Краткое содержание: Ольга Васильева выросла в детдоме и никогда не знала своей матери. Волею судьбы ей в руки попало старое письмо, написанное ее матерью много лет назад, и она, бросив все, едет из Свердловска в Москву с надеждой встретиться с родным человеком...
И чем Тамара Макаров такая, такая актриса? Красивая, изящная, женственная, но актриса средняя. Была бы талантливая, то выжала бы все, что можно из роли. Её героиня - несчастная женщина с капризным мужем и двумя дочками-гусынями, которые ей не опора, а она никакая.
Автор:
Всегда удивляло,как в мороз девушки ходят в коротких юбках.
Автор:
Удовиченко не деревянная,а сонная.
Автор:
Макарова и Смоктуновский - отлично, остальные какие-то деревянные.
Между Полехиной и Драпеко сходства не больше, чем между Сафоновой и Мирошниченко.
Автор:
Есть в советском кино две идентичные актрисы:Любовь Полехина и Елена Драпеко, незабвенная Лиза Бричкина.Драпеко мне нравится больше.
Автор:
Сначала снимем что будет через двадцать. Девочки Галя и Аня пойдут в шоу-бизнес танцевать, Резо подастся в бандиты, Флора будет торговать в ларьке,а Оля сначала в комсомольские работники, а потом в политику.
Автор:
Да, было бы не плохо если бы сняли продолжение-Дочки-матери.40 лет спустя.Тогда было бы видно,кто чего добился в жизни.
37-му. И.Смоктуновский - просто талантливый актер.
Автор:
Тема детдомовских детей, кажется самая нетронутая в советском кино. Этот фильм, "Странные взрослые","Хозяйка детского дома", вроде бы и все. Неисследованный пласт, как таким детям с раненной психикой трудно в обществе.
Автор:
Герасимов снял в это фильме и свою жену, и своих учеников.А Смоктуновский ему кто был?
Автор:
И чем Тамара Макарова такая великая актриса?Редкостная красавица - да, хорошая актриса - да, но не великая!
Автор:
Что-то я не поняла. Фильм 1974 года. А тут-Вадим Утенков-1983 года рождения.????
Автору: OlCher
[10.10.2013, Все сообщения]. Так называемое «ФУФЛО» начинается тогда, когда «знатоки» с важным и многозначительным видом начинают объяснять что убирала и что оставляла цензура. Так вот ничего подобного не убиралось и не пресекалось, это искаженная, вбитая в голову информация легко внушаемым, наивным людям. Цензура - это не «человек в футляре» Беликов (кабы чего не вышло). Цензура охраняла государственную тайну, а не бдела идеологическую девственность наших граждан (что является полным абсурдом). Бредовые рассуждения о всеобщем запрете на всё из-за бугра являются верхом наивного идиотизма, имеющий массовое распространение среди добрых людей.
Кто-то назвал фильм документальным - увы, когда дело касается музыки, начинается полное фуфло. Не плясали студенты под то, что в фильме, 1974г - пик популярности Deep Purple, Slade, да и Битлз ещё вполне доносились из окон. Понятно, что цензура тогда это не могла пропустить.
По большому счёту,так,как поступила Елена Алексеевна с Ольгой,поступили бы далеко не многие.Ты нам никто,это твои проблемы и решай сама!А то,что маму Ольги из медсестёр перевели в санитарки-результат того,что мама Ольги злоупотребляла спиртным.И на санитарок в больнице как смотрят-ну уволим её,а где найти другую санитарку?
Поклонник! Перейдите лучше к обсуждению фильма, а не к обсуждению личностей.(чем Вы и занимаетесь) Это не красиво, и не этично, вам не кажется? У каждого свое мнение, и если хотите поменять чье-то мнение, то это надо делать не в такой форме.
Вам по-моему объяснили, в чем Вы обвиняете ребенка и всех воспитанников Детских Домом. Откуда могут вообще возникнуть мысли. что героиня ищет какие-то преференции? Она ищет свои корни и сама крепко стоит на ногах.
Вот вам и результат бездушной демократии. Раньше ни у кого не хватало ума обвинить ребенка, если у него этого нет, в предательских наклонностях. Интересно, что Вы сами предаете человечность.
Детство- это мама, папа, дедушка, бабушка,братья, сестры и, естественно,их любовь и забота и т.д. Это Новый Год, подарки; и много еще чего. И продолжайте без меня.
Итак, наша милочка Мелани записала всех детдомовцев - нынешних и в прошлом - в предатели. Всех сразу, так сказать, скопом. В мировом масштабе. Нормально выступает тетенька...
