Краткое содержание: "Фильм "Обыкновенный фашизм" был тем максимумом искренности, которую мог выдержать советский экран 60-х годов. Сегодня можно сказать гораздо больше, добраться до самых основ болезни, которая принимает разные формы: красную, коричневую, черную (клерикальную; фундаментализм может быть не менее злокачественным, чем социализм и национализм)." - Г.Померанц ("Искусство кино", N10-94).
Очень современное кино. С учётом власти "обыкновенного фашизма" на хрюкаине и проебалтиках, аплодисментов недорезанному бандерцу в канадском парламенте, потуг на пересмотр итогов войны и т.д. Всем либерастным ублюдкам, гадящим на этот фильм и на СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, отрезать всё, что торчит.
Обыкновенная коммунистическая пропаганда. Начинается с примитивной лжи, как "Гинденбург продал власть Гитлеру за 2 млрд. марок". Про выборы января 1933 года - ни словечка, понятно. А к Муссолини никаких серьезных предъяв так и не смог нарыть, как ни старался - вот и запустил пару шутовских анекдотов, больше нечего было сказать.
Когда Ромм снимал этот фильм, ему было 63-64 лет. На чьи уговоры он мог "поддаться", как написал Михаил? Каких-таких "многих людей культуры и искусства"? Попробуем разобраться. Во-первых, скорее всего, это были ровесники режиссера, те, мнению которых он доверял, тем, кому было за 60-т лет. Во-вторых, это были люди, которым было не безразлично творчество битлов, а проще - те, кто любил The Beatles после достижения пенсионного возраста. Несмотря на то, что их популярность в годы создания фильма была явлением сугубо местного значения. Кто в СССР в 1963-1964 г. знал битлов, их музыку? Разве творчество знаменитой четверки в ТО(!) время имело какое-то глобальное негативное явление для СССР, что бы их "изрядно"(!!!) необходимо было критиковать в фильме, посвященном ужасам фашизма? Нет, у меня не получается свести концы с концами. Может Михаил прокомментирует свою невесть откуда добытую информацию о "вырезке" из фильма?
Автор:Михаил, хотелось бы узнать об официальном источнике вашей информации, учитывая, что во ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ фильма, его съемок битломания еще только-только зарождалась. Да и то на Западе и за океаном. Кто это такие за "многие"(?) люди культуры и искусства", я так полагаю в СССР, просили Ромма не критиковать "изрядно"(?) группу The Beatles в своем фильме, учитывая, что в то время мало еще кто вообще знал эту группу в СССР. Да и те кто знали, больше знали лишь по названию. Или вы забыли ТЕ времена и что именно из музыки слушала наша страна?
В фильме должна была быть изрядная доля критики в адрес группы Beatles.Многие люди культуры и искусства просили Ромма не делать этого.Он поддался на уговоры и лично вырезал всю критику из фильма.
Автор 217-й, что-то вы ни к селу ни к городу привели высказывание Гитлера о совести. Задумались о чем-то своем? Про совесть много высказываний великих людей. А вы почему-то решили цитировать известного душегуба и отморозка. Что так?
"Совесть -- еврейское изобретение" -- сформулировал печально известный автор "Майн Кампф"
Автор:
Монумент документалистики всемирной и в том числе советской оттепельной: формат между страшилкой и КВНовским стёбом («отдаст Гитлер монетку или не отдаст. Не отдал...»). И еще нетленный учебник заказного пиара: любая правда или ложь (нужное подчеркнуть) в фильме легко оборачивается на 180 или 120 градусов против любого оппонента Гитлера: будь то либеральные Штаты или страшные тоталитарные Советы, больная паркинсонизмом старая Европа или новообразованное, но воинственное государственное образование в Палестине, что подтверждает золотое правило софистов — истины нет, а есть лишь утилитарная правда. Главное, чтоб её пропаганда оплачивалась сегодняшним победителем. Это и культурность-некультурность, ужасы войны и реки крови, пролитые для достижения своих целей, и превращение людей в бездуховное стадо, и готовность к подвигу, и тупость бюрократического аппарата и его винтиков и так далее. Автор фильма заговорился до парадоксального казуса: в одном месте фильма он клеймит немцев, называя их «нелюдями, недочеловеками», а в другом — клеймит фашистов за то, что они придумали понятие «недочеловека». Это нестрашно, самое главное страсть и пафос обличения — всякое лыко в строку: медсестра в кадре или хороший фрак звучат как приговор, и только в Рейхе у людей скучная работа, а киношные Венеры 30-х толстозады (а Союзе 30-х они, видимо, были похожи на модели с обложки «Вог» из будущего)… Ну и еще трусость советского официального пацифизма («нет войне»), умело замаскированная под антифашизм.
