. Она нервничает, ей не нравится, что он улыбается. Это в стиле Бога - улыбаться, потому что он всё знает. Он ей предлагает, что можно вернуться - намёк на исторический возврат. Она в смятении. Она говорит: "Я плохо выгляжу" - намек на то, то в гос-ве не всё ладно, есть проблемы. Она даже хочет вернуться обратно и опять обратно. Он говорит ей - сначала решите, куда поедем. То есть это историческое перепутье. Он окунулся - это крещение перед изгнанием Беса. И весь дальнейший разговор - это разговор России с Богом на историческом перепутье. Так что Михалков сыграл роль Бога в этом фильме. И здесь он больше всего похож на себя в своей первой роли "Я шагаю по Москве", где он по сути дела свёл Москву с её Сибирской окраиной, что весьма похоже на тетралогию Герасимова - "Журналист", "У озера", "Любить человека", "Дочки-матери". Но вернёмся к "Портрету жены художника" - портрету духовной России на историческом перепутье, когда она, Россия, почувствовала, что расходится со своей духовной ипостасью. "Да серьёзно. У НАС так, У НАС всё серьёзно" - это стихийный дух России. Бог поддерживает эту стихийную Российскую вольницу: "Это счастье, что можно вот так поссориться серьёзно" - это поддержка любовного духовного пыла России. Далее: "Есть люди, у которых всегда всё в порядке" - намёк на благополучную Европу. "А чего-то не хватает" - это намек на то, что русская интеллигенция не сможет найти себя заграницей. И это перекликается со страстным упрашиванием остаться, не уезжать в фильме "Тема". И ещё он добавляет: "наверное, потому что ЛЮБВИ нет. Я не женщин имею ввиду, а просто" - это уже речи Иисуса Христа о любви к людям. Любовь, разлитая в мире. "Это наверное всё от лжи". То есть это монолог уровня Нагорной проповеди Иисуса. "Я к нему равнодушен, он ко мне равнодушен, так, ЯЗЫЧЕСТВО" - ну это вообще в стиле посланий Иоанна против язычников. И далее довольно интересная фраза: "Если бы ты была моей женой, я бы от тебя ушёл, потому что не смог бы тебе лгать." Это вообще напрямую связано с мыслями МАМАТКОВА ПЕТРА о преодоления христианства на Руси. То есть - это разговор России с Христом или Богом на равных. Два параллельных пути развития. Россия преодолела историческое христианство и это вызывает уважение у Иисуса Христа ака Бога. "А не лгать я наверное уже просто не могу" - это и есть историческое христианство, как оно сложилось. "В чем лгать?" - "Да во всём. Умному лгать, что он дурак. Дураку лгать, что он талант...." и т.д. - это явный намек на молящихся, на девальвацию массовых обращений к Богу. "А затем, чтобы достать ..." - и далее перечисление, что можно рассматривать как просьбы молящихся и взывающих. То есть весь этот конгломерат человеческого общения, в который вовлечён Иисус-Бог. Это, что называется конец истории, истощение исторического пафоса. Художник вернулся к России. Так что этот фильм - это действительно портрет духовной России. И слева в последних кадрах полуночных горизонтов купола церкви. Те самые купола церквей, что разбросаны в фильмах "Люди как реки" (см. мои комменты там), "Афоня", "Чужие письма" и т.д. Изгнан не просто бес скуки, изгнан бес зависти к Европе. Но он вернётся этот Бес. Изгнание пошло невпрок. Этот фильм 1981 года из разряда большой подспудной, порой не видной зрителю Советской кинодискуссии, кто за, кто против будущего сценария, названнного перестройкой. Фильм "Грибной дождь", "Портрет жены художника", "Время желаний" - они против. Они предсказывают нехорошие последствия для души. а фильм "Таёжная повесть" Фетина 1979 года пошёл ещё дальше. Он показал, как будут выхаживать Россию после того, как Гога заведёт её в тайгу и сам погибнет там.
Поклоннику. Ну правильно, Михалков - катализатор (которому, судя по всему, тоже скучно стало жить, если послушать его исповедь в лодке). А "демон скуки" - и есть отсутствие динамики в отношениях, т.е. отсуствие нормального взаимообмена эмоциями. Шакуров ходит с женой по выставке - он погружен в себя, несмотря на попытки Теличкиной хоть как-то растормошить его, сцена по пути в пансионат, в кафе - какая же здесь взаимность, если герой Шакурова на слова Теличкиной что-то невнятно мычит и потупив очи, копается в тарелке. Его герой любит жену - не сомневаюсь, но в их отношениях явный кризис, сравнимый со стоячим болотом, и по-моему, фильм это хорошо передает. Скорее, логичнее назвать действия Теличкиной односторонним посылом, нежели намеком на динамику, да и то не слишком убедительным, хотя, очевидно, здесь стоит принять во внимание характер главной героини.