Просто я не верю в Ольгину естественность, мне показалось, что она играла. Я много встречала в своей жизни людей воспитывавшихся в детском доме. И как правило, они как близнецы настолько похожи характерами,своей приспособляемостью к ситуации. Они добрые, отдадут последнее, но и предадут тебя тут же.Это так. Их вины в этом нет, это несчастные люди, не видевшие детства, И это так. А на мне, не надо ставить клеймо или ярлык, с характеристикой.А фильм хороший. Впрочем, как все фильмы Герасимова.
Инъекция духа рабочего класса в затхлый дом с вирусами депрессии от профессора - физика-лирика 60-ых. Девочка развернула дух профессора в созидание, а не в диссидентсво. Вот как Герасимов спасал своими фильмами интеллигенцию в 70-ые.
Ну и что? Это криминал? Мать дома сама с удовольствиме становится проводницей девочки по московским дебрям. Она прониклась к девочке, поняла её трудную судьбу. Я так например с удовольствием разъясняю людям многое и мне это приятно. Что же тут коварного со стороны девочки? В Вас говорит уже современный снобизм. Вы за так уже не приветите человека. Сталин поднял нацию с колен. Люди от сохи до космоса. А Вы уже не имеете этого понятия - брат, сестра по духу. У Вас уже кастовость, клановость. Кстати, Мать поняла, что те язвы, что девочка своим присуствие вскрыла в семье, и надо вскрывать. Семье лучше стало. Мне это даже напоминает фильм Пазолини "Теорема" 1968 года. Там после ухода гостя все впали в кому, а тут наоборот дух свежее стал. Девочка как Иисус Христос. Это интересно.
Что можно получить выгодного, бывшей детдомовке, от интеллигентной семьи? А много чего!Во- первых, манеры,общение с интересными людьми,. А Вы считаете, Ольга была настоящая, она не играла, с той же Еленой Алексеевной,со всеми,т.е. была сама собой? Я думаю, нет. Она приспосабливалась к атмосфере в доме. Откуда ей было знать, как себя вести в семье.Все конфликты в доме были по ее "вине"
Хитрая, ловкая,врунья, изворотливая, эта девочка Оля. И, самое главное, "беспардонная",но по жизни пойдет далеко, такие не упустят ничего для себя лучшего.Одним словом акула. И с новой мамашей, которую нашла в конце фильма что- нибудь, выгодное для себя, возьмет.
Уважаемый Poklonnik,я, знаю о "тех временах" хотя бы потому,что застал эти самые "те времена".Хотя с вашим тезисом относительно С.А.Герасимова полностью согласен.
Сейчас уже только совсем наивный может думать, что перестройка нам свалилась на голову нежданно-негаданно. Герасимов распознал признаки разложения в фильме. Это было позволительно. Была такая же турбулентность как и сейчас.
Послушайте, ну что Вы знаете о тех временах? Герасимов был из высшей касты брахманов Советского кино. Его ученики - это была отдельная элитная каста в Советском кино.
Сегодня смотрел "Дочки-матери" на "Домашнем".Считаю его лучшей работой С.А.Герасимова.Никакого "политзаказа",удивительно,как его пропустили в прокат в те годы.Ведь по тем временам как сказали бы:безидейный,нет ничего о партии и комсомоле и т.д и т.п.
А мсне кажется, что фильмы мэтра Гервсимова надуманные и диалоги неживые, что этот фильм, что "У озера", что "Любить человека" все как-то искусственно...
Автор:
Да,и молодёжь, и составители анонса ЭТОГО фильма перепутали его с сериалом "Дочки-матери"...Ну никак в ЭТОМ фильме не мог играть г.Утенков...Чумовая жизнь.
Интересные тут мнения о провинциальной детдомовской девочке и о московской интеллигентной семьи.Я бы еще добавила,что в этой семье была какая-то затхлая тусклая атмосфера,а Оля ворвалась к ним как свежий ветер.Отец уже начал преображаться-посвятил стихи жене,приветствует гостей,танцует с молодыми девочками.Правда,сделать из его дочек что-нибудь приличное,еще очень много надо постараться.
Великолепный хрестоматийный фильм. Смотрится "на одном дыхании". Каждый образ "выведен" мастерской рукой Герасимова и талантом актеров на 100%. Можно смотреть, пересматривать и получать удовольствие каждый раз.
Герой Смоктуновского вызывает у меня уважение. Вадим Антонович решается первым подать руку этой Ольге, для него это подвиг и заслуга его жены Елены Алексеевны. Но что до этого дикарке Ольге, она руку отталкивает.