Те, кто ложится под сиюминутного геополитического гегемона, конечно, тактически правы — лучше глодать объедки с пира победителей, чем братская могила или позорный столб побежденного. Но в этом всемирном оплевании назначенного козла отпущения есть что-то героическое, мученическое. Что-то от нашего древнего подвига юродства.
После прочтения "Майн кампф", книги откровенной до циничности, становится понятным – как Гитлер стал "автором" Второй Мировой войны:
1. Не обладая никакими талантами (кроме склонности к рисованию), Гитлер обладал завышенным самомнением (в книге об этом кричит буквально каждое слово).
2. Болезненные неудачи в юности воспитали в Гитлере ненависть к тем, кого он считал виновниками этих неудач (эту ненависть он никогда не скрывал).
3. Его участие в боевых действиях (в Первой Мировой войне), когда он реально рисковал жизнью и видел большое количество смертей вокруг, повредило его психику (смерть перестала для него быть противоестественной).
4. Поскольку в Германии была сильна социал-демократия, то главным "изобретением" Гитлера стала подмена классовой борьбы – борьбой националистической, когда немцы становятся мировыми эксплуататорами, а все остальные народы – эксплуатируемыми. Это позволяло в Германии быть и "волкам (рабочим) сытыми" и "овцам (капиталистам) целыми".
И никакая красота не спасет мир – Гитлер тоже читал и восхищался творениями Гете, Шиллера, Шекспира!
страшно жить в мире, где кто-то (пусть их мало)верит в идеи фашизма. Люди, посмотрите, ужаснитесь, гордитесь теми, кто смог избавить мир от ужасов Гитлера и иже с ним
Фильм актуален, как образец - как не надо делать документальное кино. В средневековье была тотолитарная идеология? Это когда Германия, Италия и другие страны состоли из десятков очень мелких государств? Вы какую имперскость имеете в виду? Полагаю, речь идет о втором рейхе - священной Римской империи, влиятельном государственном образовании средних веков, имперский дух присутствовал в Испании(вспомним хотя Нидерландскую буржуазную революцию), имперский дух европейских государств особенно ярко проявился в эпоху великих географических открытий, когда алчные европейцы стали грабить и порабощать племена в открытых ими землях, католическая церковь являла собой образец имперской власти(сожжение еретиков, т. е. инакомыслящих, запрещение неугодных книг, догматизм в науке, агрессивность и милитаризованность церковной власти - вспомним эпизод, описываемый у Эразма Роттердамского, когда папа римский Юлий 2 в военных доспехах въезжал в брешь в стене, подражая римским цезарям, вообще стремление подавить общественную жизнь, поработить свободную мысль, сжать ее в тисках идеологии, отражающей господствующую точку зрения на вопросы веры и проч.), тот же Наполеон с его имперскими планами поработить мир, был питомцем средневековых взглядов на власть, когда у одних были права на неограниченное господство, а у других только необходимость беспрекословно подчиняться и служить высшему сословию - чем не образец нацисткого государства? Замечу сразу, я противник марксизма(в его политическом и мировоззренческом толковании), чтобы меня не упрекали в классовом подходе, но я пытался объяснить корни нацизма из исторического развития народов(почему он зародился именно в Европе, а не в Азии, где казалось бы есть необходимая почва для вызревания подобных идей, имею ввиду историческую традицию и характер народов), а собственно по поводу фильма, я считаю это шедевр, потому что в нем звучат обвинения, а не просто излагается история нацизма, так должен поступать историк, Тацит судил sine ira et studio, однако обличительный характер его повествования ощущается, еще замечу, что часто в фильме показывают детей - детей, мирно рисующих папу, маму, солнышко, небо, но еще детей, прячущих за пазухой хлеб, морковь, чтобы незаметно от нацистов принести эти продукты своим больным и голодным родителям, братьям, сестрам, мне вспоминается Достоевский(Раскольников с его идеей наполеонства чем не прообраз будущих идеологов нацизма и большевизма)пишущий о слезинке ребенка, вспоминается христианское "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;(Матфей 18:3) " - что еще добавить?
