Награды и примечания: Вариант перевода - "Ясновидяший".
Краткое содержание: Экранизация романа Стивена Кинга.
Психомистический триллер, снятый мастером, в чьих способностях напугать зрителя до смерти никто не сомневался. Картина, поставленная Стэнли Кубриком по одноименному роману Стивена Кинга, вызвала довольно противоречивые оценки критики и недовольство автора литературного оригинала, однако это не мешает ей до сих пор оставаться в числе самых ярких и серьезных представителей 'страшного' жанра.
Начинающий писатель Джек Торренс (Джек Николсон) устраивается работать зимним сторожем и вместе со своей женой Уэнди (Шелли Дюволл) и сыном Дэнни приезжает в шикарный отель 'Оверлук', расположенный в горах Колорадо. И поначалу наш герой не принимает близко к сердцу одну мрачную историю, рассказанную ему управляющим отеля. Историю о предшественнике Торренса, некоем Дэлберте Грэйди, несколько сезонов назад не выдержавшего испытания клаустрофобией, сошедшего с ума и зарубившего топором свою жену и двух дочек-близнецов...
****
Полуночник
Краткая критика на кино «Сияние»
Реж. Стэнли Кубрик
Никогда не являлся поклонником Стивена Кинга, что собственно вызывает удивление у знающих мою огромную любовь к творчеству Клайва Баркера. Но, думаю, что тут не трудно провести чёткую полосу разграничений меж двумя творцами. Не случайно упомянул Кинга, ведь именно по его остову режиссёр соорудил данный кинопродукт с одноимённым названием по книге, только лишь вот не более, чем скелет взят в поддерживающий каркас. Прикасающийся к литературному источнику или же иным последующим экранизациям с протекцией писателя поймёт гряду несоответствий в малом и крупном по всему хронометражу. И после выше описанного абзаца становится ясным о царствовании в «Сиянии» единоправного гения режиссуры – Стэнли Кубрика. По мне огромный плюс. Он смел, как всегда, чтобы содрать литературную нудную шелуху и подать собственное блюдо, несомненно, с помощью человека-акулы (это я о его дьявольской улыбке) Джека Николсона. Но отнюдь, как бы главный актёр не твердил по прошествии десятков лет о собственно мизерной работе в фильме, кою он сравнивает с чем-то вроде балетных па и пируэтов с топором наперевес; о жутком недовольстве писателя в переигранном до тьмы несостыковок детище и ещё уймы разного, кино «Сияние» заслужило похвалу в свой адрес, водрузив за океаном звание, как самая удачная экранизация Стивена Кинга. А он боялся...
Чтобы не утруждать мысли под коркой головного мозга, не тонуть в сравнениях литературной основы и кино Стэнли Кубрика пытаться сопоставлять краями эту пару не стану.
А вот и кратчайший сюжет, встречайте…
Учитель «завязавший» с выпивкой живёт с женой и сыном. Последний несколько странен, возможно, всего лишь виноват небольшой возраст и выдуманные невидимые друзья только переходная грань людской жизни; может через год другой он и сам позабудет о беседах со своим указательным пальцем?..
Решив написать пьесу, мужчина сгребает свою семью в охапку, доезжает на машине до отдалённого отеля и получает разрешение стать сторожем на несколько зимних месяцев. Попутно его пичкают страшилкой о бывшем стороже, который планомерно взял да и пристрелил ко всем чертям двух дочурок-близняшек с жёнушкой. Ах, да, после и себе мозги разнёс тоже к чертям собачьим. А малец, пока был занят отец, выслушивает историю от старика-негра, мол, мы оба умеем замечать некое сияние, переговариваться без слов… Это здание тоже умеет это, оно иногда сияет. И если что не так, то ты только позови меня в мыслях и я приеду на помощь. И ещё между делом – не заходи в такой-то номер, не нужно…
Через какое-то время ни персонал, ни посетители уже не в стенах огромного отеля, отрезанного от всех и вся, а лишь трое сторожей. Женщина подобно другой заботливой хранительнице семейного очага готовит пищу, занимается бытом, пока муж в просторной зале не настукивает на пишущей машинке зачатки будущей пьесы. Сын же без присмотра колесит на трёхколёсном велосипеде по нескончаемым коридорам, изредка натыкаясь на мигающие призраки двух девочек-близняшек…
Далее раздражение писателя всё нарастает и нарастает на жену, как снежный ком, когда та отвлекает его от работы началами фраз для разговора или же призывом перекусить, но здесь его в принципе можно понять всем, кто что-то пишет или сочиняет…
Словно в нескончаемой беспроглядной пучине одноликих дней, как и горизонт белый-белый от гигантских завалов снега всюду, отец забредает в каком-то полусонном трансе в ресторан и, причём встречает тут множество народу: разодетых гостей и персонал. Бармен терпеливо выслушивает сетования мужчины, уставшего от семьи, бесплатно подливая алкоголь...