лол. народ, читайте внимательней,-это не сериал. что касается самого фильма... симпатию вызвал только образ Елены.редко увидишь кино,где все основные персонажи прописаны столь отталкивающе:-)
Эта детдомовская девочка просто в ужас приводит! В чужой монастырь со своим уставом не ездят, как известно. А она так развернула свою бурную деятельность, что просто диву даешься..... Но все ее поиски правды, бескомпромиссность, так называемая принципиальность и проч. - не что иное, как ЗАВИСТЬ. Хотела девочка Оля получить приличную семью, столичное благополучие и шикарную (что уж говорить!) маму в лице Макаровой. Но-увы! Это не ее уровень.Ее уровень - ПТУ, в котором она учится и пьющая мама-санитарка:)
Автор:
Оля-девочка выросшая в детском доме,без родителей.Любой ребенок в случае беды прибегает к мама с папой,а к кому может прибежать Оля?Она привыкла,что должна сама за себя постоять,помощи ждать не от кого.Это наложило отпечаток на нее,в ней так сказать недостаточно такта,но у девочки хорошие задатки,так что со временем возможно изменится.
Что-то я всё перепутал Сибирь и Урал, Новосибирск и Ленинград. Друг в исполнении Герасимова был из Ленинграда, но всё равно, летает по всему Союзу. Идея такова, что Москва живёт какой-то своей жизнью. Неудовлетворённость что ли?
Уважаемая Антонина, простите если обидел Вас. Сибирь, Урал - это всё равно далеко от Москвы. Об этом и фильм. Не о том как в Сибире, на Урале хорошо принимали эвакуированные заводы, как осели там специалисты, а о том как Москва это всё забыла. Основное действие фильма происходит в Москве. И именно в Москве девочка с Урала никак не может найти тепло и понимание. Больной профессор-Смоктуновский до того больной, что он весь фильм больной, олицетворение больной науки, его друг Герасимов - энергичный по-видимому из Новосибирска, где академгородок и расцвет. Вобщем ни одного положительного лица среди Московских персонажей. И это надо было иметь смелость так показать в 1975 году. И Герасимов сделал это. Смелый шаг, согласитесь. А относительно девочки с Урала - согласитесь она тоже не ангел, как говорит героиня Тамары Макаровой - "ну у тебя и размах", когда она сумела неосторожными словами разогнать всех гостей. Да девочка из детдома и т.д., но это не отменяет культуру поведения и душу. И у меня создалось впечатление, что из всех персонажей душа, способная к пониманию есть только у героини Тамары Макаровой. Ведь именно она пожалела и попыталась понять девочку. То есть связующим звеном между всеми нами, когда кто в лес, кто по дрова, кто в гламур, кто в революцию, остаётся ИСКУССТВО. И это правда и поныне, и в новые времена. И в этом смысле образ Тамары Макаровой это образ русской души как когда-то она сыграла хозяйку Медной горы (Урал, опять Урал), так и в этом фильме она сыграла эпический образ праматери всего русского. И в этом сила режиссёра Герасимова - умереть в актёрах. Они и должны были в этом фильме диссонировать друг с другом и не стыковаться, если кто ещё не понял.
Только что посмотрел фильм по "Культура". Случайно. Катарсис.
Я не понял, зачем Оля стала сочинять про то, как она в Москве действительно нашла свою мать. Объяснила она все искусно. Даже я сначала поверил, что на самом деле Елена Алексеевна решила запутать следы.
"Твоя мама злоупотребляет спиртным. Даже не знаю, что тебе посоветовать. Пиши." Вот это концовочка.
А почему в "жёны" Смоктуновскому Герасимов "выбрал" свою Макарову? Ведь она на целых 18 лет его старше. Ей бы лучше сыграть в фильме бабушку!
Несмотря на это, фильм замечательный, призывает к размышлениям и вызывает светлую ностальгию по далёким уже 70-м...
Отличный фильм, я его очень ценю за то, что то время показано 100% верно. Все очень точно, и обстановка, и типажи. А уж когда показывают Свердловск - с экрана просто холодом тянет!:) Удивительно, но я этот фильм я воспринимаю как наполовину художественный, наполовину документальный.
О творчестве Любови Полехиной. Посмотрела здесь список её работ - впечатляет! Кстати, из уральской тематики она впоследствии сыграла в фильме "Демидовы".