Алексею. Вы, что-нибудь кроме телехрени смотрите? Надо же самому думать иногда. Нельзя так презирать свой народ и его героическую историю. Или вы не из нашего народа? Очернить нашу историю, мечта фашистских недобитков и их пособников. А вы черните.
Фильм, конечно, в значительной степени коньюктурный, сделан так, чтобы максимально соответствовать школьному учебнику по истории СССР за 8-й класс. Гитлер изображен исключительно, как орудие немецких олигархов, хотя, конечно, это было совсем не так. Но самое удивительное в нем то, что если заменить слово фашизм на большевизм, то 99% содержания фильма не утратит свою актуальность. И концлагеря, и расстрелы, и монументальное искусство, и массовое умопомешательство по поводу вождя всех времен и народов, и войны, и антисемитизм, и преследование национальностей. Впрочем, у нас еще были собственные ноу-хау - два голода, организованных большевиками, когда матери детей своих ели, и чудовищная нищета и убожество населения (немцы хоть цивилизовано жили).
Фашизм - это не просто ненависть к иному, а обязательная потребность уничтожить иншадумца, как говорят в Беларуси. Сегодня в моей стране такаяя же ситуация, возрождены отделы идеологии в исполкомах и на предприятиях есть должности замом по идеологии. Кто не согласен с политикой Лукашенко - враг. Фашизм - большевизм -эти идеологии страшны ненавистью к инакомыслию.
Фильм актуален, как образец - как не надо делать документальное кино. В средневековье была тотолитарная идеология? Это когда Германия, Италия и другие страны состоли из десятков очень мелких государств? Вы какую имперскость имеете в виду? Она очень разная. Национализм вы какой имеете в виду? Вы, дружище в школе историю учили? Учиться, дружок, никогда не поздно. Конечно если судить об истории по подобным фильмам, попадешь пальцем не туда.
Замечательная картина о нравственной деградации и одичании, о средневековой тоталитарной человеконенавистнической идеологии, которая принесла смерть и страдания десяткам миллионов людей планеты. Фильм очень актуален и для современной России, где все еще в моде чудовищная имперская ностальгия, национализм и нетерпимость.
С понятием "фашизм" надо определится. Не надо видеть в нем что-то советское, сталинское. Это чисто европейской явление, с энтузиазмом поддержанное всей Европой. Жестокость и беспощадность в системе свойственна колониальным странам.Фильм на редкость слабый.
Фильм на редкость слабенький. Какая икота, ничего по сути, что у него материалов не было? Там у него ляшки толстые в моде, там через плечико кто-то заглядывает. А 50 миллионов нет! Где суть СС, где фашиствующая Франция, Швеция, Голландия, где вся эа Европа? Поэтому легионы СС В Прибалтике,на Украине головенку подняли, где наши деды и дядьки лежат в сырой земле. Не можешь не берись.Не "Обыкновенный" у него фашизм, а ни какой.
Ромм- гений! Сказал то, что и сколько хотел сказать !
Михаил-умница, Владимир-молодец. Простите, это не оценка, а согласие с мнением.
Неоднозначный… Провокационный… Как , однако, я красиво…Эстеты, мать…
Фашизм, нацизм, большевизм- это флаги, г Померанц, самовыдвиженец в пророки в своем и окружающих Отечествах!
Неточность: Прокат у авторов сайта- 20 млн человек. Факт общеизвестный: в1965 году фильм только в СССР (была такая страна), не считая зарубежья, посмотрело 180 млн!
О названии:- «обыкновенный фашизм» - сбивает. Человечество делится на мужчин, женщин, на чернокожих и белых, на грузин евреев и чечен… Еще изобретено много всяких разных классификаций… Ромм поделил человечество на людей и фашистов.так получилось потому что прошло всего 20 и целых 20 лет со Дня Победы.