В туалете призрак бывшего сторожа настоятельно просит повторить свой кровавый подвиг нынешнему коллеге. На него возложены большие надежды…
Невзирая на предостережения старика, мужчина входит в зловещий номер с убитой женщиной и застаёт там её обнажённый призрак. Она, покинувшая ванну, начинает увлекать в танец и… дурман спадает и перед глазами уродливый разбухший труп!
Бедняжка жена находит стопку бумаги мужа. Задаваясь интересом к его детищу, она читает первые листы и находит там только один бред, коей повторяется из строчки в строчку, из листа в лист. Всюду только бред сумасшедшего, набранный на печатной машинке. Выходит её муж всё это долгое время только что и делал так это настукивал белиберду час за часом?..
А вот и он. Его разум затуманен. Он тянется к жене, разгневанный запретом на посягательство к его пьесе.
Интуитивно она защищается. С пораненным коленом тот настигает. Но всё же удаётся его отключить и запереть в огромной холодильной камере.
Во время отдыха от недавнего кошмара, сын в истерии твердит слово «убийца» задом наперёд, пророчествуя о скорой опасности…
Запертый подвёл призраков, но те дают ещё один шанс и засов снаружи отпёрт. Нельзя их подводить, нужно реабилитироваться, посему сторож прибегает к более весомой компенсации своей хромающей нижней конечности – оружие.
Вскоре в его руках уже длинный топор с пожарного щита и рот полный ругательств, с угрозами расправы.
Вокруг никого, вся надежда на себя, когда безумный муж крошит дверь туалета с садистским остервенением. Но тот старик… мальчику удаётся связаться с ним. Он в дороге, скоро он будет тут, вот уже и звук его гусеничного вездехода внизу…
Однако и топор перестаёт рубить разбитую дверь. Его обладатель спешит к незваному гостю…
Примерно так и идёт повествование. Я нарочно не желал детализировать, дабы каждый (особенно с учётом, если это первое знакомство с фильмом) насладился происходящим, порой неожиданно резким на переворот, а иногда захватывающем на мерные диалоги с представителями иного мира. Конечно же, не стоит упускать дифирамбы в высокий строй подачи самого помещения, каждого кадра, берущего персонажей в капкан огромного безлюдного пространства, пугающего зрителя даже лишь этим. Режиссёру удалось это сполна. Вспоминая свои ощущения, да и вообще все доводы всех знакомых и друзей в похвалу Кубрика, скажу, что мурашки так и маршируют по спине при (особенно первом) просмотре данной истории. Здесь нет как таковых монстров, нет гротескных чудовищ, но есть несколько верных составляющих для удачного ужаса: мизерность действующих лиц, загадка, атмосферность отдалённого от окружающего мира пространства, мистика, тонкий шлейф сумасшествия, красочное действо, верность подобранных операторских работ и освещения, звуковое сопровождение и грим. Всё в симбиозе создаёт неизгладимый эффект блужданий по колоссальному отелу, пустому и одновременно тесному от страха с нападением полоумного безумца с увесистым острым топором.
Даже не знаю, что можно ещё возложить на алтарь похвал, ведь более удачно вылепленной киноистории о сумасшествии и призрачном шлейфе вмешательства фантомов пока мне не встречалось. А перелопатил я из жанра жутиков много чего.