Знаете, самое главное, в этом фильме, что взрослой детдомовской девушке ОЛЕ не хватало семьи, матери, ощущения себя (не как труженника и активистки, а личности). То, что, мы - домашние, знаем с детства, она - не знала! Не знала о ролях в семье, о терпении и любви. Вот ОЛЯ и "сыграла" в эту игру дочки-матери с Т.Макаровой. Инициатором конфликтов случайно была ОЛЯ - ну не знает она, как вести себя в СЕМЬЕ. И люди были не готовы! Тем более, чужой, уже взрослый, человек, как снег на голову, свалился - не каждый это выдержит! Представьте, по ошибке к Вам заявится детдомовская девушка - и как?
ГЛАВНОЕ: ОЛЕ нужен был этот миг, этот опыт, мать - в какой-то степени она утолила свой жизненный опыт. Детдомовским детям всё же тяжело по жизни!
СМЕШНОЕ: Оля привезла гостинец из Свердовска. Смоктуновский назвал его - ТОРТ. На самом деле он назывался Уральский пряник, вот такой большой! Я помню этот пряник, был такой. По вкусу - мягкий пряник в глазури, с корицей и начинкой из повидла. Внешне - пряник, что-то выдавлено (Свердловск, что-ли)!
Да! Маленькая описочка - Исторический сквер (а не центр).
И ещё, Poklonnik, пишет о том, что в фильме какие политические моменты восприятия Москвы (?). Я в глубоком недоумении, поскольку, в силу географии, Свердловск - это Урал, а не Сибирь. Во-вторых, неприятия Москвы никогда не было (не надо приписывать ваше воображение чужим!). Более того. Ведь речь идет о заводской девочке, не так ли. А многие заводы Свердловска образовались из эвакуированных в годы войны заводов! И специалисты были и москвичи, и питерцы. А потом, многие остались здесь, а потом их потомки... Сколько же у нас при совке проживало коренных москвичей-питерцев, белоруссов, немцев, евреев и т.д. ОШИБОЧКА у Вас уважаемый! Тут у нас на редкость толерантно и российско, и "хохляцких настроений о москалях, съивших сало НЕТ".
Мне безумно понравился этот фильм, хотя впервые я увидела его год назад. Приятигивает игра Макаровой-Смоктуновского, молодой Любови Удовиченко. Немаловажно для меня - в фильме эпизоды ещё совкового Свердловска (Екатеринбурга).Это мой родной город и по маме я коренная екатеринбурженка. В фильме заснят самый центр - Исторический центр (где Оля на скамеечке сидит зимой) и место рядом с Музкомедией - м-ном "Океан" (разговаривает с проходящими друзьями), а также старый-добрый непеределанный вокзал (Оля выходит в город из-под арки на гостиницу Свердловск). В силу возраста и 1973 г.рождения таким город могу только по фото помнить. Сейчас город перекрашен в немецкий бюрг, а прежде бы много питерского и окраска зданий была более спокойная что-ли. Тот же район Уралмаша-Эльмаша проектировался ленинградцами-архитекторами лучеобразным и т.д. Кстати, Poklonnik, Свердловск - это не Сибирь, а Урал! Точнее, Средний Урал! Имейте ввиду, что такое полное незнание географии страны приводит в ступор уральцев! Это всё-равно, как Север Югом назвать.
Кстати,очень точную характеристику своим доченькам дает сам отец в начале фильма,когда сравнивает их с незнакомой ему еще детдомовской девочкой.«Эта девочка знает,что за собой нужно убрать и помыть посуду,а пока вас о чем-то допросишься,то легче сделать самому».
Что интересно - ведь Михалков сейчас пытается занять нишу, которую занимал в свое время Герасимов - государственного, если хотите, режиссера. Правда, таланты их несопоставимы - судя по последним бездарным поделкам, Никита совсем скатился в слошное подражательство и заимствование, даже заискивание перед западными кинематографическими штампами, ни одной свежей идеи. Соглашусь, что этот фильм для Герсимова нетипичен. Это не мощная классика, как Маскарад или Красное и Черное, не народная драма, как Молодая Гвардия, не мифологизированная история, как Комсомольск или Юность Петра. Скорее, это некая абстрактная социальная драма. Абстрактная, потому я что согласна, что метафорами он тут все же увлекся. Мне фильм понравился. Потому что даже не особенная удача Герасимова - НАМНОГО превышает удачи многих современных режиссеров. Фильм интересен, прежде всего, актерскими работами.
А по моему. просто материал не Герасимова. Слишком мелок для него и узковат. Вот несостыковка и приводит к вязкости. Это и не позволяет с пеной у рта спорить с критикой polac. И в тоже время фильм с какой-то внутреннй силой.