В сути же в переводе на сегодняшний язык называется фильм «Люди и нелюди»
(на примере одного отдельно взятого Вождя одной отдельно взятой Германии).
Художественных достоинств… Дело не в фасоне хлястика солдатской шинели, речь о наличии, или отсутствии этой самой души! Был то не один, который не стрелял!
Выбор невелик: человек, или нелюдь независимо от того, что сподобило в нелюди.Поищи ка в себе вирус , с помощью которого тебя, на основе тонких политпсихологий можно превратить в нелюдь, которая может сама стрелять и резать не сможет, зато слюной в телекамеру брызгать , науськивать и аплодировать стреляющим вполне способна! Неважно, идет ли речь о нацистском концлагере, о детях в Хорватии, о Белградских домах, или о Японском городе1 Нелюдь существо без национальности, цвета кожи, занимаемой должности: премьер ли Великобритании «…России достаточно 15 млн населения,чтобы добывать нефть и газ…» , темнокожая Райс и «белая « Олбрайт –Иракским мертвым детям всё- равно…В 91 дурачки ввели, а мерзавцы в 93 стреляли , и так и из пушечек!
Я детям своим и внуку этот фильм показал, каждому лет в 15 , и если я их правильно воспитал, они поймут, что Ромм хотел им сказать…
Что касается профкритиков, пусть роются: статьи с соответствующим гонораром ,
Просто прозвучать- им без этого, как без бутылки алкашу.Давайте посмотрим на Давида Микельанжело: неплохо-неплохо, Стать, грация, анатомия… Вот член, пожалуй..
И , по большому счету (со штангенциркулем) левое меньше правого на 3,5 мм…
ПРОСТИТЕ НО Я НЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ циник.
У меня тоже два деда и два прадеда воевали, тем более что один из них был евреем. Но это не мешало ему быть истинным русским и патриотом России. Я просто хотел указать на то, что опасно во главе государства, сажать еврея. Слишком уж миссионисткая нация. Так что простите меня, за моя прямоту, я никого не хотел обижать. Я просто хотел того, чтобы люди не только критиковали, но и еще основывались на исторических фактах и на книгах известных писателей. Я не фашист и не нацист, я просто историк
Что за дурацкий отзыв. Вы что болван, пишете обо мне такие глупости, когда речь идет о фильме, о людях, о нашей истории. И вообще, "вы трус", назовите свое полное имя или принесите извинения за такую ерунду. А если хотите указать на ошибке, то сначала похвали "мерзавец". Здесь обсуждают реальные проблемы или вы еврей, которому не понравился отзыв, ну уж извините, это мое мнение о вещах, и я называю все своими именами.
Евреев и цыган никто не любит,поэтому не удивляйтесь тому, что их уничтожали. Ведь нацизм формируется столетиями(веками)в русском народе и в других народах. Иногда они сами заслуживают такого обращения, особенно как они себя ведут в нынешнем мире. Вспомните кто привел к власти коммунистов и устроил революцию "евреи", а кто, извиняюсь за выражение, отмыл много денег на нефти и газе после прихода Ельцина к власти. Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие наши «бизнесмены»,все евреи в основном. Вы хоть раз задумывались о своей родине, истории, народе, которому приходится в основном попираться на улицах, получать мелкую зарплату, или вообще пить алкогольные напитки, всё это от хорошей жизни, нет. У немцев было тоже самое, думаете что они не знали кого приводят к власти, нет они знали, ибо не привели бы к власти Гитлера, если бы у них не было повода. Почитайте Ремарка, Фейхтвангера и.др немецко-еврейских писателей, и вы поймете какие были времена в Германии 1929-1933 гг., легко осудить один народ, легко обвинить его в порочности характера. Ведь все использовали Германию в своих целях, не Анлию, не Францию, не США и СССР не интересовали, поголовное уничтожение евреев и цыган. А также, советую обратить внимание на фильм Стэни Крамера "Нюрнбергский процесс". Идеи Гитлера были в чем-то, правильными. Но при этом я не говорю о всех евреях, среди них есть честные люди. Мне очень жалко, что погибло столько невинных людей, 7 миллионов евреев. Я историк, и трезво все оцениваю.
