Краткое содержание: После крушения корабля Марину разыскивают двое: ее возлюбленный, которого она уже не любит, и ее отец, которого она давно не видела и ничего не знает о нем... Оба они по-прежнему любят ее. '<...> все мы очень долго плыли на корабле, потом появилась пробоина, и корабль пошел на дно. Многие погибли, но большая часть осталась в живых, что, однако, еще не означает благополучный исход.' - А.Миндадзе.
О преображении Гармаша. Когда теплоход отправляется в плавание, герой Гармаша опустившийся пьянчужка приветливо машет его огням и ласково бормочет "Армавир, Армавир". Герой Шакурова не показан, но надо полагать он счастлив, в белом кителе и в сопровождении молодой любовницы, именно той, о которой мечтал годами. Девушка сбежала от отца. В конце фильма мы видим обратку. Белолицый счастливый бывший пьянчужка женится на той самой девушке, а бывший капитан старый, опустившийся загибается под забором. И рефреном через фильм проходит фраза, что теплоход изменил курс, потому и налетел на камни. Причем курс изменил не только этот теплоход, но и другой некий пароход, которым раньше командовал герой Шакурова. Тогда изменение курса приводило к встрече с любимой. Сам образ любимой необычен. Он её полюбил, когда та ещё была маленькой девочкой и везде за ней кочевал годами. Существует мать девушки в рассказах мужчин. Он пила, отец девочки лишил её родительских прав, она работала в торговле и видимо была осуждена за торговые дела. Вот этот ракурс молодой нимфетки наводит на параллели с Набоковской "Лолитой", которую я трактую как образ Америки (см. страницу фильма "Лолита" - 1962 год Кубрик). Молодая, выращенная отцом нимфетка - это образ перестроечной России. Отец - это собирательный образ всех этих отцов-шестидесятников , про которых мы вели речь на фильмах "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Вам и не снилось", "Школьный вальс" и т.д. А также Дед в фильме "Чучело". Отцы, определяющие судьбы своих детей сквозь призму своей мечты. Её пьющая, работающая в торговле мать - это образ СССР, погрязший в отходе от линии коммунизма в перерожденчество. Вобщем-то система торговли и дефицитов подкосила экономическую модель социализма. Капитан изменял курс дважды. Первый раз - это очевидно Хрущёвские времена или Брежневские - тут, конечно, неплохо было бы уточнить и проработать эту тему. Первое измение курса было сладким и приятным. Второе изменение курса привело к крушению системы. Но и девушка росла тоже. Факт её созревания внёс коррективы в планы капитана. Он не предусмотрел подводные камни и течения. Девушка была не так проста и вела свою игру. Ушла от отца, от корней. Позволила украсть свой медальон - она видела воровку, но позволила ей уйти. Это знак некоего знания жизни. Девушка выжила в кораблекрушении и одарила любовью совсем другого человека. Это была версия, что перестройка одарит самые низы народа и перевернёт всё верх дном. У девушки осталась балетная походка - то, чему учил её отец, поместив в балетную школу, ценой перелома своих ног на лыжне. Отец и капитан - идеологи перестройки с разными взглядами на перестройку и перемены. Корабль - это идеология. Колесо обозрения - это Российский космос. Перекличка народа на колесе - это модель Россойской Вселенной. Девушка - русская идеология окончательно порвала с ком. идеей. Отец, работаюший в ВОХР - это охранительная идея некоей внутренней эмиграции шестидесятников. То, что он не понял смысл крушения корабля, видя всё по телевизору, говорит о том, что шестидесятники в своей внутренней эмиграции потеряли чутьё на катаклизмы. Капитану пришлось ему звонить и вызывать на поиски дочери. Вторым планом идёт история другой девушки, потерявшей мужа на корабле и по сути дела начавшей новую жизнь с неким вором, про которого она, конечно не знает, что он вор. Для неё он партнёр по танцам. Этот второй план тоже можно рассматривать как судьбу России. Интересно, что в последнем вагоне поезда в конце фильма оказываются Отец в исполнении Колтакова и законный муж этой второй девушки. То есть законные хозяева девушек - отец и муж отодвинуты на задний план жизни, а девушки пошли по жизни с другими. Знаменателен танец под лампами выживших пассажиров. Этот танец создаёт аллюзию на фильм "Парад планет" того же режиссёра Вадима Абдрашитова. Сомнамбулическое (Аббаси Copyright) настроение танца под лампами сада в "Армавире" и танца в городе женщин "Парад планет" - это уже режиссёрское понимание тайны жизни, метафизики жизни, которая даже больше чем любовь. Третья линия фильма - это линия семейной пары с двумя детьми. Дородная, тёплая жена с ярко выраженными аттрибутами женского начала - её женские формы великолепны в своей эстетике, той эстетики, которой восхищался и алкал Аббаси на фильме "Последнее танго в Париже". Откровенная женская эстетика великолепной актрисы Натальи Потаповой. Ей выпала судьба сыграть в знаковых эпохальных фильмах "Моя любовь на третьем курсе", "Два берега", "Армавир" образы СССР в их развитии, засинхронизированные с эволюцией России. В фильме "Моя любовь на третьем курсе" - она молодая студентка-медик, в которую влюблен командир стройотряда, и именно от неё он получает импульсы женского отношения к своей деятельности. Она становится индикатором его души. И сама того возможно не сознавая, взращивает в себе, открывает женскую русскую душу и даже вне зависимости от идеологии - просто на основе внутренней справедливости. В фильме "Два берега" - она уже мать, отпускает мужа, но с напутствием, мол обратно вернуться будет сложно. Это духовное напутсвие для перестройки. И фильм "Армавир" - она внутри катастрофы, она оберегает свою семью, не понимая что они уже все повязли внутри катастрофы. Она в запале сохранения семьи, не видит, что муж по сути дела уже принадлежит другой. Великолепная женская русская эстетика в условиях катастрофы - актриса Наталья Потапова.
Идея фильма проста и понять её со всем смаком можно по сути дела только сейчас после 20 лет хождения по мукам. Потеря личностной идентификации в эпоху катастроф. Фильм истинно по-русски копнул глубоко и спокойно. Спокойно - это величие русской классики перед мельтешнёй и криками Голливуда. Вот куда надо было идти российскому кинематографу. Фильм будет настаиваться с годами как хорошее вино и переживёт всех дозоров вместе взятых. Этот фильм надо смотреть всем молодым режиссёрам перед тем, как браться за очередной боевик, триллер и ещё Бог знает что, что сейчас зовётся "кино". Без криков и спецэффектов оставить в душе зрителя след, который тянет и тянет к себе. Загадочно тянет. Мистика кино. Более того фильм снят в стилистике иконы. Образ главного героя, пробирающегося сквозь пространство и время. Грань сумасшествия и удерживаемой мудрости человеческого величия. Но для такого кино нужно крепкие актёры. Что мы и видим в фильме. Да, метод Станиславского не пропьёшь и не разменяешь на новодел. Глыба.
Финал фильма (преображение Гармаша в связи с появлением Марины - Ларисы) слишком неестественен. По общему настроению, "Армавир" - предтеча "Отрыва". Чем-то они перекликаются.
Люблю все фильмы Абдрашитова-Миндадзе. Некоторые больше, некоторые меньше. Замечательный режиссёр, замечательный сценарист. Но самое сильное впечатление из всех картин этого блистательного дуэта - на меня произвёл "Армавир". Потрясающее кино!
к сожелению не названны одни из создателей фильма-это замечательный художник-постановщик фильма Армавир-Александр Толкачёв,и художник Владимир Ермаков-построивший чуть ли не в натуральную величину макет тонущего лайнера-я имел честь , будучи студентом ВГИКА-работать на этом фильме и с этими людьми ,художником-декоратором. По размаху декарационных работ-этот фильм уникален для советского кинематографа- это помимо 100 метрового!! макета лайнера-ещё колосальные макеты в натуральную величену-борта корабля с палубой и зимним садом-нос коробля-каюта с коридором-всё это опускалось под воду-и снималось с помощью подводной съемки.
Фильм снимался не только в Геленджике-но и в Севастополе и в районе Сочи.
Фильм смотрел. Странное чувство вызывает. Трягедия конечно была не децкая, но ощущение всеобщего сумашествия и полного отсутствия не проходило. Хотя я не знаю как лучше снять такое....
Я этот фильм не разу не смотрел,а жалко.....Но могу сказать,что снимали его в 1990 году,в Геленжике,мне это очень памятно так как мы с Отцом тогда приняли участие в массовках.А также этот фильм был снят прямо перед развалом СССР,так что кораблекрушение изображенное в фильме весьма вероятно имеет соответствующий подтекст....