И еще наблюдение: после этого фильма Любовь Полехина просто просилась в ремейк фильма "Зоя" о Зое Космодемьянской (если бы его в 70-х сняли и сняли бы честно). Оч-чень подошла бы. По всем показателям - от внешности до подросткового максимализма и несгибаемой целеустремленности...
И еще о "Дочки-матери" - фильм в единое целое с трудом собирается, но начинаешь рассматривать в частностях - шедевр и гениальость. Как прекрасно вырисованный художником нос, рот, глаза, но отстранишься от картины - все вкривь-вкось.
Что-то "цельная" детдомовская девочка как-то мало трогает... а больше всего запоминается Смоктуновский. С метафоричностью здесь почти такой же "перебор", как и в похожем "В четверг и больше никогда".
А мне больше всего понравился эпизод, где Оля (артистка Любовь Полехина) приехала домой- в комнату в общаге и горько плачет.
Она посмотрела как живут люди, как ее не восприняли "соплячки-мажорки" и
ощущает свою неполноценность.
Во времена выхода этого фильма на экраны страны, актрисе Любови Полехиной прочили большое будующее, как великолепной самобытной актрисе. Где она сейчас? как сложилась ее творческая судьба?
Автор:
Почему бездарный фильм?Интересный сюжет,жена всю жизнь старается угодить мужу и упустила дочек.Выросли обе ленивые и бездушные.
Автор:
Автору polac: фильм "Дочки-матери" вовсе не бездарен,а скорее,наоборот.Вполне приличный фильм.Что же касается Смоктуновского...Да,собственно из-за него,его Таланта и Мастерства этот фильм не забыт,его смотрят до сих пор во многом благодаря ему.Великий Артист,что тут ещё скажешь...
Очередная бездарщина Герасимова. Единственный сильный момент фильма - ночной танец дочек и детдомовской девочки. В фильме нет людей, одни символы, метафоры. Физики - лирики, Москва - провинция, интеллигенция (скорее, совковая аристократия) - народ... Символов можно придумать множество, а где хоть один живой человек? Соплячки-мажорки от души сплясали ночью - и это единственный искренний момент во всем фильме, потому и прозвучал.
Абсолютный провал образа Любови Полехиной.Это далекий прототип Розетты
братьев Дарденн. Но Дарденнам Розетта безумна интересна и этот интерес и сопереживание передается с бешеной силой зрителям. Герасимов не понимает и не принимает собственную героиню, он ее не умеет ПОЧУВСТВОВАТЬ. А вообще, разве Герасимов умеет понимать и чувствовать своих героев? Для него человек - очередной символ, в рамках которого нормальный актер (Смоктуновский) вынужден дергаться и интуитивно пытаться хоть как-то выплыть. Режиссер здесь ему не помощник...
Метафоричность? Сколько угодно. Жизнь? Человек? Полное отсутствие.
Ещё один аспект - мать и отец - Тамара Макарова и Иннокентий Смоктуновский - это физики и лирики, союз которых породил скучающее искусство - их дочери - уже интеллигенция в энном поколении не отличаются силой духа - насмешливые столичные девицы. Детдомовская девочка, в исполнении Любови Полехиной, оказалась в очень трудной ситуации, но прошла с честью, не сломалась. Два учёных мужа - в исполнении Смоктуновского и Герасимова - и труженница искусства - в исполнении Тамары Макаровой - относятся к девочке с симпатией. "Лирик", очевидно балерина в прошлом посвятила себя мужу-учёному. Своё призвание положила на алтарь науки. И что получилось? Капризный муж и эгоистки-дочери. Печально. А чужая девочка становится ей близка по духу. Ведь бывшая балерина работящая, жертвенная мать.
Я думаю мать (Тамара Макарова) - это дух, идея, которая была предана и не осушествилась.
Блестящая терминология - "соплячки-мажорки"! Есть над чем подумать. Ясно, что делается этот имидж просто - скучающая интонация + гримаска, а разрушительный эффект - сто Хиросим! Приходилось видеть, испытывать на себе. Тем правдивее цельная героиня Полехиной. К сожалению, она не совсем воплощение женственности, эта девочка в ушанке, танцующая "за мальчика". Сказывается привычка к узкой железной коечке, тумбочке, всегда помнить, что ты не одна, жить в общей комнате. Поплакать - и то недопустимая роскошь. А еще - она прямолинейна и безжалостна, в силу тех же, наверное, обстоятельств. Четкая дикция (черт бы побрал эту общественную работу! Это западня для наивных душ и раздолье для лицемеров и хищников). Вот, убеждаюсь, что и этот фильм С. Герасимова - сплошная правда жизни и повод для долгих размышлений. Чистов и правдивое "волшебное зеркало".