И подводя итог написанному, поделюсь личным мнением, что в иных экранизациях (в основном телевизионных в несколько серий) подобного холодящего кровь эффекта я не находил. Однако, чтобы не заступиться за автора первоисточника, то есть Стивена Кинга, тоже нельзя. Безусловно, он был прав, высказав гневные негодования по поводу экранизации, ведь в ней очень и ещё раз очень мало от его взгляда, вплоть до концовки, мотивов и даже орудия в руках убийцы. Одним словом «Сияние» с Джеком Николсоном это как ни крути – мистический триллер Стэнли Кубрика, нежели экранизированный роман, что не делает ни чести, ни хулы в его адрес. Обязательно рекомендую каждому (фильм многопользовательский и его одинаково смотрят разные поколения и приверженцы к жанрам) прикоснуться к – как я называю «Сияние» - истории о планомерном сумасшествии от одиночества и одичания, в рамках одной малой социальной группы близких людей.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Если Вам понравилась данная статья и у Вас есть суждения на её счёт или были найдены какие-либо неточности с моей стороны, то всегда буду рад получить отзыв. Заранее благодарен.
Полуночник
****
Мммм фильм замечательный, интересный, но страшным не назовешь, все сыграно потрнясно. но конец фильма с этой фотографией неопределенный и кто-нибудь, расскажите!!!!!!!ОТ ЧЕГО ВСЕ ТЕ ЛЮДИ ОТКИНУЛИСЬ?????? КАК ОНИ УМЕРЛИ???????
для галл аноним:
присутствие Джека на фотографии означает, что он навечно стал "жителем" этого отеля. )
Фильм очень понравился, вообще все работы Кубрика можно смотреть не отрываясь.
Посмотрел вчера вечером. Под впечатлением. Книги не читал, судить не могу. Актёры играют прекрасно по всем статьям. Безумное выражение лица Николсона способно испугать само по себе. Фильм в принципе не столько страшный, сколько напряжённый. Хотя и откровенно страшные моменты там есть. Меня реально пугали те две девочки, появляющиеся ниоткуда. Да и метаморфоза женщины в ванной... Самый страшный малыш Денни - его паранормальные способности, раздвоение личности и фраза "Redrum" (особенно когда понимаешь, ЧТО она означает). Мальчик сыграл блестяще! Мистеру Кубрику - моё уважение за отсутствие заляпанных кровью стен и кучи трупов - в фильме лишь одно убийство - бедняги повара. Чувствовал он, что с отелем что-то не то (и ведь о номере заветном знал!) решил выехать на место, да и попал под бешенный топор. Конечно, не всё в фильме ясно. Прежде всего - прошлое Джека. Та же фотография 1921 г. Хотя мне кажется, что это вовсе и не Джек, а его отец. В филмье конкретная дата не поставлена, однако звучала цифра "1970". То есть осбытия происходят как минимум через год - 1971. То есть с момента съёмки фотографии прошло 50 лет. Джеку на фотографии лет 20, значит ему должно быть 70 лет? Абсурд, больше 40-а ему трудно дать. Если же предположить, что на фото отец Джека - то всё сходится. Джек, очевидно, родился где-то в начале 30-х, когда его отцу было около тридцати, и все цифры становятся на места. Тут, возможно и завязка - генетическая память тянет Джека туда, где был его отец, и возможно именно от отца ему передались какие-то гены безумия.
В фильме несколько надуманная ситуация: неудавшийся писатель с расстроенными нервами, жена, боящаяся своего мужа и скрывающая это, сын с кризисом общения, воображаемым другом и видениями, повар также с паранормальными способностями, отель, находящийся на месте захоронений индейских племён, сторох которого в своё время сошёл с ума и убил всю свою семью - слишком уж густо, как по мне, слишком много всего. Не знаю, в чей адрес сей упрёк - Стивену Кингу или Стэнли Кубрику. Из недостатков самого фильма могу выделить только его продолжителньость. Я понимаю, что это режисёрская задумка - постепенно вводить зрителя в атмосферу безумного отеля, нагнетать обстановку и т.д. И всё же два с половиной часа - это уж слишком, товарищи.
срня и мне 13 лет и я не врубла, Джек говорил, что как будто бывал в отеле, знает, как он устроен, но вспомнить не мог. Фотография сохранилась с 4 июля 21 года с его изображением. Единственное, что так и не поняла, в какой промежуток времени происходит действие в фильме, какой год. Фильм, конечно, потрясающий, чаще всего обращаешь внимание на мимику героев, из-за крупного плана, вот эта игра действительно поражает. Один из самых лучших ужастикотриллеров когда-либо снятых.
Отличнейший фильм, концовку, правда, немного недопонял,но что привидения не являлись плодом больного воображения Джэка это точно, потому что ближе к концу фильма его жена с ножом бегала по отелю и тоже видела их.
один из 2 лучших психологических триллеров, снятых когда-либо. Второй - молчание ягнят. Атмосфера саспенса, прекрасная игра Джека Николсона,натуралистично изображающего безумие сплетены в этом превосходном мистическом коктейле. Любители мистики, если вы еще не видели этого фильма, стыдитесь!
Фильм, на мой взгляд, лучший в своем жанре.Создатели триллеров знают, что для зрителя страшен не сам ужас, а его ожидание.Вот поэтому в фильме мало крови, трупов, резни, но практически весь фильм построен на концовке, весь фильм мы ожидаем чего-то страшного, весь фильм мы в жутком напряжении.Высший пилотаж!Трое главных героев (Джек, жена, сын)-просто в десятку.Книга тоже хороша,кто не все понял в фильме-прочтите книгу.Отель-это монстр, кот. завладел душой Джека.
Фильм, конечно, сильный, но много упущено, плохо показано "превращение" Джека, влияние отеля и тд. Кубрик по своему пути пошел, эт не плохо, конечно, но.. книгу слишком люблю.
Автор:
Редкое явление! Книга ничего. Но фильм потрясный. Только Тарковский на уровне.
да ето просто шедевр. а вот там такая сцена, когда Николсон заходит в голд клуб. а там музыка и народ. Гилберт заливает его коктейлом, и когда Гилберт чистит его куртку, НО ТОЛЬКО СМОТРИТЕ НА ЕГО ЛИЦО. И РАЗГОВОР ТАМ . ДААА. ВОТ ето мне нравится. смотрел неоднократно. весь фильм на одном дыхании.
Актриса отлично сыграла жену - напуганная птичка. Причём она напугана давно муженьком, когда он вывернул 3-летнему сыну руку. У неё дрожат руки, когда он закуривает во время разговора с врачом в начале фильма. У семейной пары скрытые комплексы - она боится его, поскольку как наседка охраняет ребёнка, а он страдает от того, что она не даёт забыть тот эпизод, когда он вывернул ребёнку руку. Так или иначе эта ситуация должна была взорваться. А поскольку у Джека комплекс вины крутится вокруг сына и жены, то последствия - взрыв негатива против них.
еще кое-что заметил...помните как Джек во время завтрака говорит что ему кажется что он уже был сдесь, что знает что тут за каждым углом..эдакое де жа вю..а в конце фильма он на фотографии 50 летней давности...это подтверждает что он не человек...
С романом и рядом не стоял этот фильм,ибо книга черезчур хороша.
"Так вот может Джек нечисть какая-то?"
Точно подмечено,вполне возможно.А то я не врубился в эту дату.
"И еще, про сумосществие, если голоса это только плод больного воображения Джека, как тогда он из продуктового хранилища выбрался, ведь кто-то ему открыл дверь?"
А может и не плод?
Кстати, одна мной примеченная вещь. В самом начале фильма когда главные герои едут в автомобиле, мы слышим рассказ про туристов которые в вагончике попали в аварию и их занесло снегом. Чтобы выжить им прешлось поедать друг-друга, т.е. стать канибалами. Так вот, когда Джек разговаривает с барменом он говорит- Мне было нелегко пережить ту зиму в фургончике. И в конце фильма мы видим фото на котором вна переднем плане Джек с датой 4 июля 1921 г. (4 июля день Ивана Купалы, по поверию в этот день мертвецы могут востать из могил и разгуливать по земле), а по виду он не моложе чем в те дни. Так вот может Джек нечисть какая-то? И еще, про сумосществие, если голоса это только плод больного воображения Джека, как тогда он из продуктового хранилища выбрался, ведь кто-то ему открыл дверь?
Только что посмотрел. ШЕДЕВР МИРОВОГО КИНОМОТОГРАФА!!!!!!Вот как надо снемать страшные фильмы, с минимумом расчленнки и без спецэффектов. Да, сейчас такого нет.....Отдельное спасибо за последнюю сцену в лабиринте, как Дэнни Джека перехитрил. БОЛЬШОЕ СПАСИБО КИНГУ, НИКОЛСАНУ (как всегда красавчик, мой любимый актер), КУБРИКУ И ВООБЩЕ ВСЕМ АКТЕРАМ. А как они ловко придумали сцену с зеркалом Red Rum, а? Ведь супер!!!!! И тут такое повсюду!!!!!ПРОСТО ГЕНИАЛЬНОЕ КИНО!!!!ПЕРВЫЙ РАЗ ПОСМОТРЕЛ И ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ БУДУ МИНИМУМ НЕДЕЛЮ ХОДИТЬ!!!!!!!ВООБЩЕМ РЕБЯТА, ЕСЛИ ВЫ ЕЩЕ НЕ ПОСМОТРЕЛИ ЭТОТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ- ВЫ МНОГО ПОТЕРЯЛИ. (Поклонники Джека Николсона, пишите. Буду рад)
Конечно, этот фильм нельзя рассматривать, как экранизацию С.Кинга.Фильм, что называется "по мотивам".Но...
Оба эти произведения абсолютно выдающиеся и самодостаточные.Оба эти произведения,как и положено у мастеров, дополняют друг-друга.Обида, которая возникает у поклонников Кинга
за "надругательство над святыней",-ничто.Она быстро проходит,особенно, когда вспомнишь о качестве других экранизаций Кинга.Гражданам, недовольным Кубриком,советую посмотреть "Давилку".Вот уж где надругательство.А "Темная половина"!А "Ночная смена"!По-большому счету,Кинг должен быть благодарен Кубрику/ а он и не против/,ведь это чуть ли не единственный фильм категории"А" в его экранизациях.Практически все остальное/за исключением 2-3 фильмов,а у него их за 50/отстой!Жалкие поделки. Ужастики категории"Ы".
И где, спрашивается,блюстители частоты кинговских идей?
Новое "Сияние" не заслуживает даже того, чтобы о нем говорить в данном контексте.
Убогий господин Гаррис,прилепившийся к романам Кинга,лихо рубит уже пятый роман.Чего стоит его экранизация "Противостояния"!
Слабо "Темную башню" экранизировать?Тут ему и смерть от фанатов.
Кубрик - гений. В этом его фильме мне нравится абсолютно все: актерская игра, съемка, музыка. Музыка замечательна!!! Кубрик всегда очень внимательно выбирает ее... Отлично!
Филарет, вообще-то это "Заводной апельсин", а не... Насмотрелся видимо кучи "крюгера", вот и автоматически отключился от смысла фильма.Голова эротикой забита!
Etot film odin iz luchshix bsex bremen i narodov, esli Vi ne smotreli, smotrite obezatelno,Kubrik, prosto geni, film snjat masterski xoxrosho, ljubiteli strashnix filmov, iz etogo filma mozno uchitsja sdelat ugas
Очень классный фильм. Жуткие надписи на стенах, маска собаки,ожившие чудища из растения, ползучий гидрант ,а также маскарад привидений-всё это поразило меня
Подскажите: у меня этот фильм есть на DVD. На диске есть меню. Так вот, один из последних эпизодов называется "Опенлоок пришёл за Джейсоном"...
Вообщем, КТО пришёл за отцом мальчика в конце фильма, когда отец бегал по лабиринту и замёрз? Я не помню такого Опенлоока.
Говорят, что Кинг не навидит этот фильм, считает его отличным от произведения!И правильно!Кубрик сделал гениальное кино!И плевать, что считает Кинг, ведь Кубрик превратил заурядное произведение в шедевр!Он построил сюжетную линию не на Отеле Оверлук, а на безумии Джека Торенса и не прогадал,Николсон сыграл гениально!Ребенок тоже на уровне, а вот женушка подкачала, но Николсон затмил всех.Особенно интересен момент, когда жена Джека находит книгу, над которой он так напряженно работал, а там всего одна строчка много много раз напечатанная-Одна работа никакого бзделья,бедняга Джек не знает веселья!-на мой взгляд это кульминация фильма именно тогда события начинают развиваться с ураганной скоростью, именно тогда Уэнди понимает, что ее горячо любимый муженек, уже не тот каким был прежде!Он обезумевший маньяк!Да вы можете возразить,что у Джека и раньше ехала крыша, но до не давнего момента этому свидетелями являлись мы с вами и сам Джек, который конечно не подозревал об этом, а после книги это увидела и его благоверная!И мы все поняли, что вот оно безумие, со всеми вытекающими из него последствиями!Кубрик это красиво показал!А Джек это красиво исполнил!
Потрясающая роль Николсона! После этого фильма он стал одним из четырёх моих любимых актёров! Операторская работа выше всех похвал! Особенно когда камера следит за мальчиком катающимся по отелю! А режиссура...Стенли Кубрик - гений и фильм гениален!
Клим-Дэнни Ллойд был отобран для роли Дэнни Торранса в Стэнли Кубрике Сияние из-за его способности сохранить его концентрацию для расширенных промежутков времени, и его возраста 6 лет. Он также близко охранялся Kубриком. В течение съемки он не знал, что это был фильм ужасов,и еще несколько лет спустя. Несмотря на его славу и его известную фразу Redrum! Redrum! он снялсья только еще один фильм. От 1999 года он преподаватель Науки на Среднем Западе.
М-да, попал на фильм на НТВ случайно, что-то раньше краем уха слышал, но посмотреть удалось впервые. Классика жанра, что еще сказать. Ощущение от мощнейшей игры трех главных актеров прямо физическое. Интересно, а мальчишечка этот где-нибудь еще играл? Николсон, похоже, во многих следущих фильмах обыгрывал находки сделанные в этой картине.
СТРАШНЫЙ фильм. Причем и для психики, и для мозга. Сумасшествие переплетается с потусторонними играми, человек вовлекается в иную рельность и постепенно теряет рассудок. От такого-то счастья.
Здорово, что фильм абсолютно чист и естественен. Хороший сюжет, талантливая режиссура и великолепная игра Николсона.
Это удивительно магический фильм... не каждому дано прочувстовать магию и магнетизм этого фильма, вкучить запах атмосферы и накала в каждом кадре...
уххх...
Я слышал, что особняк, в котором снимался этот фильм, через некоторое время после окончания съемок хозяевам пришлось разрушить, т.к. в нем стали происходить странные вещи (полтергейсты всякие).
Фильм не очень страшный, я видел и пострашнее. Кроме того, чувствуется какая-то глубокая мысль, которую хочет донести Кубрик,но она тонет во всех этих триллеровских прибомбасах
Совершенно изумительный фильм как по
режиссуре,так и по игре актеров.И нечего на Кубрика валить.Тот-же Кинг со временем признал Сияние одной из лучщих
экранизаций своих произведений.Кроме того в 2004 году был составлен рейтинг самых впечатляющих сцен в жанре хоррор,
так вот сцена когда Торренс ломится с топором в ванную признана лучшей сценой
всех времен и народов.
Прсто фильм не рассчитан на микробный
интеллект таких людишек как Карен и Филарет.Невзирая на жанр это все-таки
интеллектуальный фильм,а не современное
дерьмо где после двух сцен плакать от
тоски хочется.
Откровенная гадость. Типичнейший американский хлам с морем крови, топором, схождением с ума и невнятной интригой в конце. От режиссера "Механического Апельсина" ожидал бОльшего...