Смерть немецко-фашистским захватчикам. Слава героям павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Великой Советской Родины! Победа коммунизма неизбежна!
Админы ! Так ведь не бить фашистов ?! ЧТО ЛИ ?!! Я ж против них !!! И нос у меня с горбинкой... А от первой части я стебаюсь ! Много философии оставили в отзывах...
Конечно, этот фильм очень сильный. От многих сцен волосы дыбом. И слезы сами собой наворачиваются на глаза. И многие его эпизоды не стареют и не теряют актуальности. Но вот мне, после многих лет показов этого фильма, повезло увидеть незаконченную картину Ромма - "И все-таки я верю". И я понял, как многое осталось недосказанным этим режиссером. Потому что последняя картина замысливалась как продолжение "Обыкновенного фашизма". Не по сути, а по концепции. Из тени - в свет. И там еще большая мощь режиссера. Его светлый оптимизм по поводу человечества. Возможно, не совсем чистый, даже политизированный и идеологический, но тем не менее - стоит посмотреть, чтобы двигаться дальше.
Главная "фишка" этого фильма (как он воспринимался тогда) - ассоциации нацистского режима со сталинским. Конечно, впрямую тогда это никак нельзя было озвучить, но в некоторых частях (особенно - про искусство в рейхе) - это сходство выглядело потрясающим! Думающие люди сразу замечали. Недаром этот фильм довольно быстро сошел с экранов и потом надолго лег на полку, это при том, что успех был огромный для документального фильма.
Слава Богу - сейчас есть хорошего качества ДВД.
P.S. Между прочим в 60-е на наших экранах шло много иностранных фильмов про годы нацизма, про концлагеря и т.п.
Потом все это исчезло так же неожиданно, как появилось.
"Потом раздались первые несмелые аплодисменты, потом кто-то заметил меня. Весь зал встал, и мне устроили овацию" - гм, а ведь не помнящие реалий СССР могут эти слова принять за чистую монету. На соответствующих мероприятих в нашей стране "первые несмелые аплодисменты" являлись сигналом - "всем аплодировать". ЗЫ. Это замечение не про сам фильм, а по поводу данного комментария к нему." - вообщето кино впервые было показано в германии не в ссср. Хоть в Восточной но всёже...
"что он уничтожит глубоко ненавистный им СССР" - слишком упрощенный взгляд на вещи. Читайте мемуары Черчилля о Второй мировой войне, сей господин достаточно открыто в них высказался - после войны всем миром должны были управлять англосаксы.
Автор:
"Потом раздались первые несмелые аплодисменты, потом кто-то заметил меня. Весь зал встал, и мне устроили овацию" - гм, а ведь не помнящие реалий СССР могут эти слова принять за чистую монету. На соответствующих мероприятих в нашей стране "первые несмелые аплодисменты" являлись сигналом - "всем аплодировать". ЗЫ. Это замечение не про сам фильм, а по поводу данного комментария к нему.
Автор:
"Лейпцигский фестиваль открылся 13 числа, и просмотр состоялся вечером 13-го ноября.
Меня торопливо вывели в боковую ложу, и ждали, что, как всегда, когда начинаются заключительные надписи, люди начнут вставать, выходить или аплодировать. Но в зале было полное молчание... Тысячи человек сидели на местах... и молчали. Я не понимал, что означает это молчание.
Это был первый массовый просмотр картины за рубежом. Кончились надписи, переводчик объявил конец картины: «Шлюс». Медленно зажегся свет, закрылся занавес. Тысячи человек молчали. Я стоял в ложе и старался понять, что происходит. А происходило то, чего я так хотел добиться,— люди думали. Они думали еще минуту после того, как зажегся свет. Но для режиссера картины такая минута кажется годом.
Потом раздались первые несмелые аплодисменты, потом кто-то заметил меня. Весь зал встал, и мне устроили овацию.
Трудно передать, что должен пережить советский режиссер — представитель страны, которая так пострадала от фашизма, когда ему аплодируют тысячи зрителей-немцев из ФРГ и ГДР."
"Я делал эту картину для советской молодежи. Я заметил, что молодежь, выросшая после войны, плохо представляет себе, что такое война и что такое фашизм. Плохо знает, иногда и не хочет знать. Я делал картину для них."