"Спасибо Автор IP 212... Был тут такой интересный автор Аббаси.(...) Вместе с Аббаси Вы сила". Автор: Poklonnik
[07.09.2010, IP 99.227.0.110]. Аббаси А, чей не поддающийся никакому сравнению пост с ветки фильма "Чужие письма" в настоящее время находится на реставрации, и без 212-го сила. Обойдётся без ненужных довесков. 212-й же пусть для начала прочтёт хотя бы сочинения Макиавелли "Государь" и "Князь". Можно в переводе. Может по-иному взглянет на творчество Н.Михалкова... Если, конечно, бог умом не обделил.
Спасибо Автор IP 212... за придание Советским фильмам смысла экзорцизмов различного рода. Был тут такой интересный автор Аббаси. Так вот он учил видеть в Советских фильмах производительность труда. Вместе с Аббаси Вы сила. Может быть мы вместе и найдем секрет силы искусства Советского кино и почему оно это кино уже Российское сейчас ну никак не смотрится. Нет смыслов, боязнь смыслов. Один Михалков продолжает изгонять бесов. А Балабанов ("Груз 200" и др.) с Прошкиным ("Чудо") их насаждать.
Как же отсутствует динамика взаимоотношений мужа и жены? Или я не понимаю, что такое динамика? Герой Михалкова выполнил роль катализатора, змия искусителя. Он возбудил мужа на ревность, на внимание к жене. А в заскучавшей было жене возбудил любовь к мужу. Он их обоих заставил испытать сценарий потери друг друга. Заставил побыть на перепутье взаимоотношений. И самому испытать страсть к женщине. Как всегда Михалков сыграл роль стороннего наблюдателя и в меру участника, а также поджигателя. Экзорцизм по-советски, то бишь изгнание демона скуки. Тот экзорцизм, про который писал Автор IP 212 на "Утомленных солнцем-2".
Может быть, скучным называют этот фильм из-за того, что в нем отсутствует динамика, в нашем случае - динамика взаимоотношений мужа и жены. Каждый сам по себе интровертен до крайностей. Герой Шакурова самоотвлеченно сосредоточен на работе, а героиня Теличкиной самореализуется в преданности супругу. Михалков, на мой взгляд, вовсе не отрицательный герой, напротив, он поступил вполне деликатно, сообщив герою Шакурова о том, что ему нравится его жена, то точно не имел камня за пазухой. Ведь в конце концов, вернувшись из прогулки на катере герои не изменились в отношении друг к другу. Михалков, по-моему, играет единственного живого персонажа в фильме, открытого миру (один его монолог в финале фильма многого стоит), что выгодно отличает его работу от других заметных ролей того же периода - проводника в "Вокзале для двоих" и директора автосервиса-"хозяина жизни" в "Инспекторе ГАИ". Мне фильм понравился, и хоть до шедевра "Портрет жены художника" явно не дотягивает, называть его посредственным фильмом было бы неблагодарно. И несправедливо.
основная музыкальная тема такая же как в фильме "одиноким предоставляется общежитие".
Автор:
Музыка,действительно,"держит" весь фильм.Пронзительный лейтмотив,грустный и тревожный,как и сложные отношения художника и его жены.А Михалков сыграл,как всегда "свою" роль.Когда он играл положительных героев?
Странные времена.Судя по фильмографии режиссера Панкратова, он, как минимум талантливый режиссер, и вот, на его сайте, читаю интервью с ним: - Нет, явные перемены к лучшему. Мне дали возможность снять фильм. А то я за эти годы стал вообще - "дитя улиц". У меня было долгое замечательное путешествие по улицам. Я продавал женские сапоги, развозил по Садовому кольцу кокосовое печенье, пиво.
Комментарии излишни
знаете,кому не нравится этот фильм...вы просто чего-то не поняли.это потрясающий фильм.смотрела несколько раз,каждый раз проникаюсь.может,вам стоит попробовать посмотреть снова?просто непредвзято погрузиться в магию хорошего кино:)
Первый раз увидела этот фильм лет 10 назад, впечатление произвёл необычайное. Теперь, когда его вижу - такая ностальгия по чему то ушедшему, хорошему и недосягаему. Странно, как можно не понять этот фильм.
Такие фильмы начинаешь понимать с возрастом. С детства люблю советские фильмы, но этот фильм мне казался тягомотиной. А сейчас смотрю с удовольствием и какой-то ностальгией. Актёры подобраны с попаданием в самое "яблочко".
Фильм неплохой, но мне не понравился герой Михалкова.Ведь он для своей рли должен быть "душкой" и "симпатягой", который может дружить со всем светом, а он абсолютно не такой.
Всегда с удовольствием смотрю этот фильм в предвкушении прекрасной музыки Доги. И ни откровенно слабый сценарий, ни средняя игра актеров не портит впечатление от него.
Прекрасаный фильм. Трогательный и сентиментальный. Нужно иметь определенные душевные качества, что бы понимать такие ленты. А с пустой головой и без души - любуйтесь "ночными дозорами" и подобной мутью ...