Краткая биография: Фридрих (Владимир) Маркович Эрмлер (Бреслав) родился в Режице, Витебская губерния, Российская империя. В 1923-1924 годах учился на актёрском отделении Ленинградского института экранных искусств, в 1929-1931 годах - в Киноакадемии.
В 1924 году организовал с Э.Ю. Иогансоном — Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу — эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние фильмы Эрмлера («Катька-Бумажный Ранет», 1926, совместно с Иогансоном; «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е.И. Замятина; «Парижский сапожник», оба — 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведённых по воле случая вместе. Режиссёр умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в том числе благодаря своему постоянному актёру Фёдору Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актёрская фактура Никитина, его «нездешность» среди реалий советского быта 1920-х годов талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино - «Обломок империи» (1929).
В 1930-х годах отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы «Встречный» (1932, совместно с С.И. Юткевичем) и «Крестьяне». Картина «Встречный» была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Д.Д. Шостакович. Меняется и тематика фильмов Эрмлера: «Встречный» воспевал пафос первой пятилетки, а «Крестьяне» посвящены борьбе против классового врага в деревне. Несмотря на засилье идеологических штампов, в этих картинах следует отметить запоминающиеся человеческие характеры, прежде всего сыгранные актёрами В.Р. Гардиными и Н.И. Боголюбовым.
Масштабный биографический кинороман «Великий гражданин» (1938-1939), посвященный памяти С.М. Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий. В этом фильме Эрмлер не позволяет себе даже тени объективности в анализе событий, откровенно возвеличивает диктатуру Сталина, в сущности, воспевает атмосферу террора и доносительства, сложившуюся к концу 1930-х годов в СССР.
Во время Великой Отечественной войны создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах «Она защищает Родину» (1943, Сталинская премия за 1946 год), которая примечательна работой Веры Марецкой над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны. В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы «Великий перелом» о Сталинградской битве и «Великая сила» о борьбе советских учёных с космополитами.
Смерть Сталина освободила Эрмлера от обязанности делать «великие» фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 году выступил с сатирической короткометражкой «Разбитые мечты» о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 году - уже как «Званый ужин». В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х годов Эрмлер поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви (пусть и с неизменным социальным пафосом) - «Неоконченную повесть» (1955), где солировали актёры Элина Быстрицкаяи Сергей Бондарчук.
В историко-революционном жанре режиссёр продолжал творить по старинке («День первый», 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В.В. Шульгина и попытался в определённой степени заново оценить вместе с ним события 20 века в художественно-документальном фильме «Перед судом истории» (1965). Во многих своих фильмах Эрмлер выступал в качестве соавтора сценариев.
С 1940 года - художественный руководитель киностудии «Ленфильм».
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Народный артист СССР (1948).
Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
|