Михаил Ромм, режиссер фильма "Обыкновенный фашизм"
Я думаю, добавлять что-то лишнее.
Насчет фашизма. Классический фашизм был в Италии, а в Германии была его наиболее страшная разновидность - национал-социализм. Это 2 ветви одного дерева. Кстати, еще одна веточка - социализм по-сталински. А что касается западных держав, общеизвестно, что именно они вскормили и вспоили Гитлера в надежде на то, что он уничтожит глубоко ненавистный им СССР. Помимо помощи Польше и Чехословакии СССР пытался создать что-то типа системы коллективной безопасности, направленной против Гитлера, однако Европа нас не услышала, как не слышит и сейчас. А в результате СССР остался в одиночестве и пакт Молотова-Риббентропа был вынужденным шагом, единственным выходом из тупика. Когда же западные страны поняли, что такое Гитлер и что им не удастся отсидеться в стороне, наблюдая, как Германия уничтожает СССР, они пошли на союз с нами, но непосредственно в войну вступать не спешили, ждали, пока СССР и Германия максимально измотают друг друга. Из-за этих похабных политических игр пострадали больше всех мы, но и европейские народы хлебнули лиха полной мерой. И, не дай бог, если сейчас вдруг появится новый Гитлер, Европа, да и США поведут себя точно так же. Уж очень они нас не любят. Так что далеко не все умеют извлечь уроки из прошлых событий. Кстати, на мой взгляд лучше всех усвоили уроки истории главные агрессоры 2-й мировой - Германия и Япония.
Почему фильм называется "Обыкновенный фашизм", а не "Обыкновенный нацизм". Ведь фашизм был в Италии, а нацизм в Германии. Я не понимаю, почему никто задумался о том, откуда появился фашизм и нацизм. Кто виноваты в этом, немцы и итальянцы, нет они виноваты в том, что развязали войну. Но есть еще кое-кто, кто виновен в появлении этих режимов. Это наши хваленые демократические страны: США, Англия и Франция. Прежде всего Франция, ведь это она заставила Германию подписать самые унизительные требования. А когда Германия стала принадлежать Гитлеру, почему с такой ненавистью стали уничтожать евреев, да потому что евреи имели больше хороших постов и лучше жили чем немцы. И самое главное не Англия, не Франция ничего не сделали против Германии, когда она стала захватывать Австрию и Чехословакию. СССР даже хотела предложить помощь Чехословакии и Польше, пропустив через их территории свои войска, но они отказались. Польша тайно сотрудничила с Германией и собиралось воевать против СССР до начала войны. Но война началась и унесла миллионы жизней русских людей. В этой войне виноваты все.
Страшное это явление - фашизм. А Гитлер в какой-то степени был гениален. Это ж надо умудриться превратить прекрасный, трудолюбивый немецкий народ, народ высочайшей культуры в тупое и злобное стадо (конечно, не весь народ, но большую его часть), готовое взорвать весь мир ради бредовых идей своего бесноватого фюрера.
Фильм весьма неоднозначный и довольно провокационный, отражающий политические потребности т.н. хрущёвской "оттепели" (как внутри страны, так и во внешней политике).
Фашизм - отвратительное явление, которому не должно быть места на земле. Но история ничему не учит людей - не всех конечно, но многих. Вот и опять то там, то сям возникают неофашистские организации. Эту мерзость надо выжигать каленым железом, что бы там ни вякали правозащитники. Фильм прекрасно раскрывает звериную сущность фашизма, однако же он надолго исчезал с экранов, поскольку мыслящие люди совершенно справедливо усмотрели параллели и сходство между гитлеровской Германией и сталинским СССР, по крайней мере, во внутренней политике это были близнецы, с тем отличием, что Гитлер уничтожил в репрессиях в мирное время 100 тысяч человек, а Сталин - миллионы. Это сходство поняли и идеологи 70-х годов и фильм спрятали почти на 15 лет.
Нацоинальная, расовая и прочие нетерпимости всегда были и будут, это свойственно характеру человека. Только почему то все в этом видят только минусы, забывая про положительные черты. По-моему идея слишком заманчива!!!!