Краткое содержание: По мотивам одноименной повести Ю.Вяземского.
Пользуясь интеллектуальным превосходством, подросток Валя Успенский утонченно и безжалостно мстит окружающим за малые и большие обиды. В поле его интересов попадает и молодой учитель математики Игорь Александрович, ум и тактичность которого должным образом повлияют на парня. Но юный интеллектуал потерпит сокрушительное поражение в самой, казалось бы, обычной житейской ситуации, которую подстроит ему милая, симпатичная одноклассница Ира ? хотя бы для того, чтобы раз и навсегда проучить самовлюбленного шута. Действие фильма происходит в Москве.
Странно, что никто не сравнил с Муратовой "Долгие проводы". Атмосфера, тема влюбленности, подростковое становление...
Фильм здоровский, но слишком прямой: на все вопросы в кадре идут разжеванные ответы, потому, в значительной степени, пропадает стимул к пересмотру. Андрей Андреевич, спасибо!
Подскажите, пожалуйста, название фильма. Дело происходит в Крыму в пионерском лагере. Игра "зарница". История мальчика, которого отправляют с заданием во вражеский лагерь.
Мне очень понравился этот фильм.Я считаю,что этот фильм надо обязательно посмотреть молодежи.Видь сколько сейчас таких умных,интеллектуальных, но циничных и озлобившихся подростков,как Валя Успенский...
Еще нашел рецензию...
>>>Григорий Васюков "Дзен-арлекин:
смех по правилам"
Вам бывало обидно за другого? Например, за лучшего друга в школе. Вот контрольная за четверть, вот оглашение оценок. Вы свою услышали, и это, разумеется, пятерка. Тут же возникает желание, чтобы у остальных оценки были не хуже. Этакая сиюминутная филантропия. Впрочем, вполне искренняя. И вдруг после фамилии друга вы слышите — «Два!», ну, или «Три!». Одним словом, нечто, что вашего друга недостойно — именно потому, что он ваш друг, конечно. И вот ваша радость уже не та…
Режиссер фильма «Шут» Андрей Эшпай мне не друг. Мы с ним серьезно разминулись во времени и в пространстве, чтобы подружиться, и тем не менее мне за него обидно. Прежде всего потому, что его второй полнометражный игровой фильм «Шут» получился настолько же гениальным, насколько впоследствии был несправедливо забыт и зрителями, и критикой, и телевидением.
Картина создана в 1988 году на Киностудии имени Горького по мотивам одноименной повести Юрия Вяземского. Звездного актерского ансамбля режиссер не собрал, из канонических лиц советского актерского пантеона участвует лишь Игорь Костолевский. Жанровую принадлежность определить можно с большой долей обычно отсутствующей точности: «Шут» является хрестоматийной психологической драмой. Абсолютным его родственником в отечественном кинематографе можно назвать куда как более известного «Курьера» Карена Шахназарова, которому выпала счастливая судьба стать культовым фильмом позднесоветского периода, в то время как его «брат» прозябал на задворках популярности по необъяснимой прихоти судьбы.
Сюжетно картина представляет собой историю противостояния одаренного подростка Вали Успенского и повседневного окружения, обычного для человека его возраста и социального статуса. Ситуации столкновения обостренного чувства справедливости, интеллекта и искренности с совершенно неподходящим для подобных излишеств социальным болотом перекликаются с мотивами творчества американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера. Однако отечественный вариант Холдена Колфилда получился менее созерцательным и куда более практичным. Начав свою игру, Валя от неглубоких порезов тонким и острым скальпелем знания человеческой психологии постепенно переходит к методичному и откровенному вырубанию бесполезной фауны, используя хирургический инструмент уже в качестве мачете. Устав от «бесцельной беготни по плохо составленной программе», подросток разрабатывает свою собственную систему взаимодействия с объектами окружающего мира — «Шутэн». Он берет на себя роль шута, которому позволено говорить в глаза все, что он думает,— фатальное обстоятельство, учитывая, что понимание пользы от такого общения не возникает у людей ни на секунду. В результате между Шутом и остальными героями повествования разверзается глубокий духовный разлом, по ту сторону которого оказываются такие священные для человека вещи, как любовь, дружба, семья.
Шут не жалеет никого, бесстрастно, абсолютно в дзенском стиле давая наставление за наставлением не осознающим себя таковыми ученикам. самые запоминающиеся уроки получают красивая девочка, превратившая свою красоту в образ жизни; слащаво-приторный отец Вали — японист, красующийся своим статусом и родом занятий до такой степени, что даже по собственной квартире он передвигается в японской одежде, без умолку балаболя о дзен-буддизме, Куросаве, коанах и цитируя Басё; школьный психолог — нелепая, неуверенная в себе женщина, неловко исполняющая роль знатока детских душ, которую Шут доводит до нервного срыва двумя-тремя меткими вопросами. Всё. Загадок нет, тайны отступили, налицо превосходство над любым встречающимся на пути человеком. Всех можно поставить в ряд, уколоть в нужное место — и хоровод сделанных из мяса и костей кукол легко закружится во-круг того, кто владеет методикой. Но Шуту нужно не это. Валя Успенский в блестящем исполнении Дмитрия Весенского не упивается ни своими победами, ни той легкостью, с которой они приходят. В глазах взрослого подростка море грусти, внутри — сжатая пружина, в действиях — судорожность последнего шанса зацепиться за людей, повести в правильном направлении хоть кого-то из них. У него хорошие учителя: Дюк Эллингтон, Панург, Василий Блаженный и один из патриархов чань (дзен) буддизма — именно они являются соавторами системы Шута, и именно их настроения, мысли и идеология приводят героя в ту точку личностного развития, в которой нормальная, общепринятая жизнь среди себе подобных становится невозможной.
Валя остается верен избранному пути, даже когда сталкивается с человеком, единственным сумевшим понять суть его действий. Учитель математики в исполнении Игоря Костолевского просчитывает поведение Шута, и, когда разработанная с такой тщательностью система «шутэнов» заводит того в тупик, Учитель наносит по ней мощный удар, демонстрируя уязвимость и несовершенство подобной методики. Финальные кадры схватывают слегка растерянного Валентина, механически вопрошающего Учителя: «И что мне теперь делать?» На такие вопросы ответа дать, как правило, не может никто, что и подтверждает сентенция математика: «И так бывает…» Добившись понимания уровня своего воздействия на людей, но не получив его высокой оценки тем же самым человеком, по сути Шут терпит поражение. С другой стороны, он вряд ли сумеет отказаться от выбранного алгоритма существования в обществе — финал картины не оставляет в этом никаких сомнений.
Относительное забвение ленты в итоге сыграло не в пользу забывших. В начале эпохи резкого упадка кинопроцесса на территории бывшего СССР, в течение которой было создано редкое количество абсолютно никаких картин, «Шут», наряду с несколькими другими фильмами, вполне мог стать оправданием этого периода истории нашего кино и примером того, как можно снимать в резко изменившихся условиях социального заказа. Увы, этого не произошло.
Остается надеяться, что недавнее переиздание «Шута» на DVD позволит вернуть картину зрителю. Ведь этот фильм — из той художественной галереи, приглашение в которую мы в последнее время получаем не так уж часто.
Фильм я смотрю часто...очень нравится и жанр "перестроечный", и актер Весенский - образ того времени (типаж Банана "АССА"), и сюжет, а именно система ШУТЭН, разработанная подростком, да и воспоминания того времени тож дают положительные эмоции.
А на сайте ODNOKLASSNIKI нашел Весенского и написал ему...говорит больше нигде не снимался и уехал в Вашингтон в 92-ом году...
Фильм я смотрю часто...очень нравится и жанр "перестроечный", и актер Весенский - образ того времени (типаж Банана "АССА"), и сюжет, а именно система ШУТЭН, разработанная подростком, да и воспоминания того времени тож дают положительные эмоции.
А на сайте ODNOKLASSNIKI нашел Весенского и написал ему...говорит больше нигде не снимался и уехал в Вашингтон в 92-ом году...
Решил посмотреть этот фильм из-за восторженных отзывов на этой страницы. Посмотрел и ... разочаровался. Увы, фильм на классику не тянет, как на него не взгляни. Могу назвать его обычной перестроечной чернухой. Рядом с "Курьером" его ставить категорически нельзя. "Курьер" - это высшая лига, "Шут" - в лучшем случае вторая, усиленная сильными игроками (имею в виду Костолевского, которого просто жаль в этом фильме, мудрым учителем представить его очень трудно). Даже "Плюмбум" выглядит по сравнению с этим фильмом шедевром. Боюсь восторженные отзывы относятся к приятным воспоминаниям детсва и юности. Фильм не выдержал испытания временем. Сейчас вряд ли кто из молодых будет смотреть его больше 20 мин. Удручающая тягомотина, никакой динамики. Я с величашим трудом заставил себя досмотреть, успокаивая себя тем, что постом я что-то пойму, но, увы, послевкусие было ещё хуже. Нравственного посыла нет и в помине. Старшеклассники показаны какими-то заторможенными,неестевственными. В общем если это не воспоминания из детства, то фильм этот не рекомендую смотреть никому. Просто зря потратите время.
K velikolepnoj trojke filjmov o podrostkach v perestroechnoje vremia 80-ych("Kurjer","Pliumbum","Shut") ochenj stoilo by dobavitj kartinu "KUKOLKA"(1988).
"Шут","Курьер","Плюмбум" - великолепная тройка 80-х. Каждый фильм в рамочку и на стенку!
Все три истории о подросках-интеллектуалах, каждый из которых, отождествляет одну из сторон молодой формирующейся личности, а по сути - является зеркалом общества. Попробую подкоррекировать уже приведённые здесь определения для этих героев. Курьер - эталлон безответственности, лени, лицемерия, отсуствия чётких принципов и целей в жизни кроме одной: машину, квартиру, да работы по-меньше.
Плюмбум - этот современный Павлик Морозов - олицетворение вечной дилемы социума: личное/общественное, закон/понятия.
Ну, и наконец - Шут, пожалуй, самое сложное, казалось бы, для анализа отражение. А никакой сложности! Он - это САМО зеркало! От зеркала-брони его кокона Шуте, отлетает всё и бъёт обратно: хамку кассиршу, безчувственную училку, самодовольных однокласников и, даже, собственных родителей. Да местами его броня тоже гнётся, ибо даже у него есть болевые точки неподвласные рациональному уму. "Любовь - это радостное чувство". Однако и её источнику, девушке рискнувшей испытать на нём своё очарование, отлетает поооо-пооолной. Мудрый учитель предупреждает, пытаясь остановить губительную стратегию Шута: "Если тебе встретится по-настоящему сильный противник, то тебе будет очень больно!"
Причины, по которым у каждого из героев картин проявились именно эти черты характера, очевидно, лежат в среде формирования личностей.
Курьер - безотцовщина, социальное расслоение дефакто, двойные стандарты.
Плюмбум - у которого какой-то подонок отобрал магнитофон, начинает служить Закону - справедливости - в его понимании. Двигаясь по жизни, он перемалывает судьбы людей, перешагивает через отца, и, страшный Финал - гибнет, любящая его, девушка.
Шут - результат всегда присутствующих в людях отрицательных черт. Одев на себя мантию шута-судьи, он присваивает себе право наказывать людей за их недостатки. Почему? Да потому, что его учили: быть добрым, честным, справедливым. Однако то, что он сам местами становится подонком, замечать не желает. И ещё. Он сам боится боли. Потому и прячит лицо под маской цинизма. Правда, ведь, по своей природе цинична, а значит очень удобна для защиты.
P.S. Несмотря на то, что фильмы эти были заявленны как юношеские, я считаю их, если и не сугубо взрослыми, то уж, покрайней мере, полезными именно взрослых зрителей.
смотрю тут отметился Валя Успенский.
если это не случайно, то может ответит на вопрос почему Маевская и Весенский больше нигде не снялись?
ведь в этом фильме все блестяще: и кастинг, и режиссура, и камера, и игра актеров.
сценарий - вообще отдельная песня. интересно, почему в сценаристах значится Ю.Симонов? Вяземский взял псевдонимом фамилию сестры?
Интересно читать здесь, как времена влияют на интерпретацию… Этот фильм для меня– сильное впечатление, даже не юности, а жизни вообще. Искала этот фильм с тех самых пор, как его впервые увидела в середине 90-х, почему-то по ТВ его больше никогда не повторяли. Друзья сейчас подарили ДВД и мечта сбылась – и сейчас после просмотра мои впечатления противоположны тем, что возникли в юности: тогда главный герой казался неординарной личностью, умницей в серой безликой толпе, а сейчас почувствовала почти омерзение. Парень заигрался, придумал свою игру и на чувства других ему наплевать. Думает, что все знает о жизни, мудрец, постиг суть отношений и как все в мире устроено. Да ничегошеньки не знает и не понимает о мире, потому что не чувствует. И знание того, как уколоть или уйти – кому и что дает такое знание? В человеческом плане – только отнимает, а не дает. Учитель (роль Костолевского) – именно та фигура, которая ставит парня в тупик, служит загадкой – а что истинно в отношениях? Я читала также книгу – тоже сильно, даже еще четче прописаны характеры и ситуации, а в конце на героя даже просветление находит, и он излечивается от своей болезни жестокости – просто настоящий дзен, раз - и все, другой человек: поменял знак на противоположный. Похоже, Вяземский наделил героя какими-то своими чертами. Здесь был упрек, что нет внятной концовки – а где она есть в жизни? Слишком все сложно. Есть надежда, что парень что-то поймет и будет помогать другим своим талантом. А может, наоборот, отточит свое оружие и столько народу накидает через плечо своими приемчиками… Все как в жизни.
Вот, например, другое описание:
КИНО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ С ДЕНИСОМ ГОРЕЛОВЫМ "Известия" от 24.12.1998
"Шут" (Россия, 1987).
Лучший фильм о жестокой отроческой поре, формирующей характер на целую жизнь вперед.
Умный девятикласник изобретает систему самообороны шутэ, глуша иронией и цинизмом дубинноголовых сверстников и учителей.
Систему пробивает пустоватая, но очень милая и очень кокетливая девочка - из тех, что так нравятся в девятом классе.
Она развилась чуть раньше и уже знает, что первое правило любви - открытое забрало, с риском получить по нему горячей головешкой.
Кто не рискует - тот не пьет губ нектар и слез амброзию. А с обороной своей гуляй один, майся.
Дмитрий Весенский, Марина Маевская и Игорь Костолевский - в фильме Андрея Эшпая, самом недооцененном шедевре 80-х.
Здравствуйте все и Уважаемый "Я"!
Не согласен с Вами по поводу восприятия фильма. Он не ниочем. И жаль, что Вам запомнились только железнодорожные пути, Костолевский
и псевдояпонские шутэны. Фильм весьма неординарный и рассказывает о сильной личности школьного возраста, со своим мировоззрением и философией.
А описание фильма - это всего лишь описание. Это не рецензия, не психологический анализ и раскрытие психологических характеров героев через игру актеров. Pepeluh ниже очень точно подметил, что "Курьер" - это пофигист, "Плюмбум" - озлобившийся аутсайдер, а Шут - интеллектуал-мизантроп".
Я бы даже добавил, что последний чем-то похож на "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова с поправкой на "наше"
послеперестроечное время. И мне фильм показался очень созвучным моему внутреннему "Я" - в момент выхода фильма на экраны я сам учился в старшем классе языковой спецшколы города Москвы и тоже чувствовал себя "отличным от коллектива". Однако при взрослом осмыслении характера Шута, я понял, что его агрессия чрезмерна
и направлена на всех людей без разбора, в том числе и на тех, которые не заслуживают данного отношения. Вместо того, чтобы корректно и соразмерно "давать сдачи", восстанавливая справедливость, он просто "бьет" по всем, кого видит
(даже по невиновным прохожим на набережной).
А я, извините за нескромность, таким не был, и я бы сильно ценил свои человеческие отношения с нормальными учителями и людьми.
Пусть даже и с поправкой на подростковую агрессивность и самоутверждение.
Не знаю, каким видел Шута его создатель Вяземский, и режиссер, и исполнитель главной роли, но с моей точки зрения, надо было его делать "более человечным и справедливым" - без немотивированной атаки на преподавателя математики, исполняемого Костолевским.
Впрочем, Шут тогда бы не встретил достойного Учителя. И это всего лишь неплохая выдумка автора (спасибо ему большое!) - ведь настоящий гений и злодейство несовместимы. :-)
P.S. Заумник Вяземский действительно отбирает детей в своей телевизионной программе.
Тем не менее, он предоставляет возможность получить престижное образование детям из тех семей,
которые не могут потратить деньги на дорогостоящих репетиторов из этого же ВУЗа, что сводит возможность
их поступления к минимуму. Без его программы ничего этого бы у них не было бы вообще.
По поводу евреев можно порекомендовать почитать соответствующую главу книги Отто Вейнингера (еврей, ценимый руководством III-го Рейха за свою философскую правоту - много ли таких было?), который попытался доказать, что это не национальность, а особый психологический тип. Поэтому данное замечание не является корректным - никто и ничто объективно
не мешает одним людям отбирать других людей.
Говоря кратко (как уже здесь прозвучало), фильм "Шут" - "гениальный фильм. Без вопросов". :-)
Я бы его рекомендовал к обязательному просмотру всем людям-психологам "по призванию".
Фильм тонкий и непростой. Со временем, нескромно предположу, когда-нибудь из него сделают хороший римейк.
Когда поймут, что он, как хорошее вино, которое раскрывает свой вкус только спустя десятилетия, а если испить его молодым, то оно будет кислить, грубо опьяняя без аромата и послевкусия.
С БОЛЬШИМ уважением ко всем отметившимся в этой теме (как ценители качественного кинематографа),
:-)
ЧУТЬ НЕ ЗАБЫЛ САМОЕ ГЛАВНОЕ - СПАСИБО ВСЕМ-ВСЕМ без исключения, КТО ЭТОТ ФИЛЬМ СОЗДАЛ!!!
Оно в 89-м то зашибись было-противостояние юного гения разваливающейся системе,а как оно,сейчас,шутэн этот,как бы он противопоставлялся?Я подросток в то время,думал:мальчик лихую доктрину избрал!А,сейчас,я на стороне учителя(Косталевского)-вот,кто орешек.
Несогласен с "Я" - фильм сильный. Просто герои трех фильмов, которые он перечислил: Плюмбум, Шут и Курьер - абсолютно разные люди. Курьер это тусовщик-пофигист, дворовая версия Сережи Бананана из Ассы; Плюмбум - озлобившийся аутсайдер; Шут - интеллектуал-мизантроп. У каждого из них своя история и общее несчастье - они чувствуют себя лишними в Обществе.
PS А вот куда пропала красавица-одноклассница Шута из этого фильма(Марина Маевская)? Даже в интернете о ней ни полстрочки
Перестроечный фильм ниочем в ключе "противостояния умного мальчика обществу", но в сотню раз более бездарнее и пустее того же "Курьера" и "Плюмбума". После просмотра помню только железнодорожные пути, Костолевского и псевдояпонское кривляние.
А описание фильма вообще бред: "Пользуясь интеллектуальным превосходством, подросток Валя Успенский утонченно и безжалостно мстит окружающим за малые и большие обиды. В поле его интересов попадает и молодой учитель математики Игорь Александрович, ум и тактичность которого должным образом повлияют на парня. Но юный интеллектуал потерпит сокрушительное поражение в самой, казалось бы, обычной житейской ситуации, которую подстроит ему милая, симпатичная одноклассница Ира ? хотя бы для того, чтобы раз и навсегда проучить самовлюбленного шута. Действие фильма происходит в Москве."
P.S.Заумник Вяземский даром что 10 лет таких же умников из еврейских семей отбирает - россию как имели по дипломатической линии, так и продолжают иметь.
Фильм запоминается надолго. Натурные съёмки, которые проходили на набережной Шеченко сохранили старый пейзаж. Сейчас это место не узнать - Башня офисного здания и мост "Багратион".
Это один из лучших в мире фильмов для юных и вообще всех людей. Фильм потрясающий, с множеством глубоких зрительных образов и замечательной драматургией. Сценарий Юрия Вяземского (по его же одноимённой книге). Режиссёр Андрей Андреевич Эшпай. После многих лет проведённых в поиске этого фильма мне удалось получить его на кассете которую через знакомых передал сам Андрей Андреевич. Все влюблённые в этот фильм обращайтесь.
когда то очень давно мне удалось посмотреть этот по-моему замечательный фильм. С большим удовольствием я бы хотел посмотреть его снова. К сожалению его наверное будет сложно найти в Германии, так что если у кого нибудь есть идеи на этот счет - буду очень